Риелторы Киева выбрать компанию
Лучшие адвокаты найти или добавить
Лучшие нотариусы найти или добавить
Бесплатно после регистрации

Страна узнает реальных банковладельцев

19.01.2007 | 10:00 Раздел: Кредиты и депозиты Источник: MEGET

Ринат Ахметов предложил свой вариант развития банковской системы. На минувшей неделе депутаты утвердили в первом чтении законопроект (№2248), внесенный в парламент депутатами-«регионалами», в том числе банковладельцем Ринатом Ахметовым.

 С одной стороны, предусмотренные проектом новации, по утверждениям создателей, призваны сделать банковскую систему прозрачнее, обнажив реальных владельцев украинских банков, чего уже не один год добивается НБУ; с другой — вроде бы удобный для НБУ проект может усечь ряд рычагов его влияния на банковскую систему.

Так, законопроект предполагает изменить порядок регистрации банков. По задумке авторов проекта, теперь на общих для всех украинских предприятий основаниях регистрацию будут проводить в исполкомах районных и городских советов, а НБУ останется лишь согласовать устав банковского учреждения и сделать запись в Государственный реестр банков.

В то же время проект предусматривает ужесточение банковского надзора, в частности установление механизма выявления реальных собственников банковских учреждений.

В пояснительной записке авторы законопроекта ссылаются на нормы европейского законодательства и стандарты Базельского комитета, а в самом проекте довольно детально прописывают порядок получения от физических и юридических лиц, учредителей банков и владельцев крупных пакетов акций документов, подтверждающих законность средств, вносимых в уставные фонды, а также их непогрешимую деловую репутацию.

Однако авторы законопроекта допустили одну неточность, исправления которой явно потребуют украинские банкиры в случае утверждения документа в существующем виде. Дело в том, что проект закона дает НБУ право «требовать у юридических и физических лиц — учредителей, владельцев крупных пакетов другие документы, подтверждающие происхождение средств, которые используются для формирования уставного капитала банка».

Такая формулировка, по мнению банкиров, даст НБУ право вольно трактовать законодательство и требовать любые документы, даже не предусмотренные законом, а значит появится повод для возможных злоупотреблений.

Увидев текст законопроекта, Ассоциация украинских банков тут же подняла банкиров на баррикады, уверяя депутатов, что прописанные в проекте положения существенно усложнят жизнь финансистам. Хотя банкиры в целом спокойно оценивают перспективу принятия документа в существующей редакции.

«С точки зрения Базельских принципов это правильное нововведение, а с точки зрения украинских реалий — оно лишь заставит наши банки увеличить штат юристов», — поделился с «k:» своими предположениями советник председателя правления одного из столичных банков средней руки.

Авторы законопроекта предлагают внести также ряд изменений в уже устоявшиеся взаимоотношения «НБУ — банк — аудиторская компания». Среди прочего проект лишает НБУ права собственноручно проводить сертификацию аудиторов, которые будут допускаться к аудиту банковских учреждений, но дает НБУ право получения от аудиторских компаний информации и рабочих документов по аудиту банка. Банкиры уверены, что такие новации не понравятся их регулятору.

«Проводя свою сертификацию аудиторов, НБУ де-факто имеет самый значительный из рычагов в вопросе управления потоками компаний и аудиторов, занимающихся аудитом банков. И с точки зрения НБУ и его роли в банковском регулировании и надзоре это совершенно естественно», — уверен начальник казначейства АКБ «Киев» Алексей Козырев.

Это позволяет предположить, что, будучи один в ответе за всю систему, НБУ скорее всего постарается сохранить за собой право контролировать и в какой-то мере регулировать список компаний и лиц, занимающихся аудитом банков. Более того, эксперты уверены, что НБУ также постарается добиться предусмотренного данным проектом права получать текущие рабочие материалы аудиторских проверок банков и тем самым иметь еще больше возможностей и доступа к информации по каждому из банков.

Несмотря на невыгодность законопроекта для НБУ, в случае его принятия может осуществиться одна давняя мечта регулятора: авторы проекта хотят запретить выдачу кредитов по ставкам ниже тех, под которые банки привлекают ресурсы.

Банкиры в целом не против такой нормы, но лишь при условии, что после принятия документа НБУ издаст грамотный и всеобъемлющий механизм определения среднего уровня ставок среди многообразия размера ставок по различным видам привлекаемых и размещаемых банками ресурсов. Хотя сами финансисты в способности НБУ разработать такой механизм сомневаются.

Единственная норма законопроекта, которую банкиры единогласно приняли на ура, — это изменения в законы «Об охране детства» и «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей». Они упрощают доступ к ипотечному кредитованию для семей с несовершеннолетними детьми.

«Отмена обязательного согласования договоров ипотечного кредитования в органах опеки действительно может сделать оформление ипотечных кредитов более доступным для семей с несовершеннолетними детьми, — уверена вице-президент по вопросам индивидуального бизнеса Диамантбанка Татьяна Ващилко. — Но в то же время она упростит только оформление и не решит полностью проблему с доступностью ипотечных кредитов, ведь качественно финансовое состояние самого заемщика не улучшится».

Законопроект у его авторов и вправду получился противоречивым. Но даже если он и не пройдет через парламент, его роль в будущем развитии банковской системы сложно переоценить. Впечатленный толпами вкладчиков разорившихся банков, НБУ теперь не прочь поделиться собственной ответственностью за прозрачность и устойчивость вверенной ему и только ему банковской системы.

Свидетельством тому стали прошлогодние попытки регулятора передать часть надзорных полномочий Фонду гарантирования вкладов. Это дает основания считать, что НБУ может поддержать определенные изменения подходов и принципов осуществления банковского надзора, прежде всего в определении экономических нормативов и показателей банков, а также изменения норм резервирования в зависимости от экономической ситуации в стране.

Кроме того, учитывая значительно возрастающий объем потребительского кредитования, банкиры полагают, что банковскую систему ожидают существенные изменения в принципах формирования банковских резервов под кредитные операции банков. Эксперты ждут серьезных изменений в банковском законодательстве уже в 2007 году.

Rss лента новостей Просмотров: 3592
image