Недавняя громкая стычка между М.Саакашвили и А.Аваковым, нынешние действия прокуратуры вокруг персоны О.Корбана и прочее, наши власти вместо выработки общих подходов и национальных программ по экономическому развитию страны, наоборот, всячески содействуют тому, чтобы различные элитные группировки начали бескомпромиссную борьбу друг с другом, используя борьбу с коррупцией, как повод для жесткой нейтрализации политических конкурентов.
Об этом в своем блоге пишет директор Института экономического развития Украины Александр Гончаров.
Этот процесс, судя по всему, активно поддерживается извне. Лично у меня нет сомнений в том, что определенные зарубежные силы (да и ряд наших политиков в этом не пасут задних) явно хотят еще сильнее раскачать украинский корабль, чтобы привести к власти тех, кто более лоялен к своим могущественным покровителям. И что к концу 2015 года мы имеем?
Правящая элита Украины расколота, социальная напряженность и протестные настроения растут, решения по реформированию украинской экономики не принимаются. Словом, украинский корабль тонет, в нем дыра только увеличивается и поэтому у власти очень сложный и тяжелый выбор. Причина течи в корабле всем понятна.
Однако команда упрямо не хочет задраивать эту течь. Видимо, их устраивает это положение. Что ж, в следующем 2016 году будем следить за развитием событий, будем смотреть — куда пойдет корабль под названием Украина. А пока следует назвать 10 возможных экономических шоков следующего 2016 года.
Первая. Сейчас уже никто не сомневается, что ситуация в экономике Украины близка к катастрофической. Прогнозы по Украине Всемирного банка соответственно очень тревожные: ВВП Украины к концу 2015 года обвалится до 12%, а ведь предусматривалось падение всего лишь на 1%. Страны Евросоюза, США и, прежде всего, представители МВФ до сих пор не оценили усилий наших властей.
Поэтому новых траншей кредита от МВФ — нет. И у Европы и Америки больше нет бюджетных возможностей просто так давать нам в кредит; денег не будет, если не начнем проводить реформы и вести борьбу с коррупцией. Об этом нам впервые было сказано так откровенно и жестко Вице-президентом США Дж. Байденом, хотя это понятно было уже давно, и, как выясняется, чудес в западной прагматичной политике не бывает даже под Новый год. А без поддержки Запада — это катастрофа.
Вторая. Мы ждем и в следующем 2016 году двухзначную цифру инфляции и отрицательную динамику в экономике, а дефицит госбюджета вряд ли остановится на запланированных 3,7% от ВВП и, вероятнее всего, составит новый антирекорд.
И ко всему этому, по оценкам аналитиков Всемирного банка, внешний долг Украины в 2015 году ожидается на уровне 153% от уровня ВВП страны, при этом НБУ прогнозирует к концу этого года инфляцию на уровне 44-45% . Это означает, что существует высокий риск дефолта в течение первых шести месяцев 2016 года.
Третья. Где те зарубежные рынки, на которых наши производители будут продавать свою продукцию в зоне свободной торговли Украины с ЕС? Если не создадим в начале 2016 года Экспортно-кредитное агентство и не станем продвигаться на европейские рынки — то будет очередной экономический шок. Необходимо принимать Закон Украины об ЭКА и формировать сеть субъектов развития, включая, Украинский банк реконструкции и развития, а также институты совместного инвестирования на принципах государственно-частного партнерства. Не сделаем этого в 2016 году — платежный баланс станет еще хуже и дальше балансировать будет вообще нечем.
Четвертая. Как и в 2015 году, так и в следующем 2016 году мы будем тратить больше, чем зарабатывать. Соответственно по отношению к ВВП Украины размер дефицита бюджета уменьшится, однако в абсолютных цифрах, как предусмотрено в бюджете-2016, он увеличится на 7,79 млрд. гривен.
