КГ Альпен Парк от 90'940 грн/м2
ЖК Spas Sky от 42'000 грн/м2
ЖК Park Avenue VIP от 58'190 грн/м2
ЖК Crystal House от 38'000 грн/м2
ЖК на Светлицкого 35 от 12'500 грн/м2
ЖК Friendly House от 19'500 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Как изменятся требования к участникам строительного рынка

16.05.2014 | 09:15

Совсем недавно новый глава Государственной архитектурно-строительной инспекции (далее – ГАСК) Максим Мартынюк рассказывал о реформировании Государственного архитектурно-строительного контроля в Украине.

proekt_doma1 Если коротко, то среди основных новаций в сфере строительного рынка можно было бы выделить следующие:

  • внутренняя реструктуризация и реорганизация ГАСК (появление департаментов ГАСК вместо отдельных юридических лиц по всем регионам страны);
  • существенная децентрализация функций по контролю за участниками строительного рынка. То есть органам местной власти передадут инспекционные (наложение штрафов, приостановление строительства) и регистрационные (выдача разрешений, регистрация деклараций) функции;
  • новые кадровые и дисциплинарные требования к инспекторам и работникам ГАСК.

Все эти новации были анонсированы к внедрению летом 2014 года. Рынок замер в ожидании радикальных изменений. И вот, со значительным опережением графика – еще 28 апреля 2014 года – на сайте Минрегиона появилась довольно интересная информация по поводу общественного обсуждения законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства в сфере регулирования градостроительной деятельности».

Из пояснительной записки к проекту становится ясно, что его целью является «расширение свободы предпринимательской деятельности и восстановление доверия со стороны инвесторов к Украине», что не могло не радовать. Многие из участников строительного рынка даже подумали, что речь идет о тех самых изменениях и новациях, о которых говорил господин Мартынюк. Но детальный анализ этого законопроекта развеял почти все надежды на значительные улучшения в сфере градостроительства.

Конечно, господин Мартынюк в этом никоим образом не виноват, просто так уж совпало по времени и по замыслу, что через месяц после пресс-конференции главы ГАСК общественности предложили к обсуждению не тот законопроект, на который уже все рассчитывали.

Однако давайте перейдем к анализу содержания самого документа.

Одной из главных задач законопроекта является «введение порядка регистрации градостроительной документации на региональном и местном уровнях, а также установление перечня государственных органов, предоставляющих выводы к рассмотрению градостроительной документации» (цитата из пояснительной записки к законопроекту).

Понятно, что главным нормативным актом в этой сфере является Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – Закон). Удивительно, но раздел II «Управление в сфере градостроительной деятельности» Закона в этой связи не претерпел никаких изменений.

Можно было хотя бы обозначить свои планы по децентрализации архитектурно-строительного контроля, например, изложив пункт 3 ст. 7 Закона в такой редакции: «Управление в сфере градостроительной деятельности осуществляется путем определения государственных интересов и интересов местных общин для их учета при разработке градостроительной документации».

Но вместо этого предлагаются изменения в такие нормы Закона, как:

Вот, собственно, и все... Объективности ради стоит отметить, что значительно более интересные изменения предлагаются в ст. 20 «Архитектурно-градостроительные советы» Закона. Вот здесь уже прописывается и влияние органов самоуправления, и влияние других контролирующих органов (по охране культурного наследия, по охране окружающей среды и т.д.). Вот только проблема заключается в том, что архитектурно-градостроительные советы действуют только как совещательные органы на общественных началах.

Не менее важной задачей законопроекта выступает и нормирование вопросов по упрощению процедуры строительства и принятия объекта в эксплуатацию по строительному паспорту (ст. 27 Закона). Но и здесь мы видим лишь косметические изменения. Вместо «застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков может осуществляться на основании строительного паспорта» прописывается следующее: «Застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков, а также участков под строительство гаражей, может осуществляться заказчиком на основании строительного паспорта».

А вот что может вызвать настоящий «бум» среди предпринимателей – так это предлагаемые изменения в ст. 28 «Временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности» Закона (тут должны весьма заинтересоваться все владельцы МАФов и не только):

  • отныне на законодательном уровне появляется четкое определение, что же это за сооружения. Ими являются «временные сооружения торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения, а также средства размещения на водных объектах» (бывшим владельцам дебаркадеров с ресторанами на Днепре такое определение в свое время очень понравилось бы);
  • кроме того, из Закона исключено замечание о том, что таким сооружением может быть только одноэтажная конструкция – что вроде и неплохо, но двухэтажные газетные киоски могут стать пугающей реальностью. Также снято требование о павильоне площадью не более 30 квадратных метров по внешнему контуру, не говорится об исключительно временном характере такого сооружения, а также указано, что сооружение может устанавливаться без устройства углубленного фундамента;
  • очень подробно прописано, что является «средством размещения на воде» – сооружение круглогодичного или сезонного функционирования, размещенное на плавсредстве, которое имеет условия для швартовки и технического обслуживания, централизованного или автономного инженерного обеспечения, предназначенное для обустройства аквателя (отеля), объекта ресторанного хозяйства, социально-культурного или развлекательного назначения.

Это однозначный «плюс» к доработке чиновников – чего-то подобного предприниматели ждали не один год.

Также можно отметить, что к весьма существенным изменениям можно отнести и упрощение законодательных требований к такому субъекту градостроительной сферы как «заказчик строительства».

Таковым, в случае принятия законопроекта, будет выступать любое физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности или в пользовании земельный участок для застройки, или которое обладает на законных основаниях объектом строительства, где будут выполняться строительные работы.

Аналогичное определение продублировано и в Законе «О регулировании градостроительной деятельности», и в Законе «Об архитектурной деятельности». Заслуживает внимания и положение о ликвидации условия о наличии строительных лицензий (разрешений) во время рекламы объектов строительства (изменения вносятся в ст. ст. 8 и 25-1 Закона Украины «О рекламе»).

Подытоживая, отметим, что внесение изменений в законодательство о градостроительной деятельности является актуальным. Но их наполнение и темпы внесения в парламент могли бы быть значительно лучшими. Возможно, в несколько раз. Пока же не видно качественной реализации тех проектов, о которых говорил новый глава ГАСК.