На днях президент Моторно-транспортного страхового бюро Владимир Романишин обмолвился, что тарифы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности постепенно готовят к «вольному» плаванию.
Да, безусловно, перспектива свободного ценообразования – дальняя, но вопрос в другом: «созреет» ли к нему рынок в принципе?
Стоит начать с того, что Госфинуслуг еще в конце прошлого года обвинила страховщиков в «неуемном» аппетите. Это произошло после того, как комиссии были переданы на согласование новые значения базового тарифа, корректирующих коэффициентов и лимитов ответственности. «Повышение стоимости полиса сразу почти в 3 раза - крайне чрезмерно», - возмутился тогда председатель Госфинуслуг Виктор Суслов.
Сейчас, по планам госрегулятора, тарифы должны вырасти где-то на 30-50%. И то, эти намерения пока что не согласованы и не утверждены с рынком, который, мягко говоря, не в восторге от того, что ему значительно урезали желания. И, если гипотетически предположить, что по ОСАГО отменят ограничение цен прямо сейчас, не исключено, что стоимость страховых полисов взлетит, не на 300%, а на 500%, и даже больше.
Главный аргумент со стороны страховых компаний – это убыточность «автогражданки», у некоторых она уже давно достигла 100% и превысила это значение. Но, Госфинулсуг и в этом случае за словом в карман не тянется. Мол, убыточность по АвтоКАСКО чуть ли не в 2 раза больше, чем средняя по ОСАГО, но, тем не менее, тарифы по этому виду страхования весь 2009 год держались в разумных пределах и особо не «брыкались». Так почему, спрашивает глава комиссии, необходимо так срочно и так существенно «вздувать» стоимость «автогражданки», если убытки по ней вполне терпимы?
Конечно, если учесть, что с 2004 года цена полисов не изменилась, в то время как и курс рос, и цены на восстановительный ремонт и запчасти к авто неумолимо ползли вверх, менять стоимость ОСАГО нужно, но постепенно и без шоковой терапии. Именно поэтому отдать право решать судьбу ценообразования на полисы страховщикам – это действительно очень дальняя перспектива. Сейчас рынок беспокоится лишь о том, чтобы снизить собственные убытки и совершенно не думает, как подскочившая на «автогражданку» цена отразится на страхователях и их кошельках.
К тому же, переход к свободному формированию цен на ОСАГО в любом случае должен быть постепенным и осторожным, и обязательно с некоторой долей контроля со стороны Госфинуслуг. Так как, отдав цену полисов целиком в руки страховых компаний, не избежать ни демпинга, ни умышленного завышения тарифов, которые, зная падкость страховых компаний на «халяву», обязательно будут иметь место.
Кстати, не стоит забывать прохладное отношение автовладельцев к «автогражданке» в принципе, которое сформировано не только благодаря невнятному пониманию многими из граждан его механизма, но и во многом по вине дискредитировавшего себя страхового рынка и вялости органов ГАИ, которые обязаны осуществлять контроль за наличием полисов. Поэтому, прежде чем думать о том, как повышать цену, необходимо получить стабильный приток страхователей и обеспечить своевременность выплат, упростив их процедуру (ввести «европротокол» или чаще использовать расширенную справку ГАИ).
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2