ЖК Сонцтаун от 13'100 грн/м2
Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2
ЖК RiverStone от 30'000 грн/м2
ЖК на Светлицкого 35 от 12'300 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
ЖК Parkland от 18'500 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Как открыть свой хостел под Евро-2012

11.10.2011 | 12:15

Хотя первые хостелы в Украине появились всего шесть лет назад, это уже вполне прибыльное направление для малого бизнеса, говорит Роман Пономаренко, президент Всеукраинской молодежной хостел ассоциации.

Человек, который открыл первый хостел в Украине, рассказал о том, что нужно для успешного запуска и сколько на этом можно заработать.

Еще 7 лет назад Роман не имел никакого отношения к туризму. В мае 2004 года он с друзьями отправился на майские праздники в Краков. Мест в гостинце не бронировали, а по приезду узнали, что все номера заняты - празднуют день Конституции. Украинцев направили в туристический информационный центр, где им предложили адрес хостела. За 10 евро они устроились в комнате с двумя двухярусными кроватями на четыре места, душем и туалетом на этаже. "Все чистенько. Переночевали и получили бесплатный завтрак", - рассказывает Пономаренко о первых впечатлениях от хостела.

На обратном пути в Украину он решил организовать аналогичный сервис в Киеве. В Интернете узнал, что существует международная сеть, связался с федерацией, уточнил детали. Покатался по Европе с женой, останавливаясь в хостелах, и узнал, как это делают "у них".

По возвращении Пономаренко обратился с идеей хостелов в Госкомтуризма. "Екатерина Ющенко дала нам письмо поддержки. В Верховной Раде нам тоже дали письмо. С этими письмами я пришел к Юрию Павленко, на то время министру молодежи и спорта. Он рассказал, что есть конкурс проектов молодежных организаций. К этому времени я уже зарегистрировал без единого хостела Ассоциацию хостелов Украины. Мы выставили на конкурс свой проект и в результате получили деньги на развитие сети хостелов в Украине", - рассказывает предприниматель.

Именно Пономаренко открыл первый хостел в Украине. "У моего родственника на Подоле была квартира, и я предложил сделать там хостел. Закупили кровати двухэтажные. Я их лично собирал, сделал ресепшн. Как раз Евровидение было в мае 2005 года. Первые клиенты были поляки, три человека. Работал сам на ресепшене неделю, чтобы все прочувствовать... Я прошел все с самого начала, мне понравилось. Решил все это развивать", - рассказывает Пономаренко.

Сегодня в его сети около 60 хостелов. "Но у каждого хостела есть свой хозяин. Они входят в сеть на правах франчайзинга, а мы их рекламируем и продаем. То есть я эту сеть просто контролирую, а она работает сама собой", - поясняет он.

Кроме регулярных платежей по франшизе от хостелов, входящих в сеть, Пономаренко также получает доход от собственной туристической фирмы. Однако первый миллион за 7 лет в турбизнесе он все еще не заработал. "На пути к заветной мечте", - говорит он, улыбаясь.

Хостел как формат

По сути хостел - это формат заведения временного пребывания, как и отель, но в нем сдаются не отдельные номера, а места. Современные атрибуты хостела - Wi-Fi, плазма и кабельное ТВ, холодильник, стиральная машина и микроволновка. Задача владельца хостела - обеспечить безопасность, чистоту и неформальное общение между постояльцами. Ведь именно правильная атмосфера позволяет привлекать новых клиентов. "Работает сарафанное радио. Постояльцы друг другу советуют хостел. Или смотрят рейтинг на сайте бронирования, читают отзывы", - пояснил Роман Пономаренко.

По его словам, система бронирования у хостелов работает лучше, чем у гостиниц. Если человек приехал в хостел, ему тут же предлагают услуги дружественных хостелов в других городах этой страны и даже за рубежом. "Это у гостиниц тоже есть, но у хостелов более активно просматривается", - говорит предприниматель.

Поэтому вкладывать в рекламу хостелов в принципе ничего не нужно, разве что в участие в туристических выставках. Ведь 90% бронировок проходит через Интернет и только 10% - по телефону. Хостел, который хочет себя прорекламировать, подключается к бронировочным системам. Клиент, бронируя через такую систему, платит ей определенный процент. А когда приезжает в хостел, то оплачивает остальное.

Рейтинг хостелов составляют сами посетители. "Когда постоялец покидает хостел, ему из бронировочной системы приходит письмо. В нем написано: вы остановились в таком-то хостеле, такого-то числа, в такой-то стране, таком-то городе. Пожалуйста, оцените этот хостел по пяти параметрам: место расположения, безопасность, надежность, чистота, фан (насколько там прикольно). Оценка - от одного до десяти. Потом все это суммируется и выводится среднее арифметическое. И потом на основе отдельных рейтингов делается общий рейтинг хостела", - поясняет предприниматель.

