Относительно недавно Украина ощутила зависимость от мирового финансового кризиса. В связи с этим некоторые политики стали говорить о введении налога на роскошь.
И 21 ноября с.г. депутатами Партии регионов был зарегистрирован проект Закона Украины "О налоге на роскошь". Как говорится в преамбуле данного законопроекта, в нем устанавливается налогообложение товаров, работ и услуг, принадлежащих к роскоши, и определяется размер и порядок оплаты налога на роскошь. Проводя анализ этого нормативного акта, сразу возникает ряд вопросов.
Во-первых, в самом законопроекте нет определения понятия "роскошь", во-вторых - отсутствует информация о том, какие именно услуги относятся к роскоши, в-третьих, непонятно, что авторы имели в виду под понятием "работы". Даны всего лишь общие понятия, раскрыть которые авторы так и не удосужились.
В Большом толковом словаре современного украинского языка понятие "роскошь" рассматривается в нескольких значениях:
1. "Жизненная выгода, связанная с комфортом, богатством, пышностью. Избыточность в обстановке, наряде";
2. "Жизнь в достатке, с комфортом".
3. "Избыточность в удовлетворении жизненных потребностей, связанная с расточительством. Ценные вещи, которые не являются первой необходимостью".
Статья 1 законопроекта предусматривает, что к роскоши принадлежат любые товары, работы или услуги, стоимость которых более чем в сто раз превышает среднюю стоимость аналогичных товаров, работ или услуг на Украине. Если к этой формулировке применить хотя бы одно из значений слова "роскошь", то в данном случае нельзя говорить о том, что роскошью считаются товары, работы и услуги, стоимость которых более чем в сто раз превышает среднюю стоимость аналогичных, поскольку понятие роскоши каждым человеком трактуется по-разному.
Например, если для олигарха излишества в удовольствиях - это покупка собственного вертолета, то для простого человека роскошью будет приобретение 100 граммов красной икры на Новый год. Анализируя первую статью, возникает вопрос: кто будет проводить аналогии и считать среднюю стоимость товаров, работ и услуг?
А если рассмотреть покупку вышеупомянутого вертолета по самым низким ценам или по цене, которая в 99 раз "превышает среднюю стоимость аналогичных товаров", получается, что данный летательный аппарат роскошью уже не является, следовательно - налогом облагаться не будет.
Статьей 2 данного законопроекта предусмотрено, что налог на роскошь устанавливается в размере полной стоимости товара, работы или услуги, которая принадлежит к роскоши, то есть соответствует 100 %. Тут же напрашивается следующий вопрос: чем руководствовались авторы, определяя размер налога? К тому же данным законопроектом не предусмотрено внесение изменений в ряд нормативных актов, регулирующих систему налогообложения.
Об этом говорится и в заключении Главного научно-экспертного управления от 2 декабря 2008 года. В этом документе обращено внимание и на возможность возникновения недоразумений в связи с порядком уплаты данного налога, установленным статьей 2, согласно которому налог на роскошь уплачивается единовременно непосредственно во время оплаты за товар, работу или услугу. Но в каждом регионе страны (и даже в разных районах одного города) цена на один и тот же товар может отличаться.
Однако проектом не определено, из каких источников продавец будет получать информацию и каким образом определять цену товара, которая должна быть базовой для расчета соответствующего налога. Также в данном заключении говорится о том, что для определенной категории товаров, принадлежащих к роскоши, практически невозможно определить базовую цену расчета, которая была бы меньше в 100 раз, и, следовательно, такие товары не будут облагаться налогом.
Видимо, авторы законопроекта, создавая данный документ, руководствовались тем, что еще в 2007 году депутаты из фракции Государственной Думы РФ "Справедливая Россия - "Родина" предложили законопроект, уже получивший название "налог на роскошь". В данном документе планировалось, что к предметам роскоши будут относиться недвижимость, транспортные средства стоимостью свыше 15 миллионов рублей, а также ювелирные украшения дороже 300 тысяч рублей, и предлагалась дифференцированная ставка налога.
Отметим, что 27 ноября с.г. Верховным Советом Украины был зарегистрирован проект о внесении изменений в статью 7 Закона Украины "О налоге на доходы физических лиц" (относительно изменений ставки налога). В пояснительной записке к данному документу сообщается, что "социальная несправедливость в налогообложении доходов физических лиц стала особенно ощутимой в условиях экономического кризиса, который охватил Украину". Также отметим, что целью законопроекта, как говорится в пояснительной записке, является усиление социальной защиты граждан Украины в условиях экономического кризиса.
В частности, законопроектом предлагается определить, что ставка налога устанавливается в зависимости от размера общего месячного налогооблагаемого дохода, полученного налогоплательщиком. Наименьшая ставка в размере 10 % будет применяться к налогоплательщику, общий месячный налогооблагаемый доход которого не превышает двух размеров минимальной заработной платы, установленной законом.
Анализируя данный документ, можно предположить, что автор имел в виду прогрессивное налогообложение, при котором ставка подоходного налога находится в прямой зависимости от размера доходов. Однако в самом документе закреплено, что для налогоплательщика, общий месячный облагаемый налогом доход которого больше двух, но меньше или равняется десяти размерам минимальной заработной платы, установленной законом, ставка налога составляет 10 % от объекта налогообложения, что равняется двум размерам минимальной заработной платы + 12,5 % от объекта налогообложения, что превышает два размера минимальной заработной платы.
То есть получается, что физическое лицо, доход которого превышает два размера минимальной заработной платы, обязан заплатить по ставке 10 % + 12,5% , что составляет 22,5 %. Почему автор в данном законопроекте поставил знак "+" - остается непонятным. Если рассматривать шкалу прогрессивного налогообложения, то в данном случае данная процентная ставка составляет либо 12,5 %, либо 22,5 %.
Подводя итоги анализа вышеупомянутых законопроектов, хочется отметить, что идея, изложенная в данных документах, сама по себе неплохая, но если уж вносить на рассмотрение Верховного Совета Украины, то хотелось бы надеятся на более тщательный подход к подготовке подобных законопроектов.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2