ЖК Покрова от 23'750 грн/м2
ЖК RiverStone от 33'645 грн/м2
ЖК Парковая долина от 14'500 грн/м2
ЖК Белый Шоколад. Center от 9'490 грн/м2
ЖК Чарівне місто от 14'500 грн/м2
ЖК Вудстория от 13'230 грн/м2

Закон Украины об архитектурной деятельности


с изменениями от 13.04.2017 года

Настоящий Закон определяет правовые и организационные принципы осуществления архитектурной деятельности и направлен на формирование благоприятной жизненной среды, достижение эстетической выразительности, экономической целесообразности и надежности зданий, сооружений и их комплексов.

Раздел I - Общие положения

Статья 1. Определение основных терминов

В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

  • архитектурная деятельность - деятельность по созданию объектов архитектуры, включающая творческий процесс поиска архитектурного решения и его воплощения, координацию действий участников разработки всех составных частей проектов по планированию, застройки и благоустройства территорий, строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) зданий и сооружений, осуществление архитектурно-строительного контроля и авторского надзора за их строительством, а также осуществление научно-исследовательской и преподавательской работы в этой сфере;
  • объекты архитектурной деятельности (объекты архитектуры) - здания и сооружения жилищно-гражданского, коммунального, промышленного и другого назначения, их комплексы, объекты благоустройства, садово-парковой и ландшафтной архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства, территории (части территорий) административно-территориальных единиц и населенных пунктов;
  • субъекты архитектурной деятельности - архитекторы, другие лица, участвующих в подготовке и разработке градостроительной документации, проектной документации для строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства, ландшафтных и садово-парковых объектов, научно-исследовательской и преподавательской работе, заказчики проектов и строительства объектов архитектуры, подрядчики на выполнение проектных и строительных работ, производители строительных материалов, изделий и конструкций, владельцы и пользователи объектов архитектуры, а также органы власти, реализующие свои полномочия в сфере градостроительства;
  • архитектурное решение - авторский замысел относительно пространственной, планировочной, функциональной организации, внешнего вида и интерьера объекта архитектуры, а также инженерного и иного обеспечения его реализации, изложенный в архитектурной части проекта на всех стадиях проектирования и зафиксированный в любой форме;
  • проект - документация для строительства объектов архитектуры, состоящая из чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов, которые определяют градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические и технологические решения, стоимостные показатели конкретного объекта архитектуры, и отвечает требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил;
  • градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка - документ, содержащий комплекс градостроительных и архитектурных требований к проектированию и строительству по этажности и плотности застройки земельного участка, отступлений домов и сооружений от красных линий, границ земельного участка, его благоустройства и озеленение, другие требования к объектам градостроительства, установленные законодательством и утвержденной градостроительной документацией;
  • задание на проектирование - документ, в котором содержатся обоснованы в рамках законодательства требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям и свойств объекта архитектуры, его основных параметров, стоимости и организации его строительства и состоящий согласно градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, технических условий;
  • согласование проекта - процедура установления соответствия проектных решений исходным данным на проектирование;
  • экспертиза - деятельность специалистов-экспертов, которые имеют соответствующие квалификационные сертификаты и по поручению заказчика предоставляют отчеты о соответствии проектных решений требованиям законодательства, государственным нормам, стандартам, строительным нормам и правилам и несут ответственность за достоверность предоставленных отчетов;
  • заказчик - физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности или в пользовании земельный участок, подала в установленном законодательством порядке заявление (ходатайство) о ее застройки для осуществления строительства или изменения (в том числе путем снос) объекта градостроительства;
  • инжиниринговая деятельность в сфере строительства (инжиниринг) - деятельность по предоставлению услуг инженерного и технического характера, к которым относятся проведение предварительных технико-экономических обоснований и исследований, экспертизы проекта, разработка программ финансирования строительства, организация изготовления проектной документации, проведение конкурсов и торгов, заключения договоров подряда, координация деятельности всех участников строительства, а также осуществление технического надзора за строительством объекта архитектуры и консультации экономического, финансового или иного характера;
  • архитектор (инженер), имеющий квалификационный сертификат - специалист, который по результатам аттестации получил такой сертификат, что придает ему полномочия ведения личной деятельности в сфере архитектурной деятельности, и который несет ответственность за результаты работы;
  • технический надзор - осуществление заказчиком контроля за соблюдением проектных решений и требований государственных стандартов, строительных норм и правил, а также контроля за качеством выполненных работ и их объемам во время строительства или изменения (в том числе путем сноса) объекта градостроительства.

Статья 2. Государственное содействие архитектурной деятельности

Государство обеспечивает условия для осуществления архитектурной деятельности путем:

  • поддержки научных исследований, содействия подготовке и повышению квалификации кадров в области градостроительства, архитектуры и строительства;
  • привлечения инвестиций в проектирование и строительство объектов архитектуры;
  • проведения градостроительных и архитектурных конкурсов на создание новых, реконструкцию и реставрацию существующих объектов архитектуры общегосударственного значения;
  • защиты авторских прав и обеспечения свободы творчества архитекторов;
  • создания благоприятных организационных, правовых и экономических условий для деятельности творческих союзов архитекторов;
  • поощрения архитекторов, других субъектов архитектурной деятельности за выдающиеся достижения в сфере градостроительства и архитектуры;
  • обеспечение участия Украины в международных организациях и мероприятиях по вопросам архитектуры, градостроительства и охраны памятников архитектуры;
  • обеспечение адаптации нормативно-правовой базы и учебных профессиональных программ с международными требованиями, внедрение фундаментальных научных знаний, новых технологий проектирования и строительства в сфере градостроительства;
  • содействие деятельности самоуправляющихся профессиональных организаций архитекторов и инженеров;
  • обеспечения безопасности строительства, долговечности зданий и сооружений, стимулирования мероприятий по экономии энергии, защиты окружающей среды, созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, а также обеспечение экономических и других аспектов, важных с точки зрения удовлетворения интересов общества;
  • осуществление других мероприятий, направленных на развитие национальной архитектуры.

Статья 3. Законодательство об архитектурной деятельности

Законодательство об архитектурной деятельности состоит из Конституции Украины, законов Украины "Об основах градостроительства," О регулировании градостроительной деятельности," Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, настоящего Закона и других нормативно-правовых актов.

Особенности регулирования архитектурной деятельности в пределах зоны отчуждения и зоны безусловного обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, определяются Законом Украины "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы "

Раздел II - Организация архитектурной деятельности

Статья 4. Комплекс работ, связанных с созданием объекта архитектуры

Для создания объекта архитектуры выполняется комплекс работ, который включает:

  • подготовку исходных данных на проектирование;
  • осуществление в необходимых случаях предпроектных работ, а также мероприятий по охране вновь при осуществлении строительства или изменения (в том числе путем сноса) объектов градостроительства, в соответствии с законом имеют антропологическое, археологическое, эстетическое, этнографическое, историческое, художественное, научное или художественное значение;
  • поиск архитектурного решения, разработки, согласования и утверждение проекта;
  • выполнение рабочей документации для строительства, а в случае выполнение ее или отдельных ее частей другим исполнителем - осуществление авторского надзора за таким исполнением;
  • строительство (новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) и снос объекта архитектуры, архитектурно-строительный контроль, технический и авторский надзоры при осуществлении строительства или изменения (в том числе путем снос) объекта градостроительства;

Статья 5. Исходные данные на проектирование

Разработка проектов (проектирование) объектов архитектуры осуществляется на основании исходных данных на проектирование, к которым относятся:

  • градостроительные условия и ограничения застройки соответствующего земельного участка;
  • технические условия по инженерному обеспечению объекта архитектуры;
  • задание на проектирование объекта архитектуры.

Предоставление задания на проектирование является обязанностью заказчика и осуществляется в порядке исполнения условий договора с разработчиком проекта (архитектором).

Предоставление градостроительных условий и ограничений застройки соответствующей земельного участка и технических условий относительно инженерного обеспечения объекта архитектуры осуществляется в порядке, установленном законодательством.

В градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка не могут включаться требования по архитектурным и инженерным решениям объекта архитектуры, его внутренней отделки, другие условия и требования, если они не установлены законодательством, градостроительной документацией, не обусловлены необходимостью сохранения существующей застройки, окружающей среды и охраны памятников истории и культуры.

Соблюдения исходных данных при проектировании объекта архитектуры является обязательным.

Статья 6. Архитектурные и градостроительные конкурсы

Архитектурные и градостроительные конкурсы (местные, региональные, всеукраинские, международные) проводятся для выявления лучших архитектурно-планировочных, инженерно-технических и экономических проектных предложений по объектам градостроительства и архитектуры и определения исполнителей проектной документации.

Архитектурные и градостроительные конкурсы могут организовываться также для выявления лучшего проектного предложения по застройке конкретных земельных участков.

Исключительно на конкурсной основе осуществляется разработка проектов объектов архитектуры, реализация которых имеет существенное влияние на развитие и формирование застройки населенных пунктов, а также объектов, которые размещаются в зоне охраны памятников истории и культуры или могут негативно влиять на территории и объекты природно-заповедного фонда.

Необходимость проведения таких конкурсов определяется согласно требованиям градостроительного законодательства, местных правил застройки населенных пунктов и по решениям центральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, а также по инициативе заказчиков и объединений профессиональных архитекторов.

Победители архитектурных и градостроительных конкурсов определяются жюри, в состав которого должны входить не менее двух трети высококвалифицированных специалистов в сфере градостроительства и архитектуры.

Автор проекта, победившего в конкурсе, имеет преимущественное право на дальнейшую разработку проектной документации, если иное не предусмотрено условиями конкурса.

Лицо, конкурсный проект которого признан лучшим, пользуется преимущественным правом его реализации.

Положение о порядке проведения архитектурных и градостроительных конкурсов утверждается Кабинетом Министров Украина.

Программы и условия архитектурных и градостроительных конкурсов составляются с участием Национального союза архитекторов Украины или ее местных организаций.

Конкурсы проводятся за средства заказчика конкурса.

Информация об объявлении и результатах конкурса должна быть обнародована в соответствующих печатных средствах массовой информации.

Статья 7. Разработка, согласование и утверждение проекта

Проект объекта архитектуры разрабатывается под руководством или с обязательным участием главного архитектора проекта и/или главного инженера проекта, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат.

Проект объекта архитектуры заверяется подписью и скрепляется личной печатью главного архитектора проекта и/или главного инженера проекта, которые имеют квалификационный сертификат.

Проектная документация на строительство объектов, разработанная согласно градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, не подлежит согласованию с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами охраны культурного наследия, государственной санитарно- эпидемиологической службы и природоохранными органами.

Проекты объектов архитектуры утверждаются заказчиком. Утверждение проектов объектов архитектуры, которые сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Перед утверждением проектов в случаях, определенных статьей 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", проводится их экспертиза.

К проведению экспертизы архитектурного решения проекта объекта архитектуры обязательно привлекается архитектор, имеющий соответствующий квалификационный сертификат.

Внесение изменений в утвержденный проект проводится исключительно с согласия автора проекта, а в случае отклонения от технических условий - по согласованию с предприятиями, учреждениями и организациями, оказали такие технические условия, и заказчиком.

Внесение в утвержденный проект изменений, связанных с изменением государственных стандартов, норм и правил, осуществляется с согласия заказчика, если иное не предусмотрено законом.

Лица, которые принимают участие в разработке проектов, не имеют права проводить экспертизу указанных проектов, согласовывать их или давать разрешение на выполнение строительных работ по следующим проектам.

Запрещается требовать от заказчиков решения архитектурно-градостроительного совета для дальнейшего рассмотрения и согласование проектной документации.

Статья 8. Рабочая документация для строительства

Рабочая документация для строительства (реконструкции, реставрации, капитального ремонта) объекта архитектуры выполняется соответствии с государственными стандартами, нормами и правилами на основании утвержденного проекта.

Рабочая документация для строительства или авторский надзор за ее разработкой выполняются при участии архитектора - автора утвержденного проекта в соответствии с заключенным договором на разработка проекта этого объекта архитектуры.

Статья 9. Строительство объекта архитектуры

Строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документации, государственных стандартов, норм и правил, местных правил застройки населенных пунктов в порядке, определенном статьей 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий ".

Архитектор - автор проекта или уполномоченное им лицо участвует в принятии в эксплуатацию завершенного строительством объекта архитектуры и подписывает соответствующий акт.

Без подписи архитектора - автора проекта или уполномоченного им лица такой акт недействителен.

Статья 10. Государственный архитектурно-строительный контроль и надзор

Для обеспечения при застройке территорий, размещению и строительства объектов архитектуры соблюдения субъектами архитектурной деятельности утвержденной градостроительной и другой проектной документации, местных правил застройки населенных пунктов, требований исходных данных, а также с целью защиты государством прав потребителей строительной продукции осуществляется в установленном законодательством порядке государственный архитектурно-строительный контроль и надзор.

Государственный архитектурно-строительный контроль осуществляют органы государственного архитектурно-строительного контроля, определенных статьей 6 Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности"

Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, через главных инспекторов строительного надзора в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Статья 11. Авторский и технический надзоры

Во время строительства объекта архитектуры осуществляется авторский и технический надзор.

Технический надзор обеспечивается заказчиком и осуществляется лицами, имеющими соответствующий квалификационный сертификат.

Авторский надзор осуществляется архитектором - автором проекта объекта архитектуры, другими разработчиками утвержденного проекта или уполномоченными ими лицами. Авторский надзор осуществляется соответствии с законодательством и договором с заказчиком.

В случае выявления отклонений от проектных решений, допущенных во время строительства объекта архитектуры, и отказе подрядчика по их устранению лицо, осуществляющее авторский или технический надзор, уведомляет об этом заказчикам и орган государственного архитектурно-строительного контроля для принятия меры в соответствии с законодательством.

Порядок проведения авторского и технического надзора  устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 12. Архитектурно-технический паспорт объекта архитектуры

На каждый завершенный строительством объект архитектуры и до его принятия в эксплуатацию составляется архитектурно-технический паспорт объекта архитектуры.

Архитектурно-технический паспорт объекта архитектуры составляется генеральным проектировщиком объекта архитектуры при участии подрядчика и утверждается органом градостроительства и архитектуры.

В архитектурно-техническом паспорте объекта архитектуры содержатся сведения о заказчике, архитекторе - авторе проекта и других разработчиках проекта, подрядчике, месте и сроке хранения проектной документации, а также основные характеристики объекта архитектуры и гарантийные обязательства исполнителей проектных и строительных работ.

В архитектурно-техническом паспорте указываются особые условия по эксплуатации объекта архитектуры, а также его отдельные элементы (детали фасадов, интерьеры, благоустройство, наличие произведений монументального и декоративного искусства и т. п.), которые не подлежат изменениям без согласия архитектора - автора проекта и органа градостроительства и архитектуры, а при отсутствии архитектора - автора проекта - органа градостроительства и архитектуры.

Положение об архитектурно-техническом паспорте объекта архитектуры утверждается Государственным комитетом строительства, архитектуры и жилищной политики Украины.

Раздел III - Уполномоченные органы градостроительства и архитектуры. творческие союзы архитекторов

Статья 13. Уполномоченные органы градостроительства и архитектуры

К уполномоченных органов градостроительства и архитектуры относятся:

  • центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере архитектуры;
  • центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере архитектуры;
  • орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам архитектуры;
  • структурные подразделения областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по вопросам архитектуры;
  • исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов по вопросам архитектуры.

Орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам архитектуры, структурные подразделения областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций подконтрольны и подотчетны соответствующим органам исполнительной власти в пределах, предусмотренных законом.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в сфере градостроительства и архитектуры в соответствии с Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине".

По вопросам делегированных полномочий, предусмотренных подпунктом "б" части первой статьи 31 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.

Статья 14. Главные архитекторы

Руководители органов градостроительства и архитектуры, определенных абзацами пятым - седьмым части первой статьи 13 настоящего Закона, по должности являются главными архитекторами соответствующих административно-территориальных единиц (Автономной Республики Крым, области, района, города).

Назначение на должность главного архитектора области, района, города осуществляется исключительно по результатам конкурса.

В конкурсе могут принимать участие лица, имеющие, как правило, высшее архитектурное образование и стаж организационной и профессиональной работы по специальности в сфере градостроительства и архитектуры не менее 5 лет.

Конкурсы на замещение должности главных архитекторов проводятся при участии местных организаций Национального союза архитекторов Украины.

Главные архитекторы и другие должностные лица уполномоченных органов градостроительства и архитектуры как авторы или соавторы принимают участие в разработке градостроительной документации и местных правил застройки соответствующей территории. Главные архитекторы и другие должностные лица специально уполномоченных органов градостроительства и архитектуры в рамках закона могут осуществлять творческую деятельность, связанную с проектированием объектов архитектуры, предусмотренных для строительства на территории их административной деятельности. В таких случаях согласования соответствующих архитектурных решений осуществляется органами градостроительства и архитектуры высшего уровня.

Главный архитектор города, района согласовывает градостроительное и архитектурное проектное решение объектов, расположенных в исторической части города, исторических ареалах, на магистралях и площадях общегородского значения.

Статья 15. Архитектурно-градостроительные советы

Для профессионального коллегиального обсуждения градостроительных, архитектурных и инженерных проектных решений объектов архитектуры, а также, при необходимости, основных положений градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, при местных органах градостроительства и архитектуры создаются архитектурно-градостроительные советы, которые осуществляют свою деятельность соответствии с типовым положением о них, утверждаемым центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры.

Архитектурно-градостроительный совет является совещательным органом и действует на общественных началах. Не допускается взыскание средств с заказчиков и разработчиков проектов по подготовке к рассмотрению и рассмотрение этих проектов на заседаниях архитектурно-градостроительного совета.

По требованию территориальных общин, соответствующих общественных объединений, авторов проектов, заказчиков, а также в случае конфликтов относительно выявленных отклонений от утвержденной градостроительной документации или градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка архитектурно-градостроительным советом могут рассматриваться отдельные архитектурные проекты или их части.

Обязательному рассмотрению на заседании архитектурно-градостроительного совета подлежат градостроительная документация, архитектурные решения проектов объектов архитектуры, расположенных в исторической части городов, в исторических ареалах, на магистралях и площадях общегородского значения, проекты высотных зданий и сооружений.

Результаты рассмотрения градостроительной документации и проектов строительства объектов оформляются протоколом заседания архитектурно-градостроительного совета и носят рекомендательный характер.

Статья 16. Творческие союзы архитекторов

В Украине действует объединение профессиональных архитекторов - Национальный союз архитекторов Украины, а также в соответствии с законодательством могут создаваться и действовать другие творческие союзы архитекторов и самоуправляющиеся объединения в сфере архитектурной деятельности.

Деятельность творческих союзов архитекторов и самоуправляющихся объединений в сфере архитектурной деятельности осуществляется на основе их уставов, зарегистрированных в установленном порядке.

В состав комиссии по профессиональной аттестации архитекторов включаются представители от всеукраинского объединения архитекторов и других самоуправляющихся объединений в сфере архитектурной деятельности. (Исключена на основании Закона N 5459-VI от 16.10.2012)

Статья 16-1. Саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности

В Украине могут создаваться и действовать саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности.

Неприбыльные добровольные объединения физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и профессиональную деятельность, приобретают статус саморегулируемых организаций со дня их регистрации центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архитектуры, и внесения сведений о них в государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере архитектурной деятельности.

Саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности определяющих правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами таких организаций, а также предусматривают механизм возмещения убытков, причиненных потребителям вследствие предоставления членами саморегулируемой организации товаров, выполнения работ (услуг) ненадлежащего качества.

Саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности могут на основании делегированных полномочий проводить профессиональную аттестацию исполнителей работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, и привлекаться к лицензированию хозяйственной  деятельности членов саморегулируемой организации.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере архитектуры, определяет порядок регистрации таких организаций.

Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере архитектурной деятельности осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архитектуры.

Раздел IV  - Осуществление архитектурной деятельности

Статья 17. Лицензирование и профессиональная аттестация исполнителей работ, связанных с созданием объектов архитектуры

Хозяйственная деятельность, связанная с созданием объекта архитектуры, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством.

Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, определяется Кабинетом Министров Украина.

Органом лицензирования является центральный орган исполнительной власти, реализует государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.

Ответственные исполнители отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, проходят профессиональную аттестацию. Перечень таких видов работ (услуг) и порядок профессиональной аттестации (554-2011-п) устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Профессиональная аттестация исполнителей работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, проводится центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архитектуры. Полномочия по проведению профессиональной аттестации могут быть делегированы саморегулируемым организациям в сфере архитектурной деятельности. Саморегулируемая организация приобретает делегированных ей полномочий со дня опубликования центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере архитектуры, решение о предоставлении (делегирование) таких полномочий в официальном издании, определенном таким органом.

К профессиональной аттестации допускаются граждане, которые получили высшее образование по образовательно-квалификационным уровням бакалавра, специалиста, магистра по направлению профессиональной аттестации в соответствии к квалификационным требованиям и имеющие стаж работы по специальности не менее три года.

Для проведения профессиональной аттестации граждане подают заявление, к которому прилагаются:

копии паспорта и регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (не подается физическими лицами, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган доходов и сборов и имеют отметку в паспорте);

заверенные в установленном порядке копии документов:

  • об образовании;
  • о трудовой деятельности и стаж ;
  • о повышении квалификации за последние пять лет по соответствующими программами по направлению профессиональной аттестации;
  • краткий отчет о профессиональной деятельности и / или творческие достижения.

Кроме того, граждане могут подавать другие документы, подтверждающие их профессиональную специализацию, уровень знаний и квалификацию.

Представленные документы рассматриваются и решения о выдаче квалификационного сертификата или об отказе в его выдаче принимается в месячный срок.

Основанием для отказа в выдаче сертификата являются:

  • несоответствие заявителя квалификационным требованиям;
  • неподтверждения профессиональной специализации, уровня знаний и квалификации по результатам экзамена;
  • выявления в представленных документах недостоверной информации.

Гражданам, прошедшим профессиональную аттестацию, выдается соответствующий квалификационный сертификат.

Срок действия квалификационного сертификата для лиц, не имеющих перерыва в работе по специальности более трех лет и повышают квалификацию в соответствии с законодательством не реже одного раза в пять лет, не ограничивается.

