Начиная с 2004 года, классический страховой рынок демонстрировал стабильные темпы роста. Ежегодно размеры страховых премий классического страхового рынка увеличивались в среднем на 40 процентов. В 2008 году размер страховых платежей уже был в 4 раза выше, чем в 2005 году.
Доля классического рынка страхования постепенно росла и в 2008 году уже составляла 55 процентов. Однако финансовый кризис в 2009 и 2010 годах нанес и продолжает наносить серьезный удар классическому рынку страхования.
В условиях кризиса проявилось несовершенство законодательства в сфере страхования, отсутствие регуляции многих фундаментальных процессов в отрасли, невозможность оперативно реагировать на требования времени, заострились хронические проблемы: низкий уровень платежеспособности, капитализация страховщиков и защита интересов страхователей, непрозрачная и дискриминационная государственная регуляция, неразвитость рынка страхования жизни, низкий уровень страховой культуры потребителей, низкая институционная возможность и статус Регулятора, уровень его независимости.
Осознавая необходимость существенного повышения удельного веса страхования в Украине, определения основных заданий и мероприятий по оздоровлению страхового рынка, преодоления кризисных явлений и выведения страхования на путь устойчивого развития, Украинская федерация страхования пришла к выводу относительно необходимости комплексного обновления законодательства относительно страхования.
Механизмы обновления должны быть заложены в специальном программном документе (концепция, стратегия, программа и тому подобное), согласованном Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Украины. В УФС создан Координационный совет, утвержден план действий относительно поэтапного обновления законов Украины по вопросам страхования.
На первом этапе (2010-2013 гг.) необходимо не допустить разрушения принципов страхования, провести его оздоровление и увеличить размер классического сегмента, который сегодня составляет по расчетам УФС около 60 процентов от всего рынка страхования.
Оздоровление возможно за счет внедрения контроля достоверности отчетности страховщиков, оценки размеров резервов, качества и стоимости активов, стандарта учета договоров страхования, платежей надзора, процедуры передачи страхового портфеля и упрощенной процедуры превращения страховщика в страхового посредника, прозрачности Регулятора и страховщика, международных стандартов финансовой отчетности, точечных изменений, по другим вопросам (например, усовершенствование порядка применения методов воздействия, внедрения института «субординированного долга», и др.).
На втором этапе (2013-2016 гг.) необходимо обеспечить рост капитализации рынка, возрождения доверия, к страхованию и удовлетворительный уровень защиты прав потребителей страховых услуг. Это возможно за счет внедрения системы пруденциального надзора, требований к акционерам (участникам), требований к оценке стоимости активов, нормативов с элементами Solvency ІІ, в частности, экономической оценки баланса страховщика, систем управления рисками страховщика, требований к регулятивному капиталу, контролю деятельности лиц, которые в соответствии с условиями договора выполняют часть функций страховщика и др.
На третьем этапе (с 2016 года) Украина может получить совершенную защиту прав потребителей страховых услуг, устойчивое развитие рынка страхования и способность предотвращать неплатежеспособность как отдельных страховщиков, так и кризисным явлениям в секторе страхования за счет внедрения требований к регулятивному капиталу на основании системы управления рисками страховщиков (Solvency ІІ).
И в этом процессе обновления законов интересы государства и интересы страхового рынка совпадают.
Осуществление приведенных мероприятий будет невозможным без повышения институционной возможности Регулятора, его финансового, материально-технического и информационного обеспечения, обеспечения его политической независимости, что нуждается в изменении Конституции Украины.
Украинская федерация страхования поддерживает создание условий для квалифицированного и эффективного надзора за участниками рынков небанковских финансовых услуг путем внедрения наиболее распространенной международной практики относительно создания условий для надлежащего финансирования Уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регуляции рынков финансовых услуг, в частности, за счет «платежей надзора».
Украинская федерация страхования направила обращение к Президенту Украины, Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины с предложениями относительно обновления законов Украины по вопросам страхования и надеется на поддержку инициатив относительно создания современного законодательства о страховании со стороны представителей страхового рынка, их объединений, правительственных и научных учреждений, других участников рынка финансовых услуг.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2