Катастрофическая ситуация с наполнением бюджета заставляет налоговиков изобретать новые способы работы с предприятиями.
Открытием сезона стали массовые проверки их хозяйственной деятельности на предмет фиктивности: любая операция, показавшаяся фискалам сомнительной, становится основанием для признания соответствующей сделки ничтожной, т. е. недействительной с последующим доначислением налогов.
Правительство поощрило начинания ГНАУ и подстегнуло налоговое руководство на местах развивать творческий подход к делу, пригрозив увольнять каждого, кто не будет справляться с поставленными планами.
Законодательная почва для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов была подготовлена давно. В соответствии с положениями Гражданского кодекса сделка, нарушающая конституционные права и свободы человека, а также заведомо противоречащая интересам государства является недействительной. Более того, в этом случае от ГНАУ даже не требуется доказывать этот факт в суде.
Хозяйственный кодекс устанавливает: если заключенный контракт признан ничтожным, то по решению суда в доход государства может быть взыскано все имущество и средства, полученные сторонами сделки. До сих пор загвоздка в применении упомянутых норм состояла лишь в подготовке доказательной базы, позволяющей проверяющим аргументировать фиктивность сделки.
Подробное описание алгоритма их действий появилось в начале текущего года (соответствующие методические рекомендации содержатся в письме ГНАУ № 2012/7/10–1017 от 3 февраля). В частности, бесспорным фактом, свидетельствующим о наличии минимизаторских схем, для фискалов может стать продажа товара конечному в цепочке посредников покупателю по цене ниже, чем цена реализации производителя.
Либо субъект хозяйствования подает заявку на возмещение НДС по факту проведения бестоварной операции (товар продается от поставщика конечному покупателю, но проводится по бумагам через цепочку посредников, которые в результате получают право на бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость). «В большинстве случаев подобные операции действительно активно применяются махинаторами. Но их могут проводить и законопослушные компании. Скажем, постепенное снижение цены может быть обусловлено конъюнктурой рынка, особенно в нынешнее кризисное время», — говорит глава адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Эрнест Грамацкий.
Возможно, упомянутые рекомендации так бы и остались лежать мертвым грузом в налоговых инспекциях, если бы не жестокая необходимость: продолжающаяся рецессия уменьшает доходы предприятий. В то же время, согласно бюджетному расписанию, во втором полугодии ГНАУ необходимо нарастить налоговые поступления в бюджет. А поскольку традиционные методы выбивания денег, вроде уплаты налогов наперед, уже полностью себя исчерпали, фискалам приходится изобретать новые схемы. Тут-то и пригодились наущения центрального офиса по повышению эффективности борьбы с налоговыми уклонениями.
По словам представителя ГНАУ в парламенте Сергея Власенко, борьба с фиктивным предпринимательством, в которой ключевым моментом является деятельность по признанию сделок недействительными, была определена налоговой стратегическим направлением работы в сентябре минувшего года, а активно развернули деятельность в этом направлении фискалы в начале лета.
«Ценным подспорьем для проверяющих стало введенное в прошлом году требование к предприятиям подавать в налоговую вместе с декларацией по НДС расшифровку проведенных операций в разрезе контрагентов. Таким образом, приходя с проверкой, фискалы уже знают, где копать. А методические рекомендации по признанию сделок недействительными подскажут, как правильно оформить акт проверки. Вся работа сводится к механическим действиям.
Тут даже не требуется серьезной квалификации», — комментирует «ДС» партнер адвокатской компании «Соколовский и партнеры» Владислав Соколовский. Более того, как отмечают юристы, несмотря на прописанные в рекомендациях признаки фиктивности сделок, которые обязаны искать в документах и деятельности компании проверяющие, в большинстве случаев детальное расследование не проводится, а факты, свидетельствующие о фиктивности сделки, которые должны были бы указываться в акте проверки, заменяются ссылками на статьи Хозяйственного и Гражданского кодекса.
