«В случае установления органом местного самоуправления тарифов на жилищно-коммунальные услуги на уровне, что делает невозможным получение прибыли, орган, который их утвердил, обязан возместить из соответствующего местного бюджета исполнителям/производителям разницу между установленным размером цен/тарифов и экономически обоснованными расходами на производство этих услуг. Установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже от размера экономически обоснованных расходов на их производство без соответствующего возмещения не допускается и может быть обжаловано в суде».
В свое время принятие именно такой откровенно популистской редакции ст. 31 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» привело к тому, что субъекты хозяйствования, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги, получили многомиллиардные убытки и не раз прошли процедуру объявления банкротом и ликвидации.
Не желая нести прямую политическую ответственность за подорожание энергоносителей и жилищно-коммунальных услуг, что является в принципе нормальным экономическим явлением, тогдашняя центральная власть перебросила бремя установления тарифов, а следовательно и политическую ответственность за их уровень, на местные органы самоуправления, которые также не имели никакого желания терять политические очки, устанавливая тарифы на уровне, хотя бы возмещали прямые затраты коммунальщиков на производство коммунальных услуг, не говоря уже о получении прибыли.
В лучшем случае на конец 2014 года покрытие себестоимости выработки услуг установленным тарифам, по данным НКРЭКУ, составило в среднем 64%. Результатом таких игр в «хорошую власть и плохих коммунальщиков стало то, что общая задолженность по разнице в тарифах перед указанными предприятиями вследствие применения экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2,4 млрд грн, на услуги централизованного водоснабжения и водоотвода 4 млрд грн.
Очевидно, что с такими убытками и таким бесхозяйственным подходом к формированию тарифов на коммунальные услуги, когда правит балом его величество популизм, ни одна мировая и европейская банковская организация не будет вкладывать деньги в реконструкцию и развитие украинского ЖКХ. А без внешних заимствований Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития и кредитов на модернизацию ЖКХ Украина вряд ли сможет обойтись: по оценкам бывшего Министра ЖКХ Анатолия Близнюка, на 2012 год стоимость модернизации объектов ЖКХ суммарно составила не много, не мало - 700 млрд грн.
Понимая это, профильным Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства был подготовлен законопроект №2029а, который 16 июля в целом был одобрен Верховной Радой, а 25 июля – вступил в силу в виде Закона под номером 626-VIII.
Этим документом предлагается внести изменения в ст. 31 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и определить, что установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается. Порядок возмещения потерь предприятий, возникающих в течение периода рассмотрения расчетов тарифов, установления и их обнародование органом, уполномоченным устанавливать тарифы, определяется порядком формирования тарифов.
Кроме этого, п. 2 Заключительных положений Закона №626-VIII Кабинету Министров поручено до 1 июля 2017 года принять меры по возмещению в полном объеме разницы в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставки горячей воды, услуги по централизованному водоснабжению, водоотводу, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг централизованного водоснабжения, водоотведения, отопления и поставки горячей воды тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органом местного самоуправления, до 1 января 2016 года.
Вот в такой странный способ Минрегион вместе с нардепами воплотили в жизнь, как им кажется, цели принятия и разработки законопроекта №2029а, которая согласно пояснительной записке, заключается в обеспечении единого подхода относительно установления экономически обоснованных тарифов в указанных сферах позволит обеспечить рациональное планирование государственного и местных бюджетов, создаст необходимые условия для обеспечения эффективного функционирования предприятий сферы теплоснабжения и сферы жилищно-коммунального хозяйства, повышению уровня качества услуг, созданию условий для привлечения инвестиций в развитие и техническое обновление систем теплоснабжения, водоснабжения, своевременному и в полном объеме выполнению долговых обязательств по погашению и обслуживанию займа, в частности тех, которые поддерживаются международными финансовыми организациями.
Почему способ странный? Потому что законопроект №2029а разрабатывался, конструировался и принимался таким образом, чтобы его никогда нельзя было реализовать на практике. Посудите сами.
Ну хорошо, наличие в тексте Закона формального закрепления недопущения установления тарифов цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство возможно действительно будет способствовать своевременному и в полном объеме выполнению долговых обязательств по погашению и обслуживанию займа, в частности тех, что поддерживаются международными финансовыми организациями и будет способствовать выполнению мероприятий, определенных ключевым событием 8 программы (Матрицы) стратегических и институционных реформ в рамках проекта «Второй программный заем на политику развития», поскольку будет одобрен международными кредиторами как выполнение условий предоставления займов.
Но норма о том, что порядок возмещения потерь предприятий, возникающих в течение периода рассмотрения расчетов тарифов, установление и их обнародование органом, уполномоченным устанавливать тарифы, определяется порядком формирования тарифов, не выдерживает теста на реальность и возможность ее воплотить в жизнь.
Если возмещение таких потерь осуществляется за счет составляющих тарифа, в эти составляющие все равно наполняются средствами потребителей, которые платят за предоставленные коммунальные услуги. А если НКРЭКУ признает, что предприятие-лицензиат подал экономически необоснованный расчет расходов, завысил их? Тогда что, придется перерасчеты потребителям осуществлять за весь период, пока НКРЭКУ не установит экономически обоснованные тарифы?
Норма Заключительных положений относительно принятия Кабинетом Министров мер по полному возмещению задолженности государственного бюджета по разнице в тарифах до 1 июля 2017 года, в том числе задолженности, возникшей до 1 января 2016 года, выглядит как сладкая конфетка от власти, которая последние десять лет запрещала устанавливать экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги, а поэтому виновен перед коммунальщиками.
На самом же деле, конфета оказалась без начинки, потому что употребление законодателем словосочетания «принять меры» вместо глагола «обязать» само по себе уже создает предпосылки для невыполнения Кабинетом Министров поручения по погашению задолженности по разнице в тарифах, ведь последнему ничего не стоит постоянно отчитываться о «принятии мер» путем проведения заседаний, совещаний, рабочих групп, писем, протокольных поручений.
В конце концов, украинские чиновники постоянно только тем и занимаются, что отчитываются о «принятии мер». Только от этого почему-то ничего не меняется.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2