В докризисные годы рынок автокредитования рос быстрыми темпами, стимулируя не только автомобильную промышленность, но и множество сопутствующих секторов. С началом глобального кризиса в экономике и финансовой сфере, банки резко свернули выдачу всех видов кредитных продуктов, включая и программы, нацеленные на приобретение транспортных средств.
В результате кризиса подавляющее число производителей автомобилей понесло колоссальные финансовые убытки, сократило объемы выпускаемой продукции и количество занятых в отрасли рабочих. Для многих стран, ранее активно развивавших автомобилестроение, кризис оказался очень болезненным.
В качестве примера можно привести Турцию, где тысячи компаний, производивших узлы, механизмы и аксессуары для ведущих европейских автомобилестроительных концернов, оказались на грани жизни и смерти.
Антикризисные автокредиты в российском исполнении Автомобильный рынок нашего северного соседа также серьезно пострадал в результате кризиса. Еще пару лет назад все эксперты единодушно прогнозировали, что по объемам продаж новых автомобилей Россия обгонит Германию и выйдет на лидирующие позиции в Европе. Однако затем произошел настоящий обвал продаж, связанный и с тем, что выгодный кредит на покупку автомобиля получить стало невозможно. Более того, многие банки просто прекратили выдавать кредиты.
Постепенно ситуация стала меняться. Серьезные финансовые резервы, накопленные Россией в годы экономического процветания, позволили запустить специальную программу кредитования с участием государства, которое обязалось компенсировать часть процентной ставки по автокредитам, выдаваемым покупателям. Первоначально программа пробуксовывала — к ее реализации были допущены только три государственных банка, а список так называемых «льготных» автомобилей, которые можно было приобрести с помощью субсидируемого кредита, был очень ограничен.
Постепенно условия автокредитной программы были либерализованы. В ней разрешили участвовать значительному количеству банков и в настоящее время свыше ста кредитно-финансовых учреждений выдают автокредиты, субсидируемые государством. Тем не менее, в настоящий момент государственный Сбербанк России выдает более двух третей льготных автокредитов. Расширен перечень автомобилей, которые принимают участие в данной программе. Кроме продукции «АвтоВАЗа», в него включено множество популярных моделей известных компаний: Форд Фокус, Шкода Октавия, Хюндай Акцент, Рено Логан и т.п.
Еще одна антикризисная мера, призванная оживить автомобильный рынок и реализованная в России — утилизация старых автомобилей. Владельцы машин, возраст которых превышает десять лет, могут сдать их на специальные пункты переработки, получив особый сертификат на 50 тысяч рублей. Эти средства нельзя получить в наличной форме, но их можно использовать в качестве первоначального взноса при покупке нового автомобиля. Программа утилизации тесно связана с автокредитами, субсидируемыми государством.
Например, «АвтоВАЗ» принимает сертификаты в качестве взноса при покупке своих классических моделей — Лада 2107 и Лада 2105. Потребитель может приобрести «пятерку» за сумму, эквивалентную трем тысячам долларов. Умеренная цена и приемлемые условия автокредита привели к тому, что россияне уже записываются в подзабытые очереди, а автомобилей не хватает для удовлетворения спроса со стороны всех желающих.
Безусловно, в перспективе рынок автокредитования начнет восстанавливаться — слишком велик объем денежных средств, накопленных банками. Темпы его роста будут зависеть от множества взаимосвязанных факторов, а также от экономической политики, проводимой на государственном уровне. Однако с определенной долей уверенности можно прогнозировать, что былой свободы и прежних процентных ставок не стоит ожидать, как минимум, несколько лет.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2