Бесплатно после регистрации
Лучшие адвокаты найти или добавить
Лучшие нотариусы найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию

Исторический Киев гибнет

18.07.2007 | 16:59 Раздел: Строительство Источник: MEGET

За первые десять лет независимости Украина потеряла больше исторических памятников, чем в годы Первой мировой войны, и только немногим меньше, чем в годы Второй – утверждают исследователи.

Сегодня разрушительная тенденция захлестнула главные киевские святыни – Десятинная церковь и некоторые корпуса Киево-Печерской Лавры уже находятся на грани исчезновения.

Специалисты «бьют в колокола», власть – прячет голову в песок.

Несколько дней тому назад Подол порадовал новыми историческими находками. На месте сооружения офисного центра археологи раскопали 10 скелетов и части строительной конструкции, похожей на церковь, – все это относится к XII веку. Для Киева такие находки – норма.

Подобно Риму, украинская столица стоит на остатках города, принадлежащих к разным историческим эпохам. Но если в Италии на историю не посягают – не развивают даже метро, только чтобы сохранить подземную историческую сокровищницу, то для матери городов русских залить бетоном ценное для археологов место и построить там высотку – нормальная практика.

Казалось бы – власть, которая так мылится в Евросоюз, если не с искренним пиететом, так хотя бы ради галочки должна проявлять особое рвение в заботе об исторических памятниках, внесенных ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия. В столице – это София Киевская и Киево-Печерская Лавра. Но увы…

Центр им. Липинского исследовал мнения экспертов по этому и другим вопросам – совершенно реально, что и Лавру, и Софию из Списка вскоре могут исключить вследствие разрушения самих памятников, землеотводов на их территории, несоблюдения международных нормативных актов в этой сфере.

Некоторым корпусам Лавры осталось не более 20 лет

Из 144 объектов, находящихся на балансе Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, 120 – архитектурные памятники. В этом году пять из них признаны аварийными: Церковь Спаса на Берестове, Колокольня Успенского собора, Трапезная церковь с трапезной палатой, подпорная стена Верхней Лавры и Малярная.

По мнению Вадима Рыбина, старшего научного сотрудника Института геологических наук НАНУ, ряд корпусов Лавры резко снизил свой жизненный ресурс: «Если у Софийского Собора и других памятников жизненный ресурс 400-600 лет, то для некоторых корпусов Лавры он в пределах 100 лет.

Хотя они молодые по возрасту, из-за техногенных влияний, промахов специалистов, новостроек по соседству – им осталось еще максимум 20-30 лет. Лавра превратится в музей разрушенных памятников среди мощных подпорных стен, глубоких дренажей и свайных фундаментов. Например, здание Порохового погреба разрушено оползнями – вряд ли оно вообще подлежит восстановлению».

В 2005 году в Лавре произошло самое значительное из зафиксированных обрушение – упал свод пещер. Причина – плохая эксплуатация, интенсивные сельхозработы (орошение земли) служителей монастыря.

Господин Рыбин утверждает, что ситуация продолжает оставаться тревожной и требует постоянного наблюдения специалистов-геологов. А оно не ведется там с 1994 года. «Эффективно можно заниматься гидрогеологическим мониторингом памятников, когда сами хозяева заинтересованы в этом – хотя бы приглашают, если не платят. Из-за позиции монастыря мы вынуждены были прекратить там всякие наблюдения», – говорит ученый.

Разделяй и властвуй

К вопросу о хозяевах: 41% всех помещений Лавры передан церкви, 42% – сдаются в аренду, 17% – принадлежат заповеднику. Съемщики тоже приносят беду – с 1988 по 2005 год без ведома дирекции заповедника они снесли 8 зданий и перестроили 6. Уже многие годы духовенство (Нижняя Лавра) и светские пользователи имущества заповедника (Верхняя Лавра) конфликтуют между собой.

Причем, ни одна сторона на особые уступки не идет. Доказательством тому стал факт: обвал 2005 года ликвидировали только через год, но сами работы заняли всего два месяца – до этого времени стороны никак не могли договориться! Среди причин «войны» не на последнем месте – деньги.

Плата, взимаемая с посетителей Лавры, ежегодно составляет около 4 млн долл. США. Кроме того, кто бы ни был пользователем имущества Киево-Печерской Лавры, собственник у нее один – киевляне, от имени которых действуют городские власти. В компетенции последних переделить имущество Лавры между пользователями.

Пока дележ и захваты территорий продолжаются, Лавру со всех сторон подстерегает опасность. Заповедник находится в сложных инженерно-геологических условиях. «На территории Киево-Печерского заповедника уровень грунтовых вод в течении ХХ столетия повысился на 6-10 метров.

Вода эта идет на склоны и увеличивает оползневую опасность. Стали строить дренажи, но, кроме перехвата воды, они также не раз вызывали провалы», – констатирует Вадим Рыбин. Ситуацию усугубляет близость расположения Мыстецкого арсенала: там уже забито 1200 свай, которые изменяют режим грунтовых вод – в результате чего Лавра и далее разрушается.

Символ единения стал символом раздора

В плачевном состоянии сегодня находится и Десятинная церковь – точнее, ее сохранившийся фундамент. Церковь Богородицы Десятинная – первый известный каменный храм Руси, построенный князем Владимиром в 989-996 годах – должна бы являться одним из ключевых памятников страны. Именно отсюда началось развитие отечественной архитектуры. В 1240 году ее разрушили монголы, а нынешняя власть, похоже, намеревается завершить дело древних завоевателей.

Эксперты вспоминают, что пагубная идея отстроить церковь возникла среди депутатов и некоторых строителей-реставраторов, когда завершалось возведение Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Строительство Десятинной церкви могло стать новым поводом для отмывания государственных денег. В нашей стране это нормальная практика, когда космические суммы бросаются на один-два памятника, а все остальные продолжают погибать. Лелеяние Мыстецкого арсенала – тому подтверждение.

Археологи сразу взялись доказывать, что отстраивать церковь нельзя согласно основополагающим международным нормативно-правовым актам. А именно – если нет точных и полных данных, как именно выглядел этот памятник, то, в соответствии с Венецианской хартией, его следует законсервировать.

Существует около двух десятков гипотетических планов реконструкции, но ни один из них не является точным описанием Десятинной церкви. Доподлинно даже не известно, «сколькоглавой» она была – 5-ти или 25-ти? Любое воссоздание станет фальсификацией.

Кроме того, заключают эксперты, возведение такого здания ухудшит визуальное восприятие архитектурного символа столицы – Андреевской церкви, а также изменит гидрогеологический режим, что пагубно отразится как на той же Андреевской церкви, так и на Музее истории. Но главная угроза, которую таит в себе воссоздание – навсегда будет уничтожен фундамент церкви – единственное, что от нее настоящей, собственно, и осталось.

«Псевдовоссоздание» грозит стать и причиной новых конфликтов между разными конфессиями. Уже сейчас рядом с фундаментом церковнослужители построили деревянную церквушку, на самом же фундаменте хотят построить храм за собственный счет, а археологов называют «врагами рода человеческого». Власти в отношении таких действий церковников никакой принципиальной позиции не проявляют.

И власть приказала копать

Некоторое время археологам удавалось отговаривать власть от идеи строительства, но в 2005 году Кабмин издал распоряжение, которое положило начало раскопок. Из запланированных 7,25 млн грн. на археологию выделялось 1,5 млн грн., все остальное – деньги на защитный павильон, забор, вывоз земли и т.п.

Глеб Ивакин, заместитель директора Института археологии НАНУ, руководящий раскопками Десятинной церкви, рассказывает, что средства обычно выделяли в конце сезона – когда ни рабочих, ни археологов привлечь уже было нельзя. Таким образом, раскопки на фундаменте длятся уже два года, но ни электричество, ни вода до сих пор не проведены, охраны нет.

«В апреле городские власти мне говорили, что деньги будут в конце мая – в этом году запланировано 600 тыс. грн. Но мы еще не получили ни копейки. Я организовал студентов, специалистов из Петербурга, Москвы, Самары – все они работают бесплатно», – рассказывает археолог о том, как у нас ведутся раскопки на фундаменте важнейшего исторического памятника страны. При наличии денег раскопки можно закончить за 2-3 месяца.

«До окончания сезона необходимо завершить исследования, иначе уникальный памятник будет потерян навсегда. Он остался без заботы государства, которое само инициировало его раскопки», – заключает Глеб Ивакин. Археологи предлагают либо засыпать фундамент, либо создать музей над ним, чтобы посетители могли спускаться в подвалы. 

Rss лента новостей Просмотров: 3111
image