В условиях мирового финансового кризиса чрезвычайно актуальным является поддержка экономически активной части населения, которая не только создает и реализует товары и услуги, а и обеспечивает рабочие места и стабильные отчисления налогов в бюджет.
Такую активную часть населения составляют предприниматели, среди которых львиную долю составляют субъекты малого предпринимательства – физическое и юридическое лица. Количество только малых предпринимателей физических лиц уже превысила 1,5 млн.
Новости налоговой и регуляторной политики отслеживает сайт он-лайн консультаций “Юрдопомога“.
В свое время большим шагом к стимулированию развития малого предпринимательства в Украине стал Указ Президента № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 3 июля 1998 года, который с изменениями и дополнениями регулирует упрощенную систему налогообложения и по сегодняшний день.
Однако этот законодательный акт уже не отвечает современным украинским экономическим реалиям. В первую очередь, это касается объема годовой выручки субъектов малого предпринимательства, которая дает право применять упрощенную систему налогообложения и размера ставок налога, не учитывающего уровень инфляции, которая существенным образом увеличился с 1998 года.
Также есть определенные ограничения относительно отчислений в Пенсионный фонд, количества работников у субъектов малого предпринимательства и т.п.
Следовательно, необходимо пересмотреть упрощенную систему налогообложения с целью сделать ее более эффективной в сегодняшних реалиях.
Именно это попытались сделать депутаты от БЮТ, внеся проект Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
Однако Главное научно-экспертное управление при Верховной Раде Украины не согласилась с рядом предложенных инициатив по упрощенной системе налогообложения.
Так, представленный законопроект не решает вопроса налогообложения малого предпринимательства комплексно, так как физические лица – субъекты предпринимательства могут платить еще и фиксированный налог. Однако представленный законопроект не содержал информации относительно дальнейшего применения (или отмены) фиксированного налога.
Кроме того, внедрение внесенных предложений существенным образом увеличит налоговую нагрузку на субъектов малого предпринимательства – физических лиц. В частности, согласно действующего Указа Президента, ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства - физический лиц не может быть меньше 20 гривен и больше 200 гривен в месяц. В то же время согласно проекту ставка налога определяется в зависимости от объема выручки и ее максимальный размер составляет 1500 гривен. Такой подход в условиях финансового кризиса недостаточно обоснованный, - считает Главное научно-экспертное управление.
Так же, следует обратить внимание на неравномерное увеличение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства, в частности физических и юридических лиц. Ведь согласно статье 7 проекта уровень налогообложения субъектов малого предпринимательства – юридических лиц остается неизменным, в то время как для субъектов малого предпринимательства – физический лиц ставка налога, как уже отмечалось, увеличится в несколько раз.