Вопрос обоснованности повышения цен/тарифов на энергоносители и коммунальные услуги в Украине перешагнул не только «государственную границу», но и перешол из плоскости защиты народных интересов в плоскость открытой политической игры.
Долгожданный не стал ненужным. Неделю назад, 29 мая, парламентская Рабочая группа по рассмотрению вопроса обоснованности повышения цен/тарифов на энергоносители и коммунальные услуги наконец-то обнародовала свой отчет о проделанной работе и направила Председателю Верховной Рады Владимиру Гройсману.
Заметим, первоначально, согласно поручению Председателя парламента, предполагалось, что свои согласованные предложения Рабочая группа представит на рассмотрение Верховной Рады еще 7 мая.
Однако, «учитывая необходимость обработки огромного объема информации, поступившей» от имени руководителя Рабочей группы, заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства градостроения и жилищно-коммунального хозяйства Алены Бабак, Председателю парламента было направлено письмо с запросом о возможности отсрочки срока предоставления предложений.
Новой датой подачи отчета Рабочей группы было анонсировано 14 мая. Но и того дня выводы не были предоставлены. Зато под куполом Верховной Рады был зарегистрирован законопроект №2832 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усиления защиты граждан от необоснованного повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги)», необходимость принятия которого базировалась на еще не обнародованных наработках Рабочей группы.
Последние, теперь известно, содержатся на 57 страницах и подкреплены десятками приложений. Основная мысль – «установление цен/тарифов на природный газ и связанные с его потреблением коммунальные услуги произошло без должного обоснования.
Безотлагательно должны быть проведены дополнительные расчеты тарифов, а розничные цены на природный газ, используемый для потребностей населения, утвержденные постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг №583 от 03.03.2015 года, требуют немедленного пересмотра».
Так, Рабочая группа рекомендует Верховной Раде, Кабинету Министров, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Антимонопольному комитету, Министерству социальной политики, Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ПАО «НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Укртрансгаз» внести ряд изменений в законодательство и другие нормативно-правовые акты. Подробнее ознакомиться с документом можно здесь.
Впрочем, исходя из того, что 2 июня Национальная комиссия создала Рабочую группу по раскрытию информации относительно методологии формирования и проведения обзора расчета розничных цен на природный газ для потребностей населения, в которую вошли представители иностранных аудиторских компаний, складывается впечатление, что уже поданы предложения, так сказать, отечественной Рабочей группы не имеют достаточного веса.
Так, в НКРЭКУ подчеркивают, что целью создания Рабочей группы с участием иностранных аудиторских компаний, в частности Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG, есть незаангажированное проведения осмотра и расчета розничных цен на природный газ для потребностей населения. Что, в свою очередь, между строк говорит, что по мнению национального регулятора, выводы отечественной Рабочей группы таковыми не являются.
Аналогичной позиции придерживается и правительство. Судить об этом можно со слов Премьер-министра Арсения Яценюка, произнесенных во время часа вопросов к правительству на последнем пленарном заседании Верховной Рады.
«Мы завершим аудиторскую проверку, образование, ценообразование по тарифам, правильные они или неправильные – четырьмя крупнейшими мировыми компаниями в конеце следующей недели. Я предлагаю и прошу многоуважаемого Председателя Верховной Рады Украины, после того, когда у нас будет готов отчет мировых аудиторов по этому поводу, отдельно пригласить сюда в парламент: правительство, Национальную комиссию по регулированию энергетики, НАК «Нафтогаз Украины», если согласятся аудиторы, давайте пригласим сюда аудиторов, раздадим отчет каждому народному депутату Украины и снимем, любые политические вопросы экономическими ответами на то, как создавались тарифы» - в частности отметил Премьер.
По его мнению, заслушать отчет об установлении тарифов и аудиторской проверке этих тарифов можно будет уже на этой неделе, а через пленарную неделю - принять соответствующие изменения в законодательство.
Результаты без аудита известны
Таким образом, несмотря на календарный план проведения второй сессии Верховной Рады, становится понятно, что вопрос обоснованности тарифов еще, как минимум, месяц, не будет решен и будет обрастать все новыми мнениями и заявлениями. А даже, если звезды будут благоприятствовать, то независимо от того, кто окажется правым, а кто виноватым, украинцам вряд ли стоит надеяться на то, что счета за «коммуналку» существенно станут легче.
