ЖК Сонцтаун от 13'100 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
ЖК RYBALSKY рассрочка до сдачи
КГ Альпен Парк от 90'940 грн/м2
ЖК Park Avenue VIP от 45'000 грн/м2
ЖК Петровский квартал от 10'100 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Строительная отрасль пытается выжить. Но в одиночку это трудно

14.12.2009 | 10:00

В тревожные дни, когда «девятый вал» кризиса уже отчетливо просматривался на горизонте, строительные компании судорожно вели поиск контрмер, которые позволили бы ослабить силу удара. В какой-то момент многим казалось, что – как и в тяжелые 90-е – ситуацию вновь могут спасти так называемые «инвестиционные цены».

То есть, сравнительно низкие.

Год назад специалисты строительной индустрии убеждали себя и окружающих: «Возвращение инвестиционных цен продиктовано современной конъюнктурой рынка. При существующем недоверии к строительным компаниям, введение инвестиционной цены – это действенная мера адаптации к сегодняшним реалиям и свидетельство гибкой маркетинговой политики».

Они объясняли, что есть разница между инвестиционной ценой и ценой на готовое жилье, причем, разница между этими ценами весьма ощутима. Инвестиционная цена на начальном этапе строительства может быть даже ниже себестоимости жилья. Однако по вполне понятным причинам, чем ближе дом к завершению, тем дороже в нем квартиры.

Сейчас надо думать не о прибыли, говорили спецы. В ситуации глобального экономического кризиса речь идет прежде всего о том, что наступило время принимать взаимоприемлемые решения. Иначе говоря, наступило время компромиссов. Все понимали, что продажи по инвестиционным ценам на начальном этапе работ позволят привлечь стартовые средства для строительства объекта. Это очень важно, поскольку наличие такого финансирования позволяло отказаться от использования заемного капитала.

Таким образом, вспомнив о незаслуженно забытом механизме реального финансирования, строительные компании стремились коренным образом скорректировать маркетинговую стратегию. Компании осознанно шли на снижение рентабельности вплоть до выхода на точку безубыточности, поскольку было ясно, что такой шаг – едва ли не единственная возможность вести цивилизованный бизнес в непростых условиях. Только такой подход к формированию цены позволял выполнять обязательства перед инвесторами. Кроме того, реализация по инвестиционным ценам давала бы возможность сохранить рабочие места.

Вместе с тем, с самого начала было очевидно, что долго работать без прибыли невозможно, и поэтому понятие инвестиционной цены на рынке продажи недвижимости Харькова будет существовать недолго. К сожалению, на деле оказалось, что инвестиционная цена в 2009 году не прижилась вообще.

Вот как оценивает ситуацию маркетолог одной из крупных строительных корпораций: «Харьковчане не восприняли идею покупки жилья на ранних стадиях строительства, предпочитая, в лучшем случае, инвестировать средства в готовые новостройки. Спрос на квартиры на этапе «котлована» на протяжении года снизился вдесятеро. Если в докризисный период доля продаж жилья на начальных стадиях составляла 40-50%, то в 2009 году этот показатель составил всего лишь 5%. При этом 75% сделок совершаются именно в категории достроенного жилья, тогда как 2-3 года назад доля таких сделок составляла всего 20%».

Дело в том, что раньше к моменту окончания строительства выбор жилья в новостройках практически отсутствовал. Вот этим-то и был обусловлен большой процент продаж квартир на этапе «котлована». Так сказать – кто не успел, тот опоздал. Вторым, не менее весомым аргументом в пользу ранней покупки, был рост цен на недвижимость (30-40% в год!), связанный с ростом рынка.

На сегодняшний день отказ от покупки жилья на ранней стадии связан с всевозможными рисками – недостроем, банкротством застройщика, отсутствием положительной динамики цен. Помимо этого, покупателю нет особого смысла приобретать недостроенную квартиру, если даже на готовое жилье цены упали вдвое.

Несмотря на «пиковую» ситуацию, строительные компании не отчаиваются и ведут постоянный поиск путей решения проблемы. Нет никаких сомнений в том, что при консолидации усилий строителей, инвесторов и банковских структур, рано или поздно выход все-таки найдется. Учитывая особое место зодчества в экономике страны, строителям просто необходимо оставаться на рынке недвижимости, что называется – «в любом виде».