Бесплатно после регистрации
Аккумулятор YelonESS LR5000
Лучшие нотариусы найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию
Инвертор YelonESS HV6K-1L
Лучшие адвокаты найти или добавить
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!

Обоюдная зависимость

17.12.2008 | 14:45 Раздел: Кредиты и депозиты Источник: MEGET

В условиях кризиса и снижения доходов населения банкам становится выгодно работать с проблемными заемщиками на условиях сотрудничества. Такие общечеловеческие понятия, как взаимная любовь и уважение, в бизнесе, как правило, заменяются понятием лояльность к компании и ее бренду.

Однако когда в период кризиса банк в одностороннем порядке поднимает процентную ставку либо меняет другие существенные условия договора (даже с учетом того, что он имеет на это полное право), о какой любви или уважении может идти речь?

"Спасение утопающего - дело рук самого утопающего", - будто говорят своим клиентам банкиры, забывая при этом, что кризисная волна способна накрыть каждый банк с его эгоистично настроенными служащими.

Сегодня как никогда ранее банкиры и заемщики нуждаются во взаимопомощи и сотрудничестве. Проблемы одной из сторон автоматически тянут за собой вниз и другую. Поэтому работа с клиентами, испытывающими трудности в погашении своих кредитов, в текущей ситуации должна носить поступательный и взвешенный характер. Благо технологии для этого имеются.

Вопрос лишь в схемах

Методов работы с заемщиками, испытывающими трудности, на самом деле достаточно. Условно их можно разделить на три вида: жесткие, средние и мягкие. Первый вариант, по мнению Андрея Онистрата, банковского эксперта, больше приемлемы для тех финучреждений, которые не ставят целью снизить объем проблемной задолженности, а скорее намерены получить в собственность заложенные активы.

Это выгодно в долгосрочном периоде, но далеко не для всех финучреждений, поскольку не каждая структура может позволить себе в течение года или нескольких лет держать на балансе большие объемы недвижимости и отказаться от регулярных клиентских платежей. Продавать недвижимость сегодня, мягко говоря, невыгодно из-за падения платежеспособности населения, закрытия доступа к ипотечным займам и общей стагнации рынка.

"Вторым вариантом, суть которого заключается в корректном выходе из ситуации путем, скажем, реструктуризации долга, продления срока кредитования, поиска дополнительных залогов, будут пользоваться преимущественно банки-нерезиденты и крупные системные финучреждения, которые в силу нескольких причин просто не могут себе позволить более агрессивные действия", - уверен эксперт. Третий путь - затягивание проблемы во времени - будет характерен для банков, находящихся на грани выживания и просто не обладающих достаточным ресурсом для решения проблемы.

В период уменьшения доходов клиентов и валютных колебаний не стоит рубить с плеча. Для большинства ведущих банков более приемлем второй путь. Он исключает разнообразные штрафные санкции, ведь, применяя штрафы, начисляя пеню, финучреждения лишь усугубят ситуацию. Если у клиента нет средств на внесение минимально необходимого ежемесячного платежа, то еще меньше шансов на то, что он располагает финансами для уплаты дополнительных штрафов. Поэтому сегодня банки сами заинтересованы в сотрудничестве со своими заемщиками. Следовательно, и круг используемых технологий широк как никогда ранее.

Примечательно, что в некоторых случаях достаточно лишь поменять схему погашения. "Как только мы видим, что у клиента возникают проблемы с погашением, сразу предлагаем ему перейти на аннуитет", - говорит Борис Тимонькин, председатель правления АКБ "Укрсоцбанк". Значительная часть заемщиков, по словам банкира, до сих пор работают по классической схеме, при которой сумма ежемесячных платежей со временем уменьшается.

Аннуитет же предусматривает внесение одинаковых платежей на протяжении всего срока кредита. Благодаря тому, что рынок ипотечного кредитования начал развиваться не так давно, нынешняя сумма к погашению по классической схеме в подавляющем большинстве случаев выше суммы к погашению по аннуитетной схеме. Смена схемы погашения позволяет моментально снизить для заемщика размер минимально необходимой суммы ежемесячного взноса.

