Моторно-транспортное страховое бюро все же решилось на непопулярные меры, пересчитав размеры базового тарифа, корректирующих коэффициентов и лимитов ответственности. Обоснованные результаты МТСБУ направило в Госфинуслуг и ждет от комиссии в течение 45 дней ответа.
И если госрегулятор отреагирует положительно, то с 2010 года автовладельцам придется платить за ОСАГО больше, некоторым – почти в 5 раз.
Базовый платеж по «автогражданке», составляющий 291,49 гривен, не менялся еще с момента принятия закона, регулирующего рынок ОСАГО (это 2004 год). Как считает МТСБУ, его нынешнее значение не соответствует рыночным реалиям, поэтому «фундамент автогражданки» необходимо повысить минимум до 389 гривен или на 33,5%.
Не менее важный вопрос – это изменение корректирующих коэффициентов, которые в значительной степени влияют на окончательную стоимость полиса. Их 6 групп: за тип авто, за регион использования ТС, за сферу использования авто, