ЖК Печерск Холл от 24'000 грн/м2
ЖК Park Avenue VIP от 45'000 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
ЖК RYBALSKY рассрочка до сдачи
ЖК RiverStone от 30'000 грн/м2
Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Закон развития риэлторской профессии

16.04.2010 | 07:20

Постоянно находясь в профессиональной риэлторской среде, мало того, будучи ее участником, слышишь множество мнений профессионалов и клиентов о рынке недвижимости и о риэлторах. Одной из тем, ставшей постоянной, является принятие Закона «О риэлторской деятельности».

Закон о риэлторской деятельностиНе может не удивлять позиция некоторых коллег, которые настойчиво продолжают верить в сказку «о добром царе», что снизойдет в виде закона и риэлторы заживут счастливо.

Дискуссии о необходимости риэлторского закона сводятся к его сути. А суть принятия закона видится в упорядочивании отношений между риэлторами и клиентами, а не в существовании этого акта как такового. Сути проблем закон не решает. Подавляющее большинство участников рынка недвижимости понимают необходимость такого упорядочивания и готовы объединяться для решения этого вопроса.

Речь идет о нескольких вполне конкретных вещах. Закон должен решить следующие задачи: установить четкие правила работы и взаимодействия, дать определение риэлторской услуге, определить, кто такой риэлтор, что он делает, как и за что отвечает, повысить образовательный уровень специалистов, контролировать деятельность риэлторов и не допускать на рынок не способных оказать качественные услуги.

Документом, который закрепляет правила работы и взаимодействия риэлторов между собой и с клиентами является национальный стандарт. Именно в нем, а не в законе, просто и понятно прописываются механизмы сотрудничества не рынке недвижимости по предоставлению риэлторской услуги. Внедрение в практику стандарта не связано с законом. Существует совершенно независимая процедура утверждения стандартов, которую осуществляет единый всеукраинский орган стандартизации - Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики.

Стандартом подробно описывается суть и механизмы предоставления риэлторской услуги. Там же четко и понятно сказано, кто такой риэлтор и что он делает. Всеукраинский статус документа гарантирует исполнение его требований риэлторами. К тому же, профессия «риэлтор» уже внесена в Государственный классификатор профессий еще в 2005 году и поэтому не нуждается в законодательном подтверждении.

На обучение риэлторов следует обратить особое внимание. Проблема риэлторского обучения лежит в плоскости профессиональной конкуренции. Сутью получения образования, повышения своего профессионализма является стремление к повышению своей конкурентоспособности и увеличению заработка. Успешные компании уже давно ее решили. При них действуют образовательные курсы по подготовке квалифицированного персонала - в этом залог их успеха. Совсем скоро, в том числе под влиянием кризиса, профессионализм выйдет на первое в конкурентной борьбе. И тогда риэлторов не надо будет законодательно принуждать учиться. Они сами, обгоняя друг друга, встанут в очередь за получением реальных знаний.

Обязательное обучение подразумевает, в идеале, государственный заказ на таких специалистов. Будет ли так? Сомнительно. Как же планируется решить проблему образования? Ее решение напрямую зависит от коммерческой выгоды обучающих заведений. Риэлторское образование будет платным. А вот даст ли такое образование эффект? Скорее нет. Его получение сведется к получению сертификата, фактически к его покупке.

О знаниях, о повышении профессиональных качеств риэлторов речь не идет. Поэтому, образование должно быть добровольным. Второй его характеристикой является универсальность. Обучение риэлторскому мастерству должно проходить по единым программам и учебникам, утвержденным общественными организациями. И чтобы утвердить эти программы не надо прилагать колоссальные усилия по принятию закона. Общественным организациям следует лишь выполнить свое предназначение.

Что же касается контроля над рынком и профессиональной деятельностью, то здесь ситуация заметно проще. Риэлторскую услугу легально предоставляют едва ли не со времени провозглашения независимости Украины. Контроль за риэлторами происходит в двух плоскостях: правовой и предпринимательской. Если риэлтор нарушает закон, то он отвечает согласно нормам законов, вплоть до уголовного права. За законностью следят уполномоченные органы: МВД, прокуратура, налоговая инспекция, другие государственные службы.

В плоскости предпринимательской деятельности риэлторов контролируют клиенты. Если риэлтор плохо справляется с возложенными на себя обязательствами - к нему не обращаются. Буквально через полгода такое предприятие становится банкротом и уходит с рынка. Нет более строгого судьи чем современные клиенты, им не дашь взятку, как некоторым чиновникам, их приговор неумолим: не умеешь работать - не получишь денег.

На рынке всегда были те, кто связывает свое будущее со своим делом и те, кто пришел «сорвать куш». Первые - это серьезные компании со штатом профессиональных специалистов сферы недвижимости. Вторые - фирмы «однодневки». Судьба последних логична. Они так же быстро исчезают, как и появляются. Этот процесс не изменить никакими законами.

В предлагаемых законопроектах «О риэлторской деятельности» контролирующими полномочиями наделяется общественная организация Риэлторская Палата (РП). И кто в нее войдет? Ответ: чиновники и отдельные представители риэлторской профессии. Но каковыми будут критерии? Путь, согласно которому РП единолично будет устанавливать правила работы на рынке, неминуемо приведет к монополизации профессии и взяточничеству. Сертификаты-лицензии будут выдаваться и отбираться согласно решению небольшой группы людей, которые будут определять круг «угодных» и «правильных» риэлторов.

В дополнение к вышесказанному следует добавить, что в последние годы увеличивается роль общественных организаций риэлторов. Причиной этому стало то, что профессиональные организации влияют на рынок через своих членов, которые работают по добровольно принятым ими правилам. В этой добровольности и заключена секрет эффективности.

Подводя итог, следует сказать о нескольких нюансах.

Предлагаемый еще в 2007 году депутатом И. Прасоловым законопроект «О риэлторской деятельности» не давал риэлторам никаких прав, только обязанности. Зачем же он тогда нужен? За это законопроект был подвергнут критике и получил негативные отзывы у широких масс риэлторского сообщества. На это можно возразить, что новый проект закона могут подготовить риэлторы. Да, могут. Но принимать Закон будут не риэлторы, а депутаты. И мы не застрахованы от судьбы оценщиков, которые написали выгодный им закон, а получили после депутатских правок ворох проблем.

Понятно, что глубоко в душе, многие желают прихода «доброго царя», который наведет порядок. Но это стереотип. В реальности, на наш призыв откликнется злой разбойник с дубиной. И заплачем мы же горькими слезами, но будет поздно.

Судьба профессии «риэлтор» в руках самих ее представителей и их профессиональных общественных организаций. А объединение риэлторов происходит не вокруг закона, а для упорядочивания рынка: принятия стандартов работы, программ обучения, написания учебников, рекламы и продвижения национальной Мультилистинговой системы (ukrmls.info). В этом состоит закон развития нашей профессии. В связи с этим, риэлторские организации и их руководители не должны забывать своего истинного предназначения.

С уважением,

Учредитель АН «Аверс», член Совета Украинской Гильдии Риэлторов, Алексей Спица