Лучшие нотариусы найти или добавить
Инвертор YelonESS HV6K-1L
Риелторы Киева выбрать компанию
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Лучшие адвокаты найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Аккумулятор YelonESS LR5000

Защити себя от коллектора

22.02.2010 | 14:00 Раздел: Кредиты и депозиты Законодательство Источник: MEGET

Pасцвет коллекторского бизнеса вылился для должников в отнюдь невеселое, а подчас и очень плачевное общение со взыскателями долгов. Однако мало кто знает, что негуманные действия многих коллекторов противозаконны и с ними можно и нужно бороться (не забыв при этом об усиленных попытках погасить долг перед банком).

Какими должны быть добропорядочные коллекторы? Как защитить себя от противоправных действий? В чем коллекторы могут быть полезны? Узнавал Prostobank.ua

После изменений в августе 2009 года налогового законодательства, которое касается продажи банками портфелей долгов коллекторам, рынок таких сделок существенно активизировался. По оценкам «Европейского агентства по возврату долгов» за последние 4-5 месяцев банки продали около 1,7 млрд. грн. коллекторским (финансовым или факторинговым) компаниям. Это означает, что заемщикам, которые перестали платить по кредитам, теперь приходится общаться с коллекторами намного чаще, чем раньше.

При этом на пике востребования коллекторских услуг в феврале 2010 года около полусотни компаний на украинском рынке позиционируют себя коллекторами, из них немногим более десятка крупных компаний, остальные – совсем небольшие. И как первые, так и вторые могут использовать при сборе долгов отнюдь не «добропорядочные» методы.

Коллектор коллектору рознь

«Хороший коллектор – это тот, кто может убедить недобросовестного заемщика погасить просроченную задолженность полностью или частично в наиболее короткий срок, действуя в рамках закона, - рассказывает Андреас Марнерис, директор департамента по управлению дебиторской задолженностью Universal Bank. – Хороший коллектор – это также консультант, способный оценить реальное финансовое положение заемщика и подсказать оптимальное решение».

При этом многие банки понимают, что если коллекторы, к которым он обратился, вынудят заемщика «силой» заплатить долг, то это не может не повлиять на имидж и репутацию учреждения. Тем не менее, на практике «гуманно» получается далеко не всегда.

«Коллекторский бизнес подразумевает проведение системной и эффективной работы, направленной на возврат долгов. К сожалению, некоторые участники рынка иногда забывают, что данный бизнес должен находиться исключительно в правовой области, и принцип «на войне все средства хороши» недопустим в урегулировании подобных вопросов», - объясняет существующие проблемы Алексей Вуйко, заместитель директора департамента по работе с проблемными активами физических лиц VAB Банка.

Часто в такой ситуации «виноват» недостаточный опыт компаний, в том числе по контролю за собственными сотрудниками. «На сегодняшний день много коллекторских компаний не имеют опытного менеджмента и достаточного финансирования, что влечет за собой некачественное построение процессов и слабый контроль этих процессов», - добавляет Роман Самойлик, руководитель направления коллекшен Platinum Bank.

Существующую проблему в сфере возврата долгов подтверждают и представители авторитетных коллекторских компаний – к счастью, с прогнозами изменения ситуации в лучшую сторону. «Как и в любом другом бизнесе, на рынке коллекторских услуг существуют компании, которые применяют несанкционированные методы работы с должниками. Как правило, это небольшие компании-однодневки, для которых целью является быстрый возврат долга любыми средствами, а не обеспечение долгосрочных отношений с клиентами, заемщиками и отсутствие имиджевых рисков, - объясняет Вячеслав Голуб, директор «Агентства комплексной защиты бизнеса «Дельта М». –

Практика свидетельствует о том, что даже те компании, которые заслужили доверие банков, но в связи с кризисом применяют несанкционированные меры воздействия на должников, постепенно теряют клиентов, позиции и начинают уходить с рынка. До конца этого года, по нашим прогнозам, около 4-5 коллекторских компании, которые сегодня называют себя профессионалами, просто будут вынуждены уйти с рынка».

А пока «естественный отбор» коллекторов не закончен, должникам, пострадавшим от недобропорядочных действий «серых» коллекторов, нужно уметь себя защитить.
Точка отсчета добропорядочности коллекторов

Главное и, по сути, единственное правило всех добропорядочных коллекторов – действие в рамках законодательного поля Украины. И хотя отдельного закона о деятельности такого рода нет, регулирует эту сферу Конституция, Гражданский и Хозяйственный кодексы, а также Законы «О хозяйственных обществах» и «О жилищно-комунальных услугах». Также деятельность коллекторов регулируют внутренние положения компании – часто они схожи, но бывают и различия.

Сами представители коллекторов выделяют следующие возможные нарушения в работе с должниками некоторых работающих на рынке компаний:

  • телефонные звонки или посещения во время отдыха (официально таковым считают часы после 22.00 и до 7.00);
  • угрозы жизни, здоровью, имуществу должника или членов его семьи (в том числе с применением ненормативной лексики);
  • намеренное завышение суммы задолженности;
  • нарушение общественного порядка;
  • применение мер, которые угрожают чести, достоинству, деловой репутации и другим неимущественным правам должника;
  • распространение конфиденциальной информации о заемщике.

При этом коллекторы все же обязаны убедить вас вернуть долг. «Представители коллекторских компаний в процессе общения с должником имеют право и обязаны сообщить ему о возможных правовых последствиях неуплаты долга, а именно: передаче дела в суд или принудительном взыскании долга путем продажи имущества через государственную (частную) исполнительную службу», - объясняет Александр Ильчук, директор «Европейского агентства по возврату долгов».

Чтобы поставить деятельность украинских коллекторов в рамки допустимых действий и определить недопустимые, существуют Кодексы этики коллекторов. Есть два действующих во всеукраинском масштабе Кодекса, разработанные объединениями коллекторов: Ассоциацией участников Коллекторского Бизнеса Украины (АКБУ), куда входят шесть украинских компаний, и Независимой Ассоциацией Украинских Коллекторских Агентств (НАУКА), объединяющей девять компаний. Кодекс последней можно найти в онлайн-доступе на сайте организации. Кроме этого, существуют кодексы этики и на уровне отдельных компаний, которые разработали его самостоятельно (примером может служить Кодекс этики Агентства комплексной защиты бизнеса «Дельта М»).

В таких документах четко выписано, что недопустимо при общении с должниками. К примеру, Кодекс этики коллекторов от НАУКА обязывает представителей подобных служб среди прочего:

  • указывать на всех выходящих письмах полный адрес, телефон и электронную почту;
  • беречь конфиденциальную информацию о должнике;
  • обрабатывать все поступающие жалобы должников по определенной процедуре;
  • не использовать процедуры взыскания, которые могут обидеть честь и достоинство должника;
  • если нет особых инструкций и есть объективные причины, почему должник не может оплатить долг сразу – принять предложения должников погашать долг отдельными платежами;
  • не намекать ни в письменной, ни в устной форме на криминальное преследование или гражданский иск, если для этого нет правовых оснований;
  • стимулировать должников с финансовыми затруднениями проинформировать членов семьи про их сложности для избегания конфликтных ситуаций.

Примеры внутреннего Кодекса этики одной из компаний-коллекторов следующие:

  • категорический запрет угроз жизни, здоровью, имуществу должника и его семьи;
  • обязанность сотрудников предоставлять только правдивую информацию о названии компании, сроках и размерах долга; избегать любых действий, которые могут обмануть должника (в том числе запрет представляться исполнительными органами);
  • заключение компанией с каждым сотрудником, имеющим доступ до информации, обязательных договоров о конфиденциальности.

Вывод из вышеперечисленного следующий. Если с просрочившим кредит заемщиком «работают» с выходом за указанные этические рамки, то это может быть либо сотрудник авторитетной компании, который нарушает закон и корпоративные правила (что маловероятно, ведь профессиональные коллекторские компании дорожат своей репутацией), либо – представитель недобропорядочной компании-коллектора.

«Специфика коллекторской деятельности заключается в строгом соблюдении требований действующего законодательства. Если к должнику применяются «неэтичные методы», то смело можно говорить о том, что это работает «черный коллектор». В таком случае должник имеет право и должен обратиться за юридической поддержкой для защиты своих прав», - рекомендует Александр Ильчук.
Как себя защитить

Столкнувшись с недобропорядочностью многих коллекторов, объединения коллекторских компаний разработали свои методы помощи должникам, пострадавшим от противоправных действий. Так НАУКА принимает на сайте жалобы на коллекторские компании, которые ведут себя неподобающим образом. При этом к письму нужно приложить все копии корреспонденции и документов, которые имеют отношение к жалобе; указать, каким образом сотрудник компании нарушил Кодекс НАУКА, и привести все даты и имена сотрудников.

Другое объединение коллекторов – АКБУ - организовало круглосуточную «горячую линию» для должников, куда могут звонить пострадавшие – 044-590-04-37, и регулярно анализирует полученную информацию.

Кроме вышеупомянутых возможностей пожаловаться ассоциациям коллекторов, спектр инстанций, в которые можно обратиться в случае нарушения прав, достаточно широк. «Если заемщик осознает, что коллектор нарушает его права, применяет запрещенные методы воздействия или угрожает их применением, то может прибегнуть к тем же методам, которые используют для защиты от посягательств со стороны любых других физических или юридических лиц, в частности, обратиться к его работодателю (коллекторской компании), банку-кредитору, в правоохранительные органы, суд и другие инстанции», - советует Вячеслав Голуб, директор «Агентства комплексной защиты бизнеса «Дельта М».

Для заемщика, с которым коллектор общается в рамках закона, но который не может погасить долг, тоже есть выход – можно попытаться разбить платеж на части. Как правило, большинство представителей взыскателей долгов соглашаются на такой вариант, но имеют свои условия такой реструктуризации.

К примеру, одна из компаний-коллекторов соглашается разбить выплаты на 12 месяцев, но обязательным условием является предварительное погашение от 5% до 50% от суммы долга. «Основная задача коллектора – помочь должнику разобраться в сложившейся ситуации, а также убедить в том, что долг необходимо погасить. Если у должника есть финансовые трудности, и он не готов погасить задолженность сразу, специалисты компании предлагают ему реструктуризировать долг. По сути, работа коллектора соотносима с работой финансово-юридического консультанта», - рассказывает Александр Ильчук, директор «Европейского агентства по возврату долгов».

Обращаемся к услугам коллектора… сами

Так сложилось, что коллекторы для украинцев ассоциируются преимущественно с просроченными банковскими кредитами. При этом мало кто знает, что некоторые коллекторские службы могут взыскать долги и для физических лиц – в том числе и долги других физлиц. Речь идет, естественно, не о долгах «под честное слово» или под расписку, не заверенную нотариусом, которая не может быть доказательством в суде – а таких долгов, не подкрепленных никакими юридическими основаниями, подавляющее большинство.

Да и компании-коллекторы не всегда заинтересованы в подобном сотрудничестве даже при наличии документальных подтверждений долга – потому что затраты на взыскание задолженности и судебные издержки могут оказаться намного больше, чем комиссия, которую коллекторы могут получить за услуги. Тем не менее, если обращение к коллекторам имеет смысл, то прежде чем заключать договор, нужно убедиться, что компания будет работать с вами на надлежащем уровне.

«Компания, занимающаяся возвратом долга, обязана, как минимум, сообщить клиенту методы и процедурный порядок возврата долга, - объясняет Вячеслав Голуб, директор «Агентства комплексной защиты бизнеса «Дельта М». – Кроме этого, она должна проинформировать клиента о его законных правах; четко определить схему оплаты своих услуг (процент от суммы возврата или фиксированная сумма за предоставление услуг) и государственных сборов при судебном разбирательстве, а также на постоянной основе сообщать клиенту о ходе дела».

Rss лента новостей Просмотров: 1359
image