Украинские банки обязали перед продажей людям и компаниям инвалюты и ее перечислением за границу запрашивать больше сведений и проверять их достоверность.
Об этом говорится в пятничной телеграмме Нацбанка №25-02002/101317 («Об использовании индикаторов подозрительных финансовых операций»), которой устанавливаются дополнительные требования к четырем типам операций: покупка валюты для дальнейшего перечисления за рубеж, перевод в другую страну имеющейся на счете СКВ, отправка за границу гривны и получение зарубежных кредитов либо возвратной финансовой помощи.
Если ранее для покупки валюты на межбанке, банк запрашивал у компании документы по контракту, под который совершается приобретение, то теперь он начнет собирать дополнительную информацию о самом предприятии и его работе.
«Нужно будет запрашивать сведения об обороте предприятия, его налоговую декларацию, баланс с налоговой отметкой. Все это должно анализироваться в финучреждении и сопоставляться с объемами операций. Если, например, выяснится, что оборот компании составляет $5 млн., а она хочет купить $10 млн., то ей, скорее всего, будет отказано в проведении операции», — привел «Вестям» пример директор департамента казначейства Евробанка Василий Невмержицкий.
Оффшоры и Балтика на отдельном счету
Еще жестче будут проверяться платежи, направляемые в оффшорные юрисдикции, а также в страны Балтии — требования по ним Нацбанк прописал отдельно. Обязав банкиров не просто запрашивать информацию об отправителях денег в этих направлениях, но и собирать максимум данных о получателях средств.
Финансисты не имеют право совершать платеж, пока не узнают, кто является конечным владельцем (владельцами) компании-получателя украинских денег — у них должны быть копии всех правоустанавливающих документов. А также налоговые декларации этих компаний, с документами о происхождении средств. При этом наш отправитель денег должен будет доказать экономическую целесообразность операции с оффшорной компанией или балтийским предприятием.
Например, почему он закупает рыбу по $520 за тонну в Латвии, а не в Финляндии по $480.
Еще в отдельную категорию НБУ отнес платежи украинских импортеров, которые завозили товары более 2 лет назад (по таможенной декларации), а платить за них решили только сейчас. Чтобы отправить деньги за границу, им также придется документально доказывать экономическую целесообразность такой операции, и предоставить финансовый отчет на последнюю отчетную дату, подтверждающий наличие кредиторской задолженности, и документ с информацией об источниках происхождения средств компании.
«Банку нужно чуть ли не в каждом случае анализировать сделки, по которым покупается и отправляется валюта. Его работники должны разбираться во всем. Завозит компания, например, бананы в Украину, и мы должны не только получить у нее всю документацию на эту поставку выяснить, как это согласуется с деятельностью предприятия (может до этого она майки импортировала, а тут вдруг бананы начала возить), но и понять экономическую целесообразность сделки. Выяснить, почем сейчас бананы и понять, почему поставщик везет их не Марокко, а, скажем, из Индии, хотя это дороже. То есть нам нужен доступ к постоянно обновляемым базам данных, и эксперт этого рынка», — отметил Василий Невмержицкий.
Придется декларировать все
Под жесткий контроль банкиры, по новому документу, обязаны взять все перечисления рядовых граждан на сумму свыше $150 тыс. Кроме договора, по которому перечисляются деньги (например, договора с медицинским или учебным учреждением), человеку для крупного платежа нужно предоставить копию своей последней налоговой декларации и доходах, а также имущественной декларации — вероятно, нацбанковцы хотят таким образом вынудить людей активнее декларировать свои доходы и активы. Особенно тех, кто совершает крупные покупки за границей (квартир, домов, земли), и никак не может обойтись без безналичного перевода средств. А также тех, кто готовится выехать на ПМЖ.
Кроме этого от украинца потребуют документ, подтверждающий его источник дохода — указанная в нем сумма не может быть меньше той, которая отправляется за границу.
В случае с физлицом также придется обосновывать экономическую целесообразность заграничного платежа. Например, в случае с заграничным лечением придется доказать, почему было выбрано лечение одной берлинской клинике за $200 тыс., когда в больнице по соседству точно такой же курс стоит $120 тыс. И предоставить информацию о медучреждении.
«Повышенные требования будут применяться лишь к крупным перечислениям — свыше $150 тыс. Небольших переводов все это не коснется. Так что для человека, который при помощи Western Union или MoneyGram переводил $300 и не открывал для перечислений счета, ничего не изменится», — заверил член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.
Долго и дорого
Общая цель ужесточения правил покупки валюты и ее перечисления очевидна — Нацбанк перекладывает на финучреждения ответственность за совершаемые перечисления. Они больше не смогут, не вникая в деятельность клиентов, на автомате перечислять средства. Ведь если какой-то из переводов покажется подозрительным НБУ, то не только начислит штраф, размер которого может достигать 1% капитала, но и лишит лицензии.
Потому под заграничные перечисления начнут запрашивать в разы больше документации. И совершать их станут уже не так быстро, как раньше: день в день деньги уходить не будут. В банках появятся специалисты, изучающие ворох документов, которые теперь будут требоваться и у людей, и у компаний, и им потребуется время на анализ.
«Думаю, это будет замедлять перевод средств минимум на 2-3 дня. Это, если предоставлены все документы и к ним нет вопросов. Дополнительное время будет требоваться для изучения и сферы деятельности клиента в целом и его операции в частности. Деньги быстро ходить перестанут. Да и сами переводы станут дороже, поскольку повлекут допзатраты банков (на базы данных и персонал). Насколько именно — сложно сказать», — сказал Невмержицкий.
На текущий момент банки по-разному взымают плату за заграничные платежи со счета на счет. Одни работают по фиксированной плате: от $50 до $100 за перечисление. А другие за комиссию — 1-2% суммы.