Введение »языковой темы» в уголовный кодекс настораживает. При этом расплывчатость формулировок и отсутствие судебной практики по принятой Верховной Радой »уголовно-языковой» новелле открывает широкие просторы для злоупотреблений и произвола.
Особенно - в преддверии выборов, когда языковые вопросы становятся одним из орудий демагогической риторики и средством мобилизации »национально свидомого» электората.
Верховный Совет Украины одобрил во втором чтении и в целом Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (в отношении ответственности по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости)». На прошлой неделе за соответствующее решение проголосовали 312 народных депутатов из 434 зарегистрированных в сессионном зале, которые представляют фракции БЮТ – 125, Партии регионов – 109, Блока НУНС – 31, КПУ – 27 и Блока Литвина – 19.
Одобренный закон (автор – Тарас Черновол) предусматривает внесение изменений в статьи Уголовного кодекса Украины (далее – УК) в части усиления ответственности за преступления против жизни и здоровья личности, совершённые по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости. Кроме того, документ излагает статью 161 Кодекса в новой редакции (см. ниже сравнительную таблицу).
Статья 161. Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии | Статья 161. Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии |
---|---|
1. Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой либо религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое либо косвенное ограничение прав или установление прямых либо косвенных привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам, - наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового. | 1. Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой либо религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств людей в связи с их религиозными убеждениями, расовой, этнической принадлежностью, цветом кожи, языком, а также прямое либо косвенное ограничение прав или установление прямых либо косвенных привилегий по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам, - наказываются штрафом от двухсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового. |
2. Те же действия, соединенные с насилием, обманом либо угрозами, а также совершённые должностным лицом, - наказываются исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до пяти лет. | 2. Те же действия, соединенные с насилием, обманом либо угрозами, а также совершённые должностным лицом, - наказываются штрафом от пятисот до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет. |
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые организованной группой лиц или повлекшие гибель людей либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. | 3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые организованной группой лиц или повлекшие гибель людей либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от трёх до десяти лет. |
Вряд ли кто-то сомневается в том, что Президент подпишет данный закон. При этом, несмотря на консолидированное положительное голосование, внесённые в Кодекс изменения не соответствует международным обязательствам Украины и требованиям юридической терминологии.
Так, действующая редакция статьи 67 Уголовного кодекса и так указывает на совершение преступления на почве расовой, национальной или религиозной нетерпимости как на обстоятельство, которое отягчает ответственность.
Замена в тексте статьи 161 Уголовного кодекса слова «граждан» на слово «людей» ничьих прав, конечно, не нарушает, но является излишней и служит образчиком юридического ляпсуса. Ведь и теория, и практика уголовного права понимает термин «гражданин» в том смысле, что потерпевшим от преступления может быть как гражданин Украины, так и иностранец или лицо без гражданства. Аналогичные нормы декларирует и Конституция в статье 26 – относительно равенства прав и свобод граждан, иностранцев и апатридов.
В состав преступления, предусмотренного ст. 161 УК введено новое понятие «оскорбление чувств в связи с расовой, этнической принадлежностью, цветом кожи, языком». И если в сегодняшней редакции статьи 161 Уголовного кодекса говорится только об оскорблении чувств верующих (что, в принципе, можно понять), то в новой редакции, которая вступит в силу уже в текущем месяце, речь идёт, среди прочего, об оскорблении чувств «в связи с языком».
Вообще, введение «языковой темы» в Уголовный кодекс настораживает. При этом расплывчатость формулировок и отсутствие судебной практики по этой «уголовно-языковой» новелле открывает широкие просторы для злоупотреблений и произвола. Особенно - в преддверии выборов, когда языковые вопросы становятся одним из орудий демагогической риторики и средством мобилизации «национально свидомого» электората.
Похоже, сображения борьбы с ксенофобией в который раз становятся разменной монетой в больших политических играх.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2