Сегодня, по его словам, функционируют несколько международных систем бронирования мест в хостелах: Hosteling International, booking.com, hotels.com.

"Hosteling International – это наша сеть, самая крупная – 4,5 тыс. объектов по 76 странам мира. Эта сеть объединяет хостелы, тщательно проверенные на качество услуг. Те, которые не соответствуют стандартам - нашим и международным, в систему не допускаются", - говорит Пономаренко.

Чистая прибыль Hostelling International за 2010 год составила 27 млн. фунтов за счет 5% комиссии от бронирования. "За семь лет работы с системой уже виден результат", - отмечает предприниматель.

По его словам, украинские хостелы стараются держать планку и не уступают по качеству европейским. "Мы стараемся в Украине держать стандарты. Потому что я видел хостелы в Европе, в которых тараканы бегают, - рассказывает Пономаренко. - Однажды британец, основавший сеть хостелов в Украине, рассказал очень интересную вещь. В Черновцы приехала группа студентов из Румынии. Говорят: "Мы были в Киеве в хостеле. Ну, у вас хостелы просто "вау!" .То есть по сравнению с румынскими хостелами, например, мы выглядим вполне достойно".

Заселиться в хостел может, в принципе, любой человек. "Ограничений нет в хостелах по всему миру, кроме Баварии - там ограничение по возрасту - до 26 лет. У нас, в Украине, были и дедушки, и бабушки под 80-85 лет", - отмечает Пономаренко.

Главное условие – не драться, не пить и не курить, слишком не шуметь и не мешать соседям, поясняет он. Больше особых требований нет. "Соседей не беспокоить, если это квартира в доме. А если это отдельно стоящее здание – пожалуйста, делайте что угодно. Но главное – не драться. Потому что были у нас случаи, когда приходилось вытаскивать из милиции подравшихся поляков с россиянами. Были наркоманы, вопрос с которыми мы через посольство решали. Даже консул приезжал, забирал и депортировал постояльца из Украины", - говорит он.

Джентльменский набор сервисов хостела: чистая постель, душ и туалет (иногда в номере, иногда - в коридоре). Ресепшионист должен знать английский на уровне, достаточном для общения. Также обязательны: бесплатный WiFi, туристическая информация, возможность бронировки следующих хостелов по всей стране. Трансфер и экскурсии.

Хостел с нуля

Помещения под хостелы можно и купить, и арендовать. Для хозяев недвижимости это неплохой заработок. "Я по два-три звонка в неделю получаю от людей, у которых, допустим, есть недвижимость, они не знают, что с ней делать, и хотят отдать под хостел. Им нужно только оплачивать коммуналку", - говорит Пономаренко.

Практически все хостелы района Майдан-Крещатик (кроме Львовской площади) - арендованные. Чаще всего для под хостелы оборудуют обычные квартиры. "Главное, чтобы было 4 кв. метра и соблюдены стандарты ДСТУ 4268:2003й", - говорит предприниматель, добавляя, что детально требования можно уточнить в ассоциации.

В долгосрочной перспективе выгоднее покупка, а если хостел создается на сезон – то аренда. При этом вопрос с соседями арендуемых помещений решается по-разному. "Заранее договариваться надо. Есть люди, которые идут навстречу, принимают эти условия, а есть те, кто начинает жалобы строчить. Раз на раз не приходится", - рассказывает предприниматель.

Прибыль от 20-тиместного хостела в центре Киева может составлять около 1,5 тыс. евро в месяц. "Это чистая прибыль организатора хостела при правильной постановке работы", - комментирует он.

В зависимости от размера хостела, в нем может работать и один человек в смену, если хостел насчитывает до 25 мест. "Этот человек будет и ресепшионистом, и уборщиком. Он принимает бронировки и селит людей. Поскольку режим работы в смене - сутки через двое, то минимальный штат персонала - три таких универсальных человека", - пояснил предприниматель.

При этом персонал лучше набирать не из профильных вузов, советует он. "Профильная система образования в Украине для нас не очень подходит. Мы берем журналистов со знанием английского языка или переводчиков, - говорит Пономаренко. - Когда человек приходит на работу, я смотрю на единственный фактор – энтузиазм. Если есть энтузиазм, я обезьяну могу научить принимать бронировки и считать деньги".