Первое, уже из имеющихся заявлений членов правительства и ответственных структур, понятно, что снижение стоимости энергоносителей и тарифов на коммунальные услуги в их ближайшие планы не входят. Так, в интервью одному из информационных агентств Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин отметил, что снизить нынешнюю цену на газ для населения невозможно.
«Это невозможно. Понятно, что есть какие-то политические цели перед местными выборами и людей пытаются подготовить к тому, что эти тарифы необоснованны», - подчеркнул он, добавляя, что заявления о том, что тарифы необоснованны, является ничем иным, как популизмом.
В то же время, по мнению Министра финансов Натальи Яресько, главная проблема украинцев не в стоимости газа, а в ошибочном убеждении, что украинский газ должен стоить меньше. «В трубе, простите, не видно, это наш газ не наш. Есть ресурс, и есть его цена, которая должна быть рыночной, иначе будут кражи и злоупотребления. Уменьшение разницы в стоимости газа для промышленных предприятий и для нужд населения снижает возможности для злоупотреблений и коррупции», - подчеркнула госпожа Министр.
Глава НАК «Нафтогаза» Андрей Коболев, в свою очередь, отмечает, что без рыночных цен в Украине никогда не будет рынка газа. «Рынка без рыночной цены не бывает. Это все равно, что вам говорят: вы сначала научитесь плавать в пустом бассейне, а потом мы заполним его водой», - объясняет он.
Наряду с этим, глава НАКа подчеркивает, что понимает, что людей невозможно убедить в том, что повышение тарифов – это хорошо. «Мы понимаем, что человека невозможно заставить принять то, что повышение цены на газ — хорошо для него... Наша задача в ситуации повышения тарифов на газ — помочь людям сэкономить на объеме потребления, а следовательно, меньше платить. Для тех, кому совсем трудно, есть своего рода «анестезия» — субсидии» - резюмирует он.
Второе, по выводам парламентской Рабочей группы по вопросам обоснованности цен/тарифов на энергоносители и коммунальные услуги, украинцы могут рассчитывать на то, что стоимость газа в случае учета ее рекомендаций, снизится на 10%. По крайней мере, именно о такой «скидке» сейчас говорит руководитель Рабочей группы Алена Бабак. «Есть основания снизить тарифы минимум на 10%», — в частности отметила она. Возникает только вопрос: что такое 10% при цене газа в 7,1 (или даже 3,6) тыс. грн. за тыс. куб. м «голубого» топлива, и существенно ли это облегчит «тарифное» бремя для населения?!
Вместо послесловия
Наряду с тем, стоит заметить, вскоре украинцы получат очередные счета за жилищно-коммунальные услуги. На этот раз в «платежках» будет стоять не только «повышенный» тариф на газ, вырастут тарифы и на горячую и холодную воду. А вот правительственная «анестезия» в виде субсидий на оплату ЖКУ по упрощенной процедуре оставляет желать лучшего.
По словам заместителя Министра Минсоцполитики Виталия Мущинина, за апрель текущего года против апреля 2014-го количество получателей субсидий возросло на 24,4%. Так, за назначением жилищной субсидии обратились 1,14 млн. семей. При этом средний размер субсидии по стране составил 335 грн. против 71,6 грн. прошлого года.
В течение указанного периода на «горячую телефонную линию» Кабинета Министров по данному вопросу обратились 107 тыс. граждан. Подавляющее большинство жалоб касалось отказа в принятии документов для назначения субсидий территориальными подразделениями социальной защиты и отказа в назначении данного вида государственной помощи. Также за время работы нового формата назначения субсидий были выявлены определенные проблемы оперативности обмена информацией с Государственной фискальной службой и жилищно-коммунальными организациями. Кроме этого, лишь 15-20% деклараций о доходах граждан поступили в органы соцзащиты заполненными без ошибок.
Поэтому, за что и как долго политики будут воевать? – вопрос риторический. А между тем, результаты опроса свидетельствуют, что украинцы верят в возможность снижения тарифов на коммунальные услуги. Люди убеждены – повышение цен необоснованно и они поползут вниз, если против них восстанут.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2