Если сделка признана недействительной, ГНАУ снимает с валовых расходов и налогового кредита все затраты предприятия, понесенные при ее выполнении, что выливается в доначисление налоговых платежей и штрафов. Впрочем, последствия могут быть и более плачевными: руководствуясь положениями Хозяйственного кодекса, суд может вынести решение о взыскании в казну средств и имущества, полученных по сделке, признанной недействительной. Руководитель и бухгалтер предприятия могут вообще оказаться за решеткой на две пятилетки, если неуплаченные налоги превышают 1,5 млн грн.
По данным самих фискалов, пока их «улов» сравнительно невелик: за январь–май по результатам проверок составлены акты о признании сделок недействительными на общую сумму 745,7 млн грн., в том числе НДС — 124,3 млн грн. В результате доначислено 79 млн грн. налогов, из которых взыскано 1,3 млн грн., 72,1 млн грн. доначисленных сумм обжалованы в апелляционном или судебном порядке.
«К сожалению, нельзя говорить о сиюминутном эффекте от такой работы для бюджета, поскольку решения ГНАУ обжалуются в суде, поэтому реальной уплаты налогов мы можем ждать и год, и два», — подчеркивает Сергей Власенко. Однако статистика пока не отражает реального положения вещей. Ведь массовые проверки предприятий на предмет фиктивной деятельности начались только летом.
То, что деятельность налоговиков приносит ощутимый эффект, косвенно подтверждает позиция правительства. Принятое в конце июня постановление Кабмина (№837-р) «О дополнительных мероприятиях по мобилизации доходов во втором полугодии 2009 года» поручило фискалам активнее использовать механизм предупреждения нанесения убытков бюджету, в котором признание сделок недействительными играет далеко не последнюю роль.
Кроме того, документ открывает перед фискалами новые горизонты работы. Налоговым органам предписывается обращаться в суд для признания недействительными договоров, заключенных предприятиями, имеющими налоговые задолженности. «Чтобы не попасть под раздачу, добросовестный налогоплательщик теперь вынужден будет проверять своих контрагентов на предмет уплаты ими всех налогов. Это вынудит многие предприятия работать только со своими дочерними компаниями либо с давними партнерами, а главное, по возможности не расширять базы своих поставщиков или покупателей, что ухудшит и без того незавидное положение бизнеса», — считает директор департамента налоговой политики Института бюджета Артем Рудык.
В целом же по указанию Кабмина налоговые должники станут предметом особого внимания ГНАУ. Правительственное постановление предписывает ей проинвентаризировать все долги в разрезе территорий и крупных предприятий, после чего у компаний, неаккуратно рассчитывающихся с бюджетом, возьмутся выбивать долги с пристрастием, поскольку перед фискалами поставлена задача ежемесячно сокращать объем налоговой задолженности не менее чем на 10% от общей суммы, сформировавшейся по состоянию на 1 июля. В противном случае главный налоговый офис будет поднимать вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей местных ГНА. Также лишиться своих постов могут и директора государственных предприятий, за которыми числятся налоговые задолженности.
«Нельзя говорить об ускоренных темпах погашения налоговой задолженности, когда экономика еще не пришла в себя после кризиса и у компаний нет возможности брать кредиты на погашение долгов перед бюджетом. В этой ситуации многим выгоднее будет свернуть свой бизнес, нежели работать в ожидании больших неприятностей от ГНАУ», — уверен г-н Рудык.
Заведующая отделом налогов и сборов Ассоциации налогоплательщиков Украины Валентина Пронина считает, что раз уж Кабмин решил повысить платежную дисциплину, то начинать нужно было с себя. В частности, усилить ответственность за не вовремя возмещаемый НДС, неправомерное доначисление налоговых обязательств и штрафных санкций и прочие нарушения законодательства должностными лицами. Впрочем, такие мелочи мало заботили власть и в лучшие для казны времена. Сейчас же, когда от работы фискалов зависит возможность правительства финансировать защищенные статьи бюджета, Кабмину стало и вовсе не до реверансов перед бизнесом.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2