Риелторы Киева выбрать компанию
Лучшие адвокаты найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить

Лавринович забирает землю и БТИ

03.12.2006 | 10:04 Раздел: Недвижимость Украины Источник: MEGET

Виктор Янукович усиливает особо преданных себе министров, тем самым меняя расстановку сил в самом кабмине На днях министр юстиции Александр Лавринович сообщил, что Кабмин согласился с его предложением определить Минюст центральным органом исполнительной власти в сфере государственной регистрации прав собственности на недвижимость.

Соответствующие изменения в Закон «О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их ограничений» уже направлены на рассмотрение Верховной Рады.

Хочу все знать

Это заявление может спровоцировать очередной виток конфликта между Минюстом, Госкомземом и коммунальными предприятиями Бюро технической инвентаризации (БТИ). Напомним, что спор за владение соответствующим реестром начался еще в 1998 году.

В то время вышло постановление КМУ №192 «О мерах по созданию системы регистрации прав на недвижимое и движимое имущество», коим функции по созданию системы регистрации прав на недвижимое имущество были возложены на Минюст.

Непосредственно регистрация началась только в октябре 2002 года, но против этой инициативы выступило БТИ, которое принципиально не хотело делиться своей информацией и терять источник доходов (тогда регистрация в БТИ стоила от 75 до 125 грн, что обеспечивало областному БТИ ежегодный доход от 50 до 100 тыс. грн).

После длительного спора постановлением Кабмина №1088 от 17 июля 2003 года держателем реестра прав на землю и недвижимое имущество был определен Государственный комитет по земельным ресурсам. Он якобы должен был к 1 января 2005 года создать единый Государственный реестр прав на землю и недвижимое имущество. Но в тот момент Госкомзем был больше озабочен проблемой создания земельного кадастра.

Ситуация особо обострилась после вступления в силу в 2004 году Гражданского кодекса. В нем определено, что право собственности на недвижимость, а также любые действия с ним подлежат государственной регистрации в едином реестре. Но его держатель не был указан. Решить спорный вопрос в пользу Минюста должно было постановление правительства «Об утверждении Временного порядка госрегистрации сделок».

Согласно этому документу регистрацию недвижимости должны осуществлять нотариусы на платной основе путем внесения записей в Государственный реестр сделок, администрируемый ГП «Информационный центр» Минюста. Однако радость Лавриновича по поводу обладания реестром была недолгой, так как в июле 2004 года Верховная Рада принимает Закон «О государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество и их ограничений», по которому право регистрировать землю и недвижимость вновь переходит к Госкомзему.

Последующие политические события и уход г-на Лавриновича с министерского поста временно «заморозили» спор. Но по возвращении Александра Владимировича в правительство дискуссия возобновилась. Эксперты расходятся во мнении, насколько целесообразна передача реестра недвижимости Минюсту. Аргументация самого министерства вроде как выглядит достаточно убедительно.

Во-первых, регистрация прав на недвижимое имущество — сугубо юридическая деятельность. Во-вторых, Минюст уже сейчас является держателем нескольких реестров, способных стать основой для будущей единой системы, в частности, реестром запретов отчуждений объектов недвижимого имущества, реестром прав собственности на недвижимое имущество, реестром ипотек и реестром сделок.

В-третьих, эксперты признают, что возможность проведения всех необходимых регистраций в одном месте — у нотариуса — существенно упростила бы процесс передачи имущества и снизила бы количество злоупотреблений в этой сфере.

Борьба за кадастр

Правда, есть и негативные моменты. Так, передача Минюсту реестра недвижимости означает, что единого реестра в этой сфере уже не будет. Изначально будет вестись два параллельных учета земельных участков. Хотя в Гражданском кодексе четко прописано, что реестр должен быть единым. Логично предположить, что в ближайшем будущем Минюст попытается перетянуть на себя ведение реестра земельных прав.

Кстати, в прошлом году чиновникам уже приходила в голову эта идея. В июле 2005 года Секретариат Президента предложил к общественному рассмотрению проект указа «Об усовершенствовании государственного управления в сфере земельных отношений». В частности, предлагалось передать в управление Минюсту ГП «Центр государственного земельного кадастра».

На создание Госкомземом кадастра в 2004 году Всемирный банк открыл кредитную линию на $195 млн, однако освоение этих средств проходит с большими проблемами. Впрочем, инициатива экс-министра юстиции Романа Зварыча о передаче столь тяжелого для комитета бремени на плечи его ведомства встретила сопротивление кредитора. Всемирный банк тогда прислал украинским властям письмо-предупреждение.

Нынешнюю же инициативу Лавриновича относительно внедрения системы государственной регистрации прав на недвижимость на базе Минюста Всемирный банк воспринял на ура и выразил готовность сотрудничать с министерством.

Впрочем, содействие со стороны западного финансового института не решит других проблем, таких, как определение критериев доступа органов государственной власти (например, налоговой, которую это особо интересует) к информации из реестра или ответственности должностных лиц за ведение реестра.

Этот вопрос ни одним законодательным актом не оговорен. А значит, скандальная ситуация затянувшегося создания земельного кадастра может повториться.

Распределение распределенного

Правда, кроме технических моментов, существует и политическая подоплека столь быстрого решения этого вопроса в Кабмине. Как это ни странно звучит, но Виктор Янукович решил укрепить свое положение в правительстве.

Дело в том, что по большинству вопросов премьер выступает в лучшем случае как «говорящая голова», озвучивающая чужие инициативы, а в худшем — как свадебный генерал (как тут не вспомнить подписание газовых договоренностей, к чему премьер не имел никакого отношения). Виктор Федорович понимает, что ему надо максимально усилить своих ближайших соратников, которых пока вряд ли можно назвать тяжеловесами украинского правительства.

Так, благодаря новым инициативам правительства министр юстиции может стать одним из самых осведомленных людей в правительстве. Не следует забывать и об идее объединить под крышей Минтруда Минмолодежи и Минздрав. При этом правительство планирует де-факто переименовать один из общегосударственных социальных фондов в Фонд медицинского страхования и отрапортовать перед населением об удачно проведенной реформе.

Таким образом, один из главных друзей премьера — Михаил Папиев возглавит весь социальный блок, на финансирование которого будет идти до трети всего госбюджета. На этом фоне нельзя не заметить несколько линий конфликтов. В частности, усиление Андрея Клюева, проводящего относительно независимую политику. Уже сейчас можно констатировать, что одной из основных политических задач Клюева является урезание полномочий и влияния Юрия Бойко.

При всей кажущейся идиллии отношений Азаров — Янукович нельзя не отметить желания многих постепенно отобрать часть полномочий у первого вице-премьера (как тут не вспомнить о намерении переподчинить Пенсионный фонд Минэкономики). На сегодняшний день Виктор Янукович столкнулся с главнейшей проблемой украинского политикума — отсутствием своих достойных кадров.

Безусловно, говорить о серьезных трениях в правительстве пока нелогично. Процесс первичного накопления полномочий прошел. Главный результат этого процесса — сам премьер до конца не удовлетворен тем положением, которое он занимает в иерархии правительственной коалиции и даже в своей партии. Да, он номинальный лидер, но до реального лидерства ему еще очень далеко, а без усиления собственных позиций в Кабмине достичь этого ему не удастся.

Rss лента новостей Просмотров: 4539
image