Существуют и другие варианты. В период валютной нестабильности неоценимой будет продажа заемщикам валюты кредита по заниженному курсу, что практикуется некоторыми банками. Также могут использоваться такие механизмы, как уменьшение процентной ставки (или ее фиксация), увеличение срока кредита, предоставление кредитных каникул.

"Банковский рынок настолько разнообразен, что в ход пойдут все без исключения методы. При этом корректные формы будут использовать преимущественно нерезиденты и крупные банки, - уверен Андрей Онистрат. - Надо понимать, что для банка работа с проблемной задолженностью - это война на стольких фронтах, сколько у него есть заемщиков". Краткосрочными такие модификации кредитов назвать сложно. Развитие ситуации в экономике свидетельствует о том, что в ближайшие пару лет эта проблема для банков будет оставаться актуальной.

Англосаксы подают пример

Вопрос проблемных кредитов сильнее всего затронул США и Великобританию. HSBC, один из крупнейших международных банков, начал использовать следующую стратегию: некоторым заемщикам, просрочивших выплату платежей на два месяца и более, финучреждение позволило прибавить эту задолженность к основной сумме кредита. Для ряда клиентов HSBC предлагает также зафиксировать существующую процентную ставку или даже понизить ее, давая, таким образом, возможность заемщику хоть как-то расплачиваться по своим долгам.

Однако прежде чем начать работать, небольшая команда банка провела подготовку. Все клиенты были сегментированы в зависимости от таких характеристик, как география, кредитный профиль и тип кредита. Банковская система позволяет ранжировать заемщиков по семи категориям риска и выбирать для каждой из них наиболее оптимальный курс работы. Не менее важной частью стратегии банка является и то, что он активизировал свою деятельность с потенциально проблемными клиентами, которые до последнего времени регулярно и в полном объеме вносили платежи.

Иногда лучше упредить проблемы, понизив свои доходы, нежели столкнуться с массовыми неплатежами в будущем, считают в HSBC. В частности, для идентификации потенциальных проблем банк использовал анализ влияния падения стоимости недвижимости в Калифорнии на количество дефолтов заемщиков для прогнозирования поведения клиентов в других штатах.

Подобной стратегии придерживается и CitiMortgage. В ближайшие полгода его представители свяжутся с 500 тыс. заемщиков, которые сейчас регулярно вносят платежи, но могут оказаться не в состоянии платить в ближайшем будущем. Около 130 тыс. из них могут быть сокращены месячные платежи. Условия будут пересмотрены у тех, кто попросит помощи и чьи платежи по ипотеке превышают 40% дохода.

Британский Royal Bank of Scotland готов пойти на предоставление кредитных каникул на срок от шести месяцев клиентам, испытывающим трудности с погашением своих займов. Примечательно, что такой срок вдвое больше рекомендованного в таких случаях трехмесячного периода. Fannie Mae и Freddie Mac, крупнейшие ипотечные кредиторы США, также внедряют программу работы с неплатежеспособными клиентами.

По ее условиям заемщики с более чем трехмесячными просрочками смогут рассчитывать на сокращение ежемесячного платежа до 38% их валового дохода. Причем такое урезание платежей будет действовать до тех пор, пока заемщики не станут на ноги. Подобное сокращение будет основываться на нескольких механизмах: временном снижении процентных ставок, увеличении срока кредита, а в некоторых случаях и отсрочки платежей.

Впрочем, у этих программ есть и недостатки. Эксперты опасаются, что часть заемщиков будут специально идти на просрочки по платежам, чтобы получить пусть даже временное снижение процентной ставки. Для этого банкам потребуется отказаться от массового подхода и действительно рассматривать под микроскопом каждый конкретный случай. Даже несмотря на временные и человеческие затраты, в будущем это окупится, уверены банкиры.

Чем гривня не валюта?

Есть в Украине еще один метод, неподвластный американским коллегам. Речь идет о переводе кредита или его части в гривневый эквивалент. Кто больше всего хочет перейти на гривню: банк или заемщики? В случае перехода клиенты получают защиту от колебаний валютных курсов и заметно повышенную процентную ставку. Между тем национальная валюта быстро обесценивается, а с ней падает стоимость и кредитных средств.

