Отбирать залоговое имущество у заемщиков, не имеющих возможности погашать кредиты, коммерческие финучреждения начали в конце прошлого года. Если судебные исполнители пришли к должнику и опечатали его машину или офис — это еще полбеды.
Но когда на распродажу выставлена единственная квартира, в которой проживает семья — уже катастрофа. Как в таком случае не оказаться с вещами на улице, узнавала корреспондент «ВВ».
По прогнозам риелторов, пик массовой распродажи банками залоговых квадратных метров придется на осень 2009 года. Специалисты связывают это с окончанием инициированных финансовыми учреждениями судебных процессов и началом реализации отобранного имущества. На сайтах некоторых коммерческих банков даже появились разделы «Реализация залогового имущества», где можно ознакомиться со списком объектов, выставленных на торги.
— Больше всего у нас жилой недвижимости. В наличии — шикарные дома за несколько миллионов гривен, но есть и небольшие однокомнатные квартиры. Клиент, подписывая договор, знал, что его ждет в случае неуплаты кредита. Многим заемщикам, имеющим временные материальные затруднения, мы предоставили кредитные каникулы. А по поводу тех, кто оказался неплатежеспособным «всерьез и надолго», вынуждены были обратиться в суд. Последний, обычно, выносит решения в нашу пользу, — информирует корреспондента «ВВ» сотрудник одного из банков Артем Кучеренко.
Для жительницы Ривненской области Оксаны Фесенко «черный день» настал, когда ее муж попал под сокращение на заводе (сама женщина находится в декретном отпуске). За год до этого семья взяла кредит, заложив под него единственную квартиру.
— Платить долг было нечем. Меня постоянно вызывали в финучреждение и угрожали, что продадут жилье. Перспектива остаться с мужем и двухмесячной дочкой на улице надвигалась со стремительной скоростью, — рассказывает Оксана.
Выход семье подсказал знакомый юрист: необходимо прописать в квартире малышку. Это оказалось не так просто: когда супругам выдавали ссуду, в банке строго-настрого предупредили, чтобы они не регистрировали несовершеннолетних детей на залоговой квартире. Дабы не случилось чего-то подобного, клиентам велели принести и сдать в финансовое учреждение домовую книгу, которую там заперли в сейф.
— Под предлогом выписки мужа, который уезжает на заработки, я выпросила у банкиров этот документ и сразу же прописала дочь. После этого скандал с кредиторами был жуткий, но квадратные метры у нас не отобрали, — радуется женщина.
Сейчас у семьи Фесенко финансовые дела немного налаживаются: мужу удалось найти хорошую работу, долги по кредиту вернули, даже подумывают о том, как погасить досрочно весь заем.
Как сообщает киевский юрист Роман Валовенко, первый способ помешать банку конфисковать заложенную недвижимость — прописать в ней несовершеннолетнего. Это является серьезным препятствием для выселения семьи из квартиры. Так как, согласно ст. 12 Закона Украины «Об основах социальной защиты бездомных граждан и бесприютных детей», не допускается уменьшение или ограничение прав и охраняемых законом интересов детей при совершении любых сделок с жилыми помещениями. Иными словами, чтобы выписать чадо, ему необходимо предоставить условия проживания не хуже тех, которые были. Следят за этим опекунские советы.
— Банкиры это знают и потому пытаются всеми силами удержать заемщиков от прописывания на кредитных квадратных метрах детей, да и других членов семьи. Но требовать этого они не вправе, как и забирать оригинал правоустанавливающих документов на недвижимость (без них невозможна прописка). Поэтому в случае с Оксаной Фесенко финансовое учреждение поступило неправомочно, и женщина все правильно сделала, забрав из банка домовую книгу, — рассказывает Роман Валовенко.
Кроме несовершеннолетних также сложно выселить из квартиры и лиц других категорий, пользующихся государственной защитой. К примеру, инвалидов. Тяжело через суд взыскать недвижимость, на которую претендуют третьи лица. Последним достаточно затеять судебный процесс, чтобы на несколько месяцев затормозить конфискацию жилья банком. Скорее всего, Фемида будет на стороне финучреждения. Но пока суд да дело, возможно, деньги на погашение кредита у заемщика появятся.
Еще один вариант оттягивания «черного дня» — составить с кем-нибудь договор долгосрочный аренды, однако заключить его нужно до «волнительного» момента взыскания недвижимости.
По словам Романа Валовенко, если временно нет денег на выплату займа, самым верным решением является достижение договоренностей с банком. Не удалось этого сделать? Стоит вспомнить о возможностях, предоставляемых украинским законодательством. Даже если не выиграли дело, можно значительно оттянуть сроки превращения жилья в конфискат.
Начнем с того, что сама процедура судебного взыскания долгосрочная. Разбирательство по делу может длиться несколько месяцев. После этого есть 30 дней на обжалование вердикта в Апелляционном суде. Дальше несколько месяцев исполнительная служба будет воплощать решение в жизнь. Этого времени вполне достаточно, чтобы найти средства и рассчитаться с финучреждением.
— Один из самых неприятных для банка факторов — сроки рассмотрения иска, если оно передается в суд. В лучшем случае вердикт будет вынесен через несколько месяцев, но при правильном ведении дела представителем заемщика оно может затянуться и на несколько лет. Поэтому финансовое учреждение, прежде всего, заинтересовано в том, чтобы подобрать оптимальный вариант решения проблемы, например, с помощью реструктуризации или пролонгации кредита, — объяснил Артем Кучеренко.
В то же время у банка нет никакой гарантии, что он вообще выиграет дело. Финансисты признают: украинское законодательство и суды часто принимают сторону заемщика, особенно если у того есть несовершеннолетние дети.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2