Около одиннадцати вечера жительница аварийного трехэтажного дома № 52 по улице Дмитриевской, принимала ванну, когда ей на голову обрушился... кусок потолка.
От верной гибели женщину спасло полотенце, которое она за минуту до этого намотала на помытую голову "Если бы не полотенце, последствия были бы страшнее – упавшей глыбой могло разбить голову пополам"
– Камень упал как раз на узел от полотенца, – рассказала Светлана Литвинчук, показывая то самое фиолетовое полотенце с бурыми пятнами крови и отколовшиеся с трехметровой высоты каменные глыбы размером с кирпич.
– Врач скорой помощи сказал, что если бы не полотенце, то последствия были бы страшнее – этой глыбой могло разбить голову пополам. Меня полностью засыпало пылью, вся ванная была усыпана камешками и большими кусками штукатурки. Все было в дымке – пыль стояла столбом. Я с перепугу даже не помню, как оттуда выбралась.
Оказывается, помогла дочка Ира. Врачи предложили мне госпитализацию в отделение нейрохирургии. Вот выписка из больницы, где написан диагноз: "Сотрясение мозга, ссадина и ушиб мягких тканей темени". У мужа тяжелая форма сахарного диабета, дочка тоже плохо себя чувствует. Поэтому я не стала ложиться в больницу.
Как рассказали жильцы злополучного дома, который был построен в 1903 году и считается памятником архитектуры, в здании ни разу не было капремонта. Неприятности у жильцов начались после того, как в 1999 году по соседству стали строить новую многоэтажку. Впритык к старому дому. Как только строители начали рыть котлован и бить сваи, старый дом пошел трещинами и начал разрушаться.
И немудрено – ведь этот дореволюционный дом построен без фундамента, перекрытия деревянные, прогнившие, вот его и "перекосило". Надо сказать, что дом № 52 действительно производит удручающее впечатление. Его грязно-зеленый фасад – самый облезлый в ряду аккуратных новостроек и отреставрированных домов "помоложе". За последние восемь лет жильцы пережили три стройки вокруг своего дома.
"Однажды у строительного крана лопнул трос и во дворе грохнулись пять железобетонных плит, – вспоминает сестра Светланы. – Представляете этот вес! Наш дом содрогнулся от этого удара. Мы подумали, что случилось землетрясение. Ну и что? Приехал целый двор начальства разных рангов, но все замяли. А пару лет в доме напротив рухнувший балкон убил мужчину. Тогда и у нас срезали все балконы. Остались торчать только ржавые железные балки".
Но если с фасадом теоретически еще можно что-то сделать, в подъезде становится страшно за свою жизнь – потолок на лестничной площадке третьего этажа угрожающе нависает вогнутым куполом из прогнивших досок с осыпавшейся штукатуркой и в любой момент может обрушиться. В квартире № 6, где, помимо Светланы, живут еще пять человек, вообще нет безопасного места – в ванной весь потолок и стены, как паутиной, покрыты трещинами шириной до пяти сантиметров.
Осыпавшиеся с потолка камни и куски штукатурки женщины собрали в бельевой тазик, а те, что покрупнее, весом до килограмма, положили на бортике ванны, для наглядности. В надежде, что комиссия из ЖЭКа зафиксирует происшествие. Но такая ванная кажется просто роскошными апартаментами по сравнению с кухней, где пол отошел от стены на шесть-восемь сантиметров, и сквозь эту щель можно запросто заглянуть к соседям снизу.
"Когда к нам приходят посторонние, они пугаются и спешат уйти от греха подальше"
– В кухне у нас трещины проходят рядом с газовой трубой и колонкой, – сокрушается Светлана. – Если, не дай Бог, стена или потолок рухнет, наш дом может еще и взорваться. А в квартире № 5 гнилой потолок уже несколько лет поддерживают железные сваи, и соседи боятся заходить в ту комнату. Когда к нам приходят посторонние люди, например, врач или сантехник, то заметно, как они пугаются и спешат поскорее уйти от греха подальше. Чиновники тоже все это видели. Приходили. Фотографировали. Обещали: мол, такого-то числа обязуемся вас отселить. Но мы уже во всем разуверились.
– А вы не против, чтобы вас отселили?
– Ну а как нам жить?
– Ваш дом находится в центре Киева. Цены на недвижимость тут заоблачные, может, у вас завышенные требования к тому жилью, куда предлагают переселиться?
– Если бы наш дом не был так разрушен, мы бы сделали ремонт и жили спокойно. Но жить здесь опасно, дом признан аварийным и подлежит сносу, так что мы не можем свою жилплощадь ни продать, ни сдать в аренду. Был момент, когда фирма-застройщик соседних домов предлагала некоторым жильцам выбрать себе квартиры. Соседка с маленьким ребенком нашла однокомнатную квартирку на Окружной дороге за 31 тысячу долларов, но ей ответили, что это... слишком дорого!
Наверно, на наш дом обратят внимание только тогда, когда под его обломками кто–то погибнет. И ждать этого осталось недолго. Когда на меня обрушился потолок в ванной, вечером пришел представитель ЖЭКа и ужаснулся. Говорил, что скоро пойдут сильные дожди, вода попадет в щели и гнилые перекрытия, и тогда дом может развалиться.
В ЖЭКе № 612 искренне сочувствуют жильцам дома № 52. Действительно, дом мог бы еще долго простоять, если бы варварские застройки вокруг просто не погубили его. О чем и свидетельствуют результаты обследования строительной лаборатории. В 2003 году Киевская горадминистрация подписала распоряжение об отселении жильцов из этого аварийного дома, а затем соответствующее распоряжение о его сносе было подписано и Шевченковской райадминистрацией.
Долгие четыре года между фирмой–застройщиком и райадминистрацией шли "торги" – кто же должен предоставить жильцам аварийного дома новую жилплощадь и на каких основаниях. Отселение всегда идет тяжело. Застройщики, как правило, не спешат выполнять свои обещания перед жильцами старых домов, которые стали "жертвами" новостроев.
Сейчас ЖЭКи стали требовать от застройщиков перед началом строительства проводить так называемое инструментальное обследование близлежащих домов. После чего зачастую в смету приходится включать укрепление фундаментов дореволюционных строений, а также фиксировать все трещины и "потертости", чтобы в дальнейшем избежать разногласий.
– Таких аварийных домов у нас в районе много, – прокомментировали ситуацию в пресс-службе Шевченковской райадминистрации. – Иногда инвесторы лишь делают вид, что проводят реконструкцию. А в это время люди, живущие там, страдают, ведь в заключенных договорах нет даты выполнения работ. Поэтому мы провели полную инвентаризацию таких договоров, и сейчас уже четыре подобных дела лежат в суде. Только расторгнув эти договора в законном порядке, мы сможем контролировать недобросовестных инвесторов и нести ответственность за состояние аварийных домов.
Вопрос с домом № 52 по улице Дмитриевской еще сложнее. Администрация подписала с инвестором, компанией "Консоль", дополнительное соглашение, так как в первом варианте договора не были в полной мере учтены интересы ни жильцов, ни администрации. В новом документе точно указывается дата расселения жильцов – до начала отопительного сезона (15 октября).
По нашим же данным, на сегодняшний день отселены только несколько семей. Но до указанного периода мы не в праве применять к компании какие–либо санкции. Если же они не подоспеют к сроку, договор будет автоматически разорван, и этим вопросом займется администрация. После случившегося администрация отправила срочную телеграмму компании "Консоль" с просьбой отчитаться по вопросу расселения.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2