В свою очередь, банки теряют один из источников регулярных поступлений наличной валюты, но в целом ряде случаев получают возросшую вероятность погашения кредитов. Однако при таких трансформациях неизвестно, на какой срок будет осуществлен перевод и под какую ставку. Конвертация в гривню может иметь как временный характер - на период валютных колебаний, так и на весь срок кредита.

Процентная ставка априори должна быть выше уровня инфляции, причем не декларируемого официальной статистикой, а реального. "Эти тенденции станут актуальными в ближайшее время, однако я не думаю, что в гривню конвертируется более 10-15% от общего портфеля, - говорит Андрей Онистрат, - даже при условии поддержки этих инициатив со стороны НБУ".

Головной болью для банков может стать перекос баланса. Ведь если часть валютных активов (кредитов) будет переведена в гривню, у финучреждения образуется определенный дисбаланс между активами и пассивами. В этом случае эксперты видят лишь один выход: трансформацию части валютных депозитов в национальную валюту (против подобной насильственной трансформации резко возражают в Верховной Раде и Секретариате Президента). Альтернативой перевода кредитов в гривню может стать предоставление возможности заемщикам гасить в национальной валюте хотя бы проценты. Впрочем, это мало что решает: доля процентов в общей сумме ежемесячного платежа не так велика и у клиента все равно останется необходимость покупки валюты.

Коллекторы получили благословение

Как бы ни разворачивались события в будущем, какие бы банки ни использовали технологии работы с заемщиками, проблемная задолженность все равно есть и будет лишь увеличиваться. Такие обстоятельства невероятно удачны для бизнеса коллекторских агентств в работе с проблемными задолженностями. По словам самих коллекторов, изменения уже очевидны. С начала осени банки осторожнее выдают кредиты, более внимательно относятся к информации, предоставляемой заемщикам, перестраховываются, привлекая поручителей.

Ввиду активных увольнений, которыми, как методом защиты бизнеса, пользуются руководители предприятий, количество безработных и, следовательно, людей, не имеющих возможности расплатиться по кредиту, растет. "Эта тенденция пока не устрашающая, но к концу года количество просроченных долгов может существенно увеличиться с нынешних 15-17 до 30-35%", - уверен Гжегож Копаниаж, генеральный директор "Кредит Колекшен Груп". При этом наиболее проблемным с точки зрения возвратов, как и раньше, является потребительский портфель - там задолженность составляет около 20%.

Просроченные долги по ипотеке на сегодняшний день, по данным эксперта, составляют 8-9%, чуть выше невозвраты по автомобильному кредитованию. Сроки просрочки в среднем колеблются от 3 до 12 месяцев, причем по ипотеке неплатежи самые скромные: если без мобильного телефона или автомобиля человек проживет, то крыша над головой ему просто необходима.

По прогнозам экспертов, спрос на коллекторские услуги начнет активно расти, причем быстрее, чем растут долги по невозвратам. Конечно, в связи с этим будет увеличиваться объем работ у коллекторов, что может повлечь за собой рост стоимости их услуг. Важно отметить, что дефицита ресурсов, наблюдаемого в банковском секторе, коллекторы не испытывают. Ведь на создание и продвижение таких компаний инвесторы обычно тратят миллионы долларов, оснащая их по последнему слову как технологическими, так и другими необходимыми ресурсами.

Казалось бы, кризисный период должен стать для коллекторов золотой жилой. Но реальность сурова: падение доходов и валютные колебания, вызывающие просрочки по платежам, задевают также и интересы сборщиков долгов, ведь реализация залога далеко не всегда является оптимальным вариантов для самих коллекторов. Кроме того, объемы просрочки значительно увеличиваются, а, как известно: чем больший срок неплатежей по кредиту, тем ниже вероятность его погашения. В итоге способность коллекторов собрать долги падает, что становится еще одним фактором роста стоимости их работы.

Выходом из сложившейся ситуации может стать упрощение процедуры взыскания задолженности за счет залогового имущества. Именно законодательных изменений во взаимоотношениях кредитор-заемщик банки и коллекторские агентства ожидают больше всего. В частности, не так давно были созданы несколько рабочих групп из представителей Ассоциации украинских банков, МВД, Минюста и Погранслужбы. Их целью станет разработка новых процедур досудебного взыскания залогов и запрет на выезд за границу лицам, не погашающим банковские кредиты.

Rss лента новостей Просмотров: 2152
image