В начале марта Верховной Радой был принят Закон «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». За соответствующее решение проголосовало 254 народных избранника.
Как известно, этим документом устанавливается ряд новых норм по совершенствованию понятийного аппарата, государственных принципов лицензирования предпринимательства, порядок лицензирования, а также введение бессрочности действия лицензий для всех видов хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию и возможности получить ее в электронном виде или на бумажном носителе.
Таким образом, возникла необходимость приведения в соответствие с этими нормами положений действующего законодательства, которым регулируется хозяйственная деятельность в тех или иных сферах. Не стала исключением и сфера обращения с отходами, поскольку согласно пункту 14 статьи 7 закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит такой вид хозяйственной деятельности, как обращение с опасными отходами, в то время, когда законом об отходах предполагается, что лицензируются операции обращения с опасными отходами, да и то лицензирование пока больше формальное.
Так, несколькими днями ранее в Верховной Раде группой депутатов от «Блока Петра Порошенко» был зарегистрирован законопроект, призванный переиграть условия лицензирования в соответствующей сфере. В частности, речь идет о проекте Закона №2950 «О внесении изменений в Закон Украины «Об отходах» (относительно обращения с опасными отходами)».
Согласно пояснительной записке, целью этого документа является «создание последовательного, адаптированного к требованиям европейского законодательства и национального законодательства механизма обращения с опасными отходами»: от получения лицензии в осуществления хозяйственной деятельности и устранения препятствий на ее пути.
По мнению разработчиков, основой для реализации поставленной цели, прежде всего, должно быть согласование терминологии относительно вида хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию. Так, в статье 1 Закона «Об отходах» предлагается отметить, что «вид опасных отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки и включены в перечень опасных отходов».
Второе, на что обращается внимание – это определение требований к лицу, которое собирается или осуществляет хозяйственную деятельность по обращению с опасными отходами. В частности, в обновленной статье 34 Закона «Об отходах» на таких субъектов среди прочего возлагаются обязательства:
Учитывая такой перечень требований, разработчики видят также необходимость в дополнении Закона «Об отходах» новой статьей 34-2, которая будет определять принцип лицензирования хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами.
Так, в ст. 34-2 говорится, что хозяйственная деятельность по обращению с опасными отходами будет проводиться субъектами хозяйствования на основании лицензии, которая выдается в порядке, установленном Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» и в соответствии с лицензионными условиями. Подчеркивается, что к такой деятельности относится комплекс мероприятий сбора, перевозки, сортировки, хранения, обработки (переработки) и утилизации и/или обезвреживания опасных отходов, их удаления, захоронения.
При этом отмечается, что соответствие материально-технической базы установленным требованиям и заявленным в ходатайстве соискателем лицензии документах для получения лицензии характеристикам, подлежит обязательной проверке до выдачи лицензии в пределах сроков, предусмотренных для выдачи лицензии, по месту осуществления деятельности органом лицензирования в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Самые общие требования к материально-технической базе для осуществления хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами, а также технической документации определяются лицензионными условиями.
Соответственно в статье 37 Закона «Об отходах» предлагается отметить, что контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий осуществляется органом лицензирования.
Наряду с этим предусматривается установление ответственности – хозяйственно-административных санкций и повышение административной ответственности должностных лиц субъектов хозяйствования, в случае нарушений требований законодательства. Это прописано в статье 42 Закона «Об отходах» и новой 42-1.
Так, ст. 42 предлагается добавить, что за нарушение требований лицензионных условий, сроков и порядка предоставления отчета об осуществлении хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами, сокрытие, искажение информации или отказе предоставления такого отчета, лицензиаты также несут дисциплинарную, административную, хозяйственную, гражданскую или уголовную ответственность.
В ст. 42-1 назначаются соответствующие штрафные санкции. В частности, говорится, что центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей среды применяет к субъектам хозяйствования штрафные санкции:
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов в свою очередь применяет к субъектам хозяйствования штрафные санкции в размере от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан за не передачу опасных отходов субъектам хозяйствования, которые имеют лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами.
Все средства, полученные таким образом, будут зачисляться в государственный бюджет. Порядок наложения и взыскания штрафов устанавливается Кабинетом Министров.
Примечательно, что согласования Закона «Об отходах» с Законом о лицензировании – не единственная проблема в правовом регулировании сферы обращения с отходами. Законодательство в сфере обращения с отходами до сих пор не отвечает международным стандартам и документам, которые регулируют отношения в указанной сфере, в частности с Рамочной директивой Европейского Союза 91/156/ЕЭС, Конституцией Украины и другими законодательными актами.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2