Совсем недавно новый глава Государственной архитектурно-строительной инспекции (далее – ГАСК) Максим Мартынюк рассказывал о реформировании Государственного архитектурно-строительного контроля в Украине.
Если коротко, то среди основных новаций в сфере строительного рынка можно было бы выделить следующие:
Все эти новации были анонсированы к внедрению летом 2014 года. Рынок замер в ожидании радикальных изменений. И вот, со значительным опережением графика – еще 28 апреля 2014 года – на сайте Минрегиона появилась довольно интересная информация по поводу общественного обсуждения законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства в сфере регулирования градостроительной деятельности».
Из пояснительной записки к проекту становится ясно, что его целью является «расширение свободы предпринимательской деятельности и восстановление доверия со стороны инвесторов к Украине», что не могло не радовать. Многие из участников строительного рынка даже подумали, что речь идет о тех самых изменениях и новациях, о которых говорил господин Мартынюк. Но детальный анализ этого законопроекта развеял почти все надежды на значительные улучшения в сфере градостроительства.
Конечно, господин Мартынюк в этом никоим образом не виноват, просто так уж совпало по времени и по замыслу, что через месяц после пресс-конференции главы ГАСК общественности предложили к обсуждению не тот законопроект, на который уже все рассчитывали.
Одной из главных задач законопроекта является «введение порядка регистрации градостроительной документации на региональном и местном уровнях, а также установление перечня государственных органов, предоставляющих выводы к рассмотрению градостроительной документации» (цитата из пояснительной записки к законопроекту).
Понятно, что главным нормативным актом в этой сфере является Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – Закон). Удивительно, но раздел II «Управление в сфере градостроительной деятельности» Закона в этой связи не претерпел никаких изменений.
Можно было хотя бы обозначить свои планы по децентрализации архитектурно-строительного контроля, например, изложив пункт 3 ст. 7 Закона в такой редакции: «Управление в сфере градостроительной деятельности осуществляется путем определения государственных интересов и интересов местных общин для их учета при разработке градостроительной документации».
Но вместо этого предлагаются изменения в такие нормы Закона, как:
Вот, собственно, и все... Объективности ради стоит отметить, что значительно более интересные изменения предлагаются в ст. 20 «Архитектурно-градостроительные советы» Закона. Вот здесь уже прописывается и влияние органов самоуправления, и влияние других контролирующих органов (по охране культурного наследия, по охране окружающей среды и т.д.). Вот только проблема заключается в том, что архитектурно-градостроительные советы действуют только как совещательные органы на общественных началах.
Не менее важной задачей законопроекта выступает и нормирование вопросов по упрощению процедуры строительства и принятия объекта в эксплуатацию по строительному паспорту (ст. 27 Закона). Но и здесь мы видим лишь косметические изменения. Вместо «застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков может осуществляться на основании строительного паспорта» прописывается следующее: «Застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков, а также участков под строительство гаражей, может осуществляться заказчиком на основании строительного паспорта».
А вот что может вызвать настоящий «бум» среди предпринимателей – так это предлагаемые изменения в ст. 28 «Временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности» Закона (тут должны весьма заинтересоваться все владельцы МАФов и не только):
Это однозначный «плюс» к доработке чиновников – чего-то подобного предприниматели ждали не один год.
Также можно отметить, что к весьма существенным изменениям можно отнести и упрощение законодательных требований к такому субъекту градостроительной сферы как «заказчик строительства».
Таковым, в случае принятия законопроекта, будет выступать любое физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности или в пользовании земельный участок для застройки, или которое обладает на законных основаниях объектом строительства, где будут выполняться строительные работы.
Аналогичное определение продублировано и в Законе «О регулировании градостроительной деятельности», и в Законе «Об архитектурной деятельности». Заслуживает внимания и положение о ликвидации условия о наличии строительных лицензий (разрешений) во время рекламы объектов строительства (изменения вносятся в ст. ст. 8 и 25-1 Закона Украины «О рекламе»).
Подытоживая, отметим, что внесение изменений в законодательство о градостроительной деятельности является актуальным. Но их наполнение и темпы внесения в парламент могли бы быть значительно лучшими. Возможно, в несколько раз. Пока же не видно качественной реализации тех проектов, о которых говорил новый глава ГАСК.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2