В обустройство хостела вкладывают около $100 за квадратный метр, оборудование и ремонт. Онсонвые регулярные затраты: зарплата, коммунальные платежи и аренда. "Стирка белья – 7 грн. за килограмм. Зарплата 120 грн. дежурному, в сутки. Коммунальные платежи, Интернет, телевидение - желательно, конечно, установить плазму и подключить кабельное ТВ. Ремонтные расходы – это текущее и мелкое. Самое большое – это персонал, то есть 3600 грн. в месяц. Ну и конечно аренда (если это аренда) и коммунальные расходы", - комментирует предприниматель.

Тарифы в хостелах в среднем вдвое меньше, чем в трехзвездочных отелях. Если же рассчитывать на компанию из трех-четырех человек, то посуточная аренда может оказаться выгоднее. "Но в хостеле веселее. Вот фишка, которая отличает хостел. Ты можешь на кухне утром познакомиться с австралийцем, который пригласит тебя на следующее лето к себе в гости, и ты сможешь бесплатно у него переночевать. Хостелы – это стиль жизни", - уверен предприниматель.

Цена зависит от месторасположения хостела и количества кроватей в комнате. В Киевском хостеле можно переночевать и за 65 грн., и за 200 грн. в сутки. Пик бронирования – это июль-август, в этот период загруженность по Киеву составляет 65-70%. Самый низкий сезон - февраль, 10%. Средняя загруженность в год – 45-50%.

Основные постояльцы сегодня: Россия – 40%, Украина – 25%, Беларусь – 15%. Всего лишь 10% - из дальнего зарубежья. Статистика прошлого года и первой половины этого показывает увеличение числа россиян на 40%, по всем хостелам Украины. "Если брать украинцев – это командировочные, большая часть. Россияне – это больше туристы, чем командировочные, у белорусов - тоже. А гости из дальнего зарубежья, практически все, 99%, - туристы", - рассказывает предприниматель.

Если в помещении сделан хороший ремонт, открыть хостел можно в течение двух недель. "Достаточно закупить мебель, оборудование, провести Интернет. У меня даже случай был: ребята за неделю открыли хостел", - говорит Пономаренко.

Что же касается разрешения на работу, вопрос сегодня достаточно запутан. "В данный момент Государственная служба туризма и курортов Украины ликвидируется, а Национальное агентство по вопросам туризма и курортов только создается. Поэтому сейчас - полнейший бардак", - отмечает глава ассоциации.

В любом случае хостел создает физлицо - частный предприниматель, сфера деятельности - сдача в аренду недвижимости, другие услуги по проживанию. Детальное оформление поможет сделать ассоциация. "Человеку, который хочет открыть хостел, нужно прийти в ассоциацию. Я с ним сяду и в течение полутора часов четко объясню, как работать так, чтобы платить налоги, чтобы никто не дергал. Эта схема очень сложная, но это реально, - говорит Пономаренко. - Все хостелы, которые входят в нашу сеть, работают официально. Есть уголок потребителя, все документы. Все оформляется как частный предприниматель с помощью ассоциации".

Предприниматели-владельцы хостела платят единый налог. "Если это маленький хостел. Если большой, тогда работают через туристические фирмы на общей системе", - добавляет Пономаренко. При этом особых проблем с проверками хостелов не возникает. "Они (проверки) есть, но нет проблем с этим", - заверяет глава ассоциации.

За членство в ассоциации необходимо платить взнос в размере 1200 грн. в год от хостела. Это еще одна статья расходов. Кроме того, если для бронирования мест используются услуги туроператора, то ему полагаются комиссионные в размере 10%.

Бизнес для молодых

К Евро-2012 большинство хостелов уже забронированы. "Мы готовы к приему гостей. Мы подписали договора с официальными туроператорами Евро-2012, уже все места проданы", - говорит предприниматель, добавляя, что речь идет о 1500 мест.

К маю 2012 года в Киеве откроют еще три больших хостела, вместимостью от 50 до 150 мест. Пономаренко уверен, что они все будут забронированы под Евро.

Для одного частного предпринимателя этот бизнес вполне может быть прибылен. Но это небольшой бизнес - заработать можно максимум 1,5 тыс. евро в месяц, говорит предприниматель. Даже если, к примеру, арендовать помещения в городах, принимающих Евро, вложиться в ремонт и присоединиться к базе бронированния, серьезных доходов получить не удастся , ведь Евро-2012 продлится всего месяц.

На сегодняшний день управление хостелом - скорее бизнес для начинающих, он не сулит сверхприбылей. Однако, говорит Пономаренко, услуги хостелов будут востребованы и после чемпионата - растет число командировочных, которые ищут дешевое проживание.