Граждане, получившие соответствующий квалификационный сертификат, могут выполнять отдельные виды работ (услуг), связанные с созданием объекта архитектуры, без соответствующей лицензии, имеют личную печать и несут ответственность за ненадлежащее выполнение работ (услуг), право выполнения которых определены квалификационным сертификатом, и нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил.

Сведения о лице, получившем квалификационный сертификат, вносятся в реестр аттестованных лиц.

Форма квалификационного сертификата, порядок внесения платы за проведение профессиональной аттестации и ее размеры утверждаются центральным органом исполнительной власти , обеспечивающий формирование государственной политики в сфере архитектуры.

(Статью 18 исключено на основании Закона N 5459 - VI (5459-17) от 16.10.2012)

Статья 19. Проектные работы, выполнение которых не требует наличия соответствующего квалификационного сертификата

Выполнение проектных работ по созданию объектов архитектуры не требует наличия у специалистов соответствующего квалификационного сертификата при:

  • осуществления специалистами проектных работ под руководством архитектора или другого специалиста, имеющего квалификационный сертификат на выполнение работ соответствующего профиля;
  • разработке проектных материалов, не предусмотренных для реализации (эскизные, поисковые, концептуальные и др.), предложений о возможности и условиях застройки любого земельного участка;
  • выполнение работ, связанных с участием в градостроительных и архитектурных конкурсах, если их условиями не предусмотрено иное;
  • проектирование объектов, которые согласно законодательству не требуют получения документов, дающих право на выполнение строительных работ.

Статья 20. Осуществление архитектурной деятельности иностранцами и лицами без гражданства

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, при осуществлении архитектурной деятельности пользуются такими же правами и несут такие же обязанности, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

На территории Украины иностранцы и лица без гражданства, не получившие соответствующий квалификационный сертификат, могут выполнять работы, определенные статьей 19 настоящего Закона, и принимать участие в разработке градостроительной документации, осуществлять проектирование объектов архитектуры, разрабатывать рабочую документацию для строительства только на основании договоров с субъектами предпринимательской деятельности, имеющих лицензию на выполнение отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве или с специалистами, которые имеют квалификационный сертификат.

Статья 21. Осуществление архитектурной деятельности физическими и юридическими лицами Украины на территории иностранных государств

Физические и юридические лица Украины осуществляют архитектурную деятельность на территории других государств в соответствии с законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а так же с законодательством страны пребывания.

Раздел V - Права и обязанности суб ектов архитектурной деятельности при создании и эксплуатации об ектов архитектуры

Статья 22. Права архитектора

Архитектор при проектировании и строительстве объектов архитектуры имеет право:

  • без предварительного разрешения разрабатывать проектные предложения по застройке какого-либо земельного участка для определения возможности и условий осуществления на нем строительства объекта архитектуры;
  • участвовать в подготовке задания на проектирование, по поручению заказчика получать в установленном порядке градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка и технические условия по инженерному обеспечению объекта архитектуры, согласовывать проект с предприятиями, учреждениями, организациями, выдавшими технические условия;
  • свободно выбирать средства и способы реализации архитектурного решения;
  • по согласованию с заказчиком вносить в пределах исходных данных на проектирование изменения в утвержденный проект;
  • по поручению заказчика участвовать в подготовке договоров подряда, организации конкурсов (тендеров) по определению подрядчика на проектирование и строительство, быть представителем заказчика в других случаях, определенных договором;
  • привлекать на договорной основе к разработке проекта других специалистов, осуществлять руководство этими работами или принимать участие в выполнении рабочей документации;
  • осуществлять экспертизу проектной документации согласно профессиональной специализации, указанной в квалификационном сертификате архитектора.
  • страховать свою профессиональную ответственность в соответствии с закона.

Статья 23. Права заказчиков

Заказчики на проектирование и строительство объектов архитектуры имеют право:

  • выбирать архитектора - разработчика проекта или привлекать его по результатам архитектурного или градостроительного конкурса, выбирать подрядчика на строительство или привлекать его по результатам строительного тендера;
  • утверждать задания на проектирование, проект, если они не противоречат законодательству, градостроительным условиям и ограничению застройки земельного участка и условиям по инженерному обеспечения объекта архитектуры;
  • осуществлять контроль и технический надзор за соблюдением требований градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, задача на проектирование при проектировании объекта архитектуры, утвержденного проекта при строительстве;
  • привлекать лиц, имеющих квалификационный сертификат, для осуществление функций заказчика и инжиниринга.

Статья 24. Права подрядчиков

Подрядчики на проектирование и строительство объекта архитектуры имеют право:

  • выбирать на свое усмотрение технологию, методы и способ разработки и реализации проекта объекта архитектуры в пределах государственных строительных стандартов, норм и правил;
  • выполнять рабочую документацию для строительства объекта архитектуры в соответствии с утвержденным проектом при непосредственном участии или под авторским надзором архитектора - автора проекта или уполномоченного им лица с его письменного согласия;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные договорами (контрактами) подряда, в установленном законодательством порядке.

Статья 25. Права граждан и общественных организаций

Граждане и общественные организации, не принимающие непосредственного участия в создании объектов архитектуры, имеют право:

  • получать в органах власти информацию о подготовке и принятии решений по планированию, застройке и реконструкции населенных пунктов, отдельных территорий и конкретных объектов архитектуры, соблюдении при этом требований законодательства о сохранении памятников истории и культуры, окружающей среды;
  • участвовать в обсуждении архитектурных решений проектов в установленном порядке;
  • защищать свои интересы при проектировании и строительстве новых и эксплуатации существующих объектов архитектуры в соответствии с законодательством.

Порядок общественного обсуждения градостроительной документации и проектов строительства, а также порядок учета в них предложений общественности определяются законом.

Статья 26. Обязанности архитектора, других проектировщиков

Архитектор, другие проектировщики, осуществляющие работы по созданию объектов архитектуры, обязаны:

  • соблюдать государственные стандарты, нормы и правила, местные правила застройки населенных пунктов, требования исходных данных на проектирование;
  • не нарушать при проектировании, организации и выполнении строительных работ законные права и интересы собственников и пользователей зданий и сооружений, прилегающих к участку застройки;
  • не разглашать без согласия заказчика сведения, составляющие коммерческую тайну проекта.

Проектная организация, которая разрабатывала проектную документацию, а также главный архитектор и главный инженер проекта несут ответственность за соответствие проектной документации исходным данным на проектирование, требованиям государственных стандартов, норм и правил, региональным и местным правилам застройки.

Статья 27. Обязанности заказчиков и подрядчиков

Заказчики и подрядчики при создании объекта архитектуры обязаны:

  • поручать выполнение отдельных видов проектных и строительных работ лицам, имеющим соответствующую лицензию;
  • выбирать исполнителей рабочей документации для строительства с соблюдением требований статьи 8 настоящего Закона;
  • обеспечивать строительство объектов архитектуры согласно рабочей документации, применять строительные материалы, изделия и конструкции, соответствующие государственным стандартам, нормам и правилам и прошедшие сертификацию, если она является обязательной;
  • не нарушать при организации и выполнении строительных работ законные права и интересы пользователей прилегающих земельных участков, собственников расположенных на них зданий и сооружений, возмещать причиненные им убытки в соответствии с законом;
  • проинформировать в трехдневный срок местные органы охраны памятников истории и культуры о вновь выявленных при строительных работ объекты, имеющие антропологическое, археологическое, эстетическое, этнографическое, историческое, художественное, научное или художественное значение;
  • не включать в задание на проектирование требований, противоречащих требованиям законодательства Украины, утвержденной градостроительной документации, государственным нормам, стандартам и правилам.

Заказчики, кроме обязанностей, изложенных в части первой настоящей статьи, также обязаны:

  • участвовать вместе с подрядчиками в организации согласования проектной документации уполномоченными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
  • утверждать только согласованные в установленном порядке проекты;
  • передавать один комплект проектной документации, по которой построен объект архитектуры, владельцу этого объекта для постоянного хранения.

Статья 28. Обязанности собственников и пользователей объектов архитектуры

Собственники и пользователи объектов архитектуры обязаны:

  • содержать в надлежащем состоянии здания и сооружения, а также закрепленные за ними земельные участки, обеспечивать текущий обзор, периодическое обследование и паспортизацию объекта, соблюдать при эксплуатации объекта архитектуры требования, определенные в его паспорте, установленные местными правилами застройки населенных пунктов, а также требования законодательства;
  • получать в установленном законодательством порядке документ разрешительного характера, который дает право на выполнение работ, связанных с реконструкцией, реставрацией или капитальным ремонтом объекта архитектуры;
  • в случае необходимости внесения изменений в объемно-пространственных, планировочных и других решений объекта архитектуры разрабатывать соответствующую проектную документацию, утверждать ее и проводить строительные работы в установленном законодательством порядке;
  • хранить комплект проектной документации, по которой построено объект архитектуры и паспорт объекта, и передавать эту документацию новому владельцу.

Раздел VI - Авторское право на произведения архитектуры

Статья 29. Объекты и субъекты авторского права на произведения архитектуры

Отношения, возникающие при создании и использовании произведения архитектуры как объекта авторского права, регулируются Гражданским кодексом Украины, Законом Украины "Об  авторском праве и смежных правах", этим Законом и другими законодательными актами Украины.

Объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурные решения объектов архитектуры или градостроительства (произведений архитектуры) на всех стадиях их проектирования и строительства.

Лицо (лица), творческим трудом которого (которых) создано произведение архитектуры, а также архитектурные решения отдельных самостоятельных разделов проекта (интерьеры помещений, отдельные здания или сооружения архитектурных комплексов, благоустройство территории и т. п.), считается автором (соавторами) произведения архитектуры или его соответствующего раздела.

Соавторами не могут быть лица, оказывающие автору произведения архитектуры техническую, консультационную либо организационную помощь или осуществляющие организацию проектирования и строительства (реконструкции, реставрации, капитального ремонта), контроль за выполнением указанных работ.

Статья 30. Имущественные права на объект архитектуры

Имущественные права на объект архитектуры как объект авторского права, созданный в связи с выполнением трудового договора, принадлежат работнику, который создал этот объект, и юридическому или физическому лицу, где или у которого он работает, совместно, если иное не установлено договором.

Имущественные права на объект архитектуры как объект авторского права, созданный по заказу, принадлежат создателю этого объекта или заказчику совместно, если иное не установлено договором.

Существенным условием договора о создании произведения градостроительства является правовой режим осуществления имущественных прав на градостроительный документацию по планированию территорий после передачи ее заказчику.

Обязательные условия договоров о распоряжении имущественными правами на объект архитектуры как объект авторского права определяются Гражданским кодексом Украины и Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах".

Автор проекта произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства имеет исключительное право на участие в дальнейшей его реализации, если иное не предусмотрено условиями договора с заказчиком или юридическим или физическим лицом, где или у которого он работает, а также на внесение изменений в завершенного строительством или построенный произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства в случае изменения его функционального назначения либо реконструкции.

Использование проекта произведения архитектуры или садово-паркового искусства для реализации допускается только раз, если иное не оговорено договором, согласно которому создан проект. Повторное применение такого проекта и разработанной на его основе рабочей документации осуществляется исключительно с согласия автора с выплатой ему или его правопреемникам авторского вознаграждения.

Автор объекта архитектуры как объекта авторского права имеет право на получение в установленном законодательством порядке авторского вознаграждения за его создание и использование.

Статья 31. Личные неимущественные права автора (соавторов) объекта архитектуры

Личными неимущественными правами интеллектуальной собственности автора (соавторов) объекта архитектуры как объекта авторского права есть соответствующие права, определенные Гражданским кодексом Украины, Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах" и в частности:

  • право фотографировать, осуществлять видеосъемку соответствующего объекта архитектуры как объекта авторского права, кроме случаев, определенных законом;
  • право требовать признания своего авторства (соавторства) путем указания надлежащим образом своего имени на объекте архитектуры как объекте авторского права, если это практически возможно.

Личные неимущественные права на объект архитектуры как объект авторского права принадлежат его автору (соавторам) независимо от условий договора (контракта) между автором и заказчиком или юридическим или физическим лицом, где или у которого он работает.

Раздел VII - Ответственность за нарушение законодательства  об архитектурной деятельности

Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства об архитектурной деятельности

Нарушение законодательства об архитектурной деятельности влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законам Украины.

Статья 33. Разрешение споров, возникающих в процессе осуществления архитектурной деятельности

Споры, возникающие в процессе осуществления архитектурной деятельности, в том числе при участии иностранных юридических и физических лиц, разрешаются в установленном законом порядке.

Раздел VIII - Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме:

  • частей первой, второй и четвертой статьи 7, которые вступают в силу через два года после создания предусмотренной в статье 18 настоящего Закона Архитектурно-строительной аттестационной комиссии и введения в действие порядка проведения профессиональной аттестации в архитектурной деятельности (часть вторая статьи 17);
  • части первой статьи 12, которая вступает в силу с 1 января 2000 года.

2. До приведения законов Украины и иных нормативно-правовых актов в соответствие с Законом Украины "Об архитектурной деятельности" они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня опубликования Закона Украины "Об архитектурной деятельности":

  • представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о приведении законов Украины в соответствие с Законом Украины "Об архитектурной деятельности";
  • в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Президент Украины Л. КУЧМА

г. Киев, 20 мая 1999 года

N 687-XIV

Скачать закон Украины об архитектурной деятельности на русском (33kb) Закон Украины об архитектурной деятельности            на русском   Скачать закон Украины об архитектурной деятельности на украинском (49kb) Украины об архитектурной деятельности