Чтобы разорить банк, достаточно просто сказать: "Он - банкрот". Главное - сделать это правильным способом, а их существует как минимум пять.
"Проминвестбанк неплатежёспособен, скоро объявит себя банкротом, рекомендуем вам снять ваши деньги". "Родовид Банк и Надра Банк на коррупционной основе пользуются деньгами Нацбанка и сегодня относятся к Партии регионов".
Первую фразу прошлой осенью услышали сотни клиентов Проминвестбанка от анонимного телефонного абонента. Вторую - вся страна из уст премьер-министра Юлии Тимошенко. В обоих случаях последствия были плачевными: Проминвестбанк продан за бесценок, а сотрудники Надра Банка пытаются спасти репутацию родного финучреждения забастовкой.
Но факт налицо: чтобы пошатнуть финансовое состояние банка, может хватить нескольких слов. "В Киеве поводом для информационных материалов о том, что банк якобы на грани коллапса, однажды послужила надпись на заборе", - рассказали Фокусу в "Райффайзен Банк Аваль". Но чаще всего инициаторы атаки используют другие способы.
Эффект любого из пяти способов зависит прежде всего от реакции банка. Леонид Зябрев из "Райффайзен Банк Аваль" считает, что иногда лучшая реакция - это её отсутствие. "Опровержение может вызвать большую информационную волну, чем сама фальшивка", - отмечает он.
Например, не следует реагировать на клевету, размещённую на интернет-сайте, о котором никто никогда не слышал. "Вступать с таким изданием в публичную дискуссию - только привлекать к надуманным обвинениям лишнее внимание, - рассуждает Леонид Зябрев. - Гораздо эффективнее лично переговорить с автором сайта и попытаться убедить его убрать фальшивку. Правда, иногда это невозможно, ведь найти контакты авторов таких сайтов очень сложно".
"Если будете комментировать бредовую информацию, то сами станете её распространителями, - соглашается с коллегой Олег Серга. - Организаторы атак рассчитывают, что банк будет оправдываться и пересказывать то, в чём его обвиняют. Как минимум 30% читателей или зрителей решат, что раз банк оправдывается, то виноват".
Если уж опровергать дезу, то делать это нужно грамотно, приводя факты и цифры. Так поступил Укргазбанк, отвечая на открытое письмо липового вкладчика. "Банк заявил, что такого вкладчика не существует в природе и что сумма вклада значительно меньше, чем сумма, потраченная на размещение этого письма", - рассказывает Владимир Леонов.
Правда, иногда опровержение обходится недёшево. В мае 2006 года один из крупнейших банков Казахстана "ТуранАлем" подвергся информационной атаке: сразу несколько популярных интернет-сайтов сообщили о том, что председатель правления банка сбежал в США, прихватив с собой все деньги. Пресс-службе пришлось организовывать телемост из-за океана, чтобы доказать, что глава банка находится при исполнении своих обязанностей.
Чтобы не стать жертвой информационной атаки, нужно оценивать банк не по SMS, а по критериям финансовой устойчивости. В этом поможет Фокус, подготовивший рейтинг 50 самых надёжных банков, в которых лежат деньги украинцев. Каким именно банкам сегодня можно доверять - читайте в следующем номере.
Способ №1: заявления политиков
"В результате политических потрясений отечественная банковская система рухнет как карточный домик", - заявил в конце 2004 года уходящий на покой президент Леонид Кучма. Эта фраза сделала его пионером словесной борьбы: объятые паникой вкладчики кинулись в отделения снимать деньги, и Нацбанку пришлось впервые ввести мораторий на досрочное снятие депозитов.
В том же году технология информационных войн была опробована и на конкретном банке. Телеканалы, контролируемые правящими партиями, распространяли сообщения о возможном банкротстве банка "Мрия", собственником которого был тогдашний оппозиционер Пётр Порошенко. Банку пришлось поправлять своё финансовое положение с помощью стабилизационного кредита НБУ.
Эффективность: наиболее высокая из всех способов, особенно если политик занимает высокую госдолжность.
Способ №2: SMS
Настоящая SMS-атака накрыла российские банки осенью прошлого года. Например, 8 октября вкладчики Далькомбанка из Владивостока получили сообщения о его скором банкротстве. И хотя авторство сообщения было сомнительным, жители Приморья оказались на редкость доверчивыми: за три дня клиенты сняли со счетов банка 2,4 млрд. руб.
Простая SMS-ка чуть не убила и несколько других крупных региональных банков России. Сообщения о скором разорении получили клиенты банков "24 ру", "Уральский" и "Северная казна" из Екатеринбурга. В течение нескольких дней кредитные учреждения пережили нашествие паникующих вкладчиков, но всё же устояли.
Эффективность: очень высока, поскольку сотовыми телефонами пользуются практически все; рассылка для 100 тыс. клиентов обойдётся в $10-$25 тыс.
Способ №3: фальшивые объявления
Во время атаки на ПИБ нанятые организаторами люди распространяли листовки в общественном транспорте, развешивали объявления в людных местах. В результате очень быстро включалось сарафанное радио - на фоне постоянных разговоров об общем финансовом кризисе слухи о серьёзных проблемах в конкретном банке распространялись со скоростью лесного пожара.
Эффективность: низкая, несмотря на дешевизну (около $5 тыс.); обычно используется лишь как часть более масштабной кампании.
Способ №4: сообщения в прессе
Если причины громких заявлений властей о банке лежат, как правило, в политической плоскости, то этот способ применяют в основном банки-конкуренты. Начальник пресс-службы "Райффайзен Банк Аваль" Леонид Зябрев вспоминает, как в октябре 2008 года его банк наряду с несколькими другими стал объектом информационной атаки.
Негативная информация размещалась в прессе на правах рекламы. "На платной основе было опубликовано открытое письмо руководителю одного из банков, в котором так называемый клиент утверждал, что не может получить свой депозит из-за очередей", - рассказывает Зябрев.
Укргазбанк стал объектом подобной атаки чуть раньше - летом 2008 года. "Некая компания через рекламное агентство попыталась разместить в бесплатной газете под видом открытого письма вкладчика информацию о том, что ему не возвращают вклад - 3 тыс. грн.", - рассказывает Фокусу руководитель центра корпоративных связей Укргазбанка Владимир Леонов. По его словам, фальшивка размещалась с одной целью - создать панику среди вкладчиков.
Эффективность: средняя стоимость утки в печатных СМИ и на телевидении - около $100 тыс., при этом репутационные потери и организация опровержений могут обойтись банку-жертве куда дороже.
Способ №5: интернет
"Пять лет назад источником ложной информации была пресса. Но сейчас - интернет, - уверен пресс-секретарь ПриватБанка Олег Серга. - Он удобен как источник, оттуда можно легко перепечатать и не нести ответственности за достоверность, особенно это характерно для региональных СМИ".
Новые технологии не обошли стороной и сам ПриватБанк. Несколько лет назад по электронной почте широко распространялось сотни раз переадресованное письмо. В нём рядовая сотрудница крупной табачной компании по секрету советовала своей подруге забирать деньги из ПриватБанка, поскольку он якобы близок к банкротству.
Прошлогодняя информационная атака на Проминвестбанк была куда разнообразнее: e-mail, ICQ, сообщения на популярных городских форумах. Тексты разные, но смысл один: срочно забирайте деньги.
Эффективность: средняя стоимость кампании в интернете - не выше $20 тыс., при этом, по признанию банкиров, она покрывает наиболее активных клиентов банка за считанные часы.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2