Плюс наш государственный долг продолжает расти. В 2016 году нашей стране предстоит выплатить по своим внешним и внутренним долгам 135,2 млрд. гривен (порядка 5,7 млрд. долл. США, без учета 3 млрд. долл. США долга перед Россией). Кстати, общий объем долговых платежей по внешним и внутренним долгам в ближайшие 4 года составит порядка 47 млрд. долл. США: внешних долгов — 30 млрд. долл. США, внутренних — еще 17 миллиардов.
Поэтому остается связывать все свои надежды с увеличением финансовой помощи от МВФ. Если Фонд не увеличит программу помощи — это крах. С нищей страны брать фактически нечего. Ведь еще недавно правительство пополняло закрома только за счет кредитов МВФ, а эти деньги нельзя тратить на погашение долгов. Эти кредиты Фонда в 2016 году нужны для того, чтобы Украина не рухнула в экономическую пропасть.
Пятая. Рецессия сохранится и в первой половине следующего 2016 года. Более того, отечественная промышленность уже не выдерживает таких высоких кредитных ставок коммерческих банков. Еще два — три таких безденежных месяца в 2016 году, и наша экономика на половину лишится своих перерабатывающих производств. Потому что ни одно предприятие реального сектора не выдержит кредитования коммерческими банками при учетной ставке НБУ на уровне 22% годовых.
Шестая. Корпоративные дефолты ряда крупных и средних предприятий и финучреждений в 2016 году продолжатся. Например, согласно прогнозу Международного рейтингового агентства Moody’s напряженная операционная среда будет по-прежнему вызывать снижение качества активов и банковских резервов, а объем общесистемных проблемных кредитов будет увеличиваться. Аналитики Moody’s прогнозируют, что банки Украины будут испытывать сложности с погашением своих зарубежных займов, которые будут получены в 2015-2016 годах, а банковская система страны будет убыточной на протяжении нескольких лет. Соответственно кризис в корпоративном секторе продолжит набирать обороты и в 2016 году.
Седьмая. Наши рядовые граждане и в следующем 2016 году не смогут привыкнуть к новым условиям данного системного кризиса, выраженного к концу 2015 года 97% девальвацией гривны и 45% уровнем инфляции. Острые переживания людей еще не скоро пройдут, не забудут они своих высоких ожиданий и разочарований. А призывы властей еще потуже «затянуть пояса», т.е. меньше кушать и больше работать, — только усилят взаимное недоверие, за которым останется лишь шаг до очередного экономического шока.
Восьмая. На выплату жилищных субсидий предусмотрено в 2016 году 35 млрд. гривен (в уходящем 2015 году — 24 млрд. гривен.). Мы все крепко запомним 2015 год как год беспрецедентного роста тарифов на коммунальные услуги, а многократное повышение цены на газ повлекло за собой рост тарифов на электроэнергию, холодную и горячую воду. И как результат, снижение доходов населения сделало треть семей неплатежеспособными. При этом также в 2016 году придется отказаться от многих проектов, которые ожидались. Как минимум из-за резкого снижения инвестиционной активности в этой отрасли и не способности дальше обслуживать ранее взятые кредиты, нас ждет катастрофический обвал в реализации большинства проектов в системе ЖКХ.
Девятая. Кризис — это полбеды. Главная беда для Украины — это выход из кризиса. После таких настоящих шоков на украинском валютном рынке в уходящем 2015 году, правильно было бы отправить в отставку Главу НБУ. Должен быть сигнал гражданскому обществу, что представители центральной власти также будут нести ответственность за свои грубые экономические ошибки и просчеты. Если этого не последует, то соответственно и в 2016 году можно крупным чиновникам допускать масштабные ошибки, и никто за это не ответит. А это уже после Майдана-2 «игра с огнем» и разжигание новых протестных настроений.
Десятая. За сегодняшним предновогодним ажиотажем последует в первом полугодии 2016 года длительный и глубокий спад покупательской активности населения, т.к. на сезонный фактор наложится значительный рост цен и то, что все свои сбережения украинцы потратят в панических закупках декабря уходящего 2015 года.