Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в частности на централизованное теплоснабжение, и механизм их формирования не удовлетворяют сегодня никого – ни потребителей, ни производителей.
Такая ситуация сложилась прежде потому, что тарифы формируются не в соответствии с законодательством и на основе економических данных, а по прихоти высших должностных чинов государства.
Жители столицы из-за взаимоисключающих заявлений власть имущих продолжают осваться в неведении, по каким же тарифам им оплачивать коммунальные услуги.
Напомним, что Киевская городская государственная администрация (КГГА) постановлениями №№516, 518 и 520 от 29 апреля 2009 года приняла решение о значительном повышении с 1 июня тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
К приведенным в вышеуказанной статье аргументам о необоснованности повышения тарифов добавим, что большая часть тепловой энергии, потребляемой в Киеве, вырабатывается не в котельных, а на ТЭЦ, где тепловая энергия является побочным продуктом при производстве электрической энергии. Поэтому себестоимость теплоэнергии, вырабатываемой на ТЭЦ, намного ниже, чем в котельной. Кому достается выгода от совмещенного производства тепловой и электрической энергии в теплоэлектроцентралях, нет нужды гадать – соучредителям «Киевэнергохолдинга» кипрским офшорам Densec Limited и Zarova Limited.
6 июля Шевченковский районный суд постановлением по делу N2а-57/09 удовлетворил иск лидера блока своего имени Виталия Кличко об отмене распоряжений КГГА о повышении тарифов на холодное и горячее водоснабжение, водоотвод холодной и горячей воды, содержание домов, теплоэнергию, отопление и остановил действие распоряжений от 29 апреля 2009 года о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
КГГА подала апелляцию на решение Шевченковского районного суда столицы и Хозяйственный суд Киева ее удовлетворил.
17 июля правительство единогласно приняло решение о приостановлении повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Киеве.
При этом премьер-министр отметила, что правительственная комиссия, проведя расследование и детально изучив данный вопрос, пришла к выводу, что новые тарифы необоснованны и незаконны.
Ю.Тимошенко также подчеркнула, что все предприятия Киева, представляющие ЖКХ, обязаны провести перерасчет для тех жителей столицы, которые уже успели заплатить по новым тарифам.
«Я хочу обратиться к киевлянам: правительство всегда будет защищать вас. Я хочу сообщить вам, что после принятия решения правительства о приостановлении действия данного постановления необходимо платить за жилищно-коммунальные услуги по старым ценам», – заявила она.
Ю.Тимошенко подчеркнула, что выставление в счетах новых тарифов «необоснованных, экономически неподтвержденных и незаконных» станет прямым нарушением закона, и киевляне не обязаны эти новые тарифы оплачивать.
Вторил премьеру и министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко, заявив: «Беру на себя смелость призвать киевлян не платить за содержание жилья по новым тарифам, а платить исключительно по старым тарифам». Он добавил, что киевские власти при установлении новых тарифов нарушили порядок, предусматривающий обязательное проведение в каждом доме общественного обсуждения повышения тарифов.
При этом А.Кучеренко, призывая, совершенно забывает о своих прямых обязанностях.
Напомним министру, что программа стабилизации работы и развития коммунальной теплоэнергетики Украины на период до 2010 г. предусматривает существенное реформирование тарифной и ценовой политики, в частности, все тарифы на тепловую энергию должны рассчитываться только на единицу ее измерения – 1 Гкал.
В настоящее же время около 90% населения оплачивает услуги теплоснабжения из расчета 1 кв. м и 1 жителя в квартире. Такой тариф противоречит политике экономии топливно-энергетических ресурсов, поскольку рентабельность деятельности теплоснабжающих организаций прямо зависит от количества отпущенной тепловой энергии, а ее экономия потребителями приводит к ухудшению технико-экономических показателей производителей.
Для выполнения этой задачи Кабинет министров распоряжением №838 от 11 июня 2008 года поручил министерству ЖКХ до 2010 года оборудовать счетчиками теплоэнергии, воды и газа весь жилой фонд, имеющий 5 этажей и выше.
О том, как министр ЖКХ выполняет распоряжение правительства, свидетельствует то, что на сегодняшний день в Киеве самый низкий показатель оснащения домов счетчиками теплоэнергии (22%). В то же время в Ивано-Франковске он составляет, по данным МинЖКХ, 98%, что позволило снизить тарифы на отопление в отопительный сезон 2008-2009 гг. в 2 раза по сравнению с предыдущим из-за того, что зима была относительно теплой.
У председателя КГГА Леонида Черновецкого на счет повышения тарифов совсем другое мнение.
Тарифы в Киеве установлены строго в соответствии с законодательством, заверяет он.
«Приостановление Кабинетом министров действия новых тарифов исполнительного органа Киевсовета является незаконным и сделано в преддверии президентских выборов в Украине. Новые тарифы в Киеве в 3-4 раза (в среднем) ниже, чем тарифы в других городах Украины и сегодня являются самыми низкими в стране», – говорится в заявлении Л.Черновецкого, распространенном пресс-службой Киевской горгоадминистрации.
По словам столичного мэра, эти тарифы введены для того, чтобы киевляне могли чувствовать себя комфортно в условиях зимы, стабильно получать тепло, газ и воду, не смотря на тяжелейший экономический, а также политический кризис, спровоцированный предстоящими выборами президента Украины.
«Я хорошо понимаю логику премьер-министра и членов правительства при принятии решения о приостановлении действия тарифов, и чисто по-человечески мне она понятна, – ведь впереди выборы. Однако ничего общего с Конституцией и законами Украины эта позиция не имеет», – отметил Л.Черновецкий.
«Тарифы в Киеве установлены строго в соответствии с законодательством, их не может отменить ни один чиновник в Украине, какой бы пост он не занимал», – добавил он.
Мэр Киева также заверил, что продолжает работать над тем, чтобы тарифы в столице для социально незащищенных киевлян, которых насчитывается более 500 тыс., «стали еще более низкими, чем они были до принятия решения об их повышении, реализуя мою философию, о том, что богатые в Киеве будут платить за бедных».
Остановить тарифную вакханалию может, без сомнения, президент. Но гарант молчит.
А ведь еще в 2006 году на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) он заявил, что состояние жилищно-коммунального хозяйства угрожает национальной безопасности страны.
Отдельным вопросом в сфере ЖКХ В.Ющенко назвал политику социальной защиты граждан, которые не в состоянии оплатить услуги ЖКХ. Президент особо подчеркнул, что не понимает, почему льготные цены должны распространяться на такие категории граждан, как министры, депутаты, на президента и т.п. По его словам, они получают достаточную зарплату и могут платить полную цену за потребленные коммунальные услуги. Он призвал вести честный разговор с обществом, в частности государство должно дать гарантии, что бедный человек не будет платить более 20% от своего совокупного дохода за коммунальные услуги.
При этом в конце 2008 – начале 2009 гг. президент четыре раза отменял распоряжения КГГА о повышении тарифов на коммунальные услуги для юридических лиц (коммерческих организаций) и бюджетных учреждений.
По его мнению, данные распоряжения противоречили ряду статей Конституции, положениям Хозяйственного кодекса, законов «О жилищно-коммунальных услугах», «О местных государственных администрациях», постановлению Кабинета Министров от 10 июля 2006 года «Об утверждении Порядка формирования тарифов на производство, транспортировку, поставку тепловой энергии и услуги по централизованному отоплению и поставке горячей воды».
Примечательно, что первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак, комментируя указ В.Ющенко об отмене утвержденных КГГА новых тарифов, отметил, что в соответствии с бюджетным законодательством, новые тарифы на услуги ЖКХ, как и другие решения фискального характера, должны внедряться лишь с началом нового бюджетного года. Повышение тарифов, тщательным образом просчитанное и обоснованное, может быть утверждено исключительно постановлением Киевского горсовета, – отметил он.
Вот такое в нашей стране благословленное гарантом и неоднократно доказанное им на практике вольное трактование Конституции и законодательства – для коммерческих структур повышение тарифов может быть утверждено исключительно постановлением Киевского горсовета, а для беззащитных жителей столицы достаточно росчерка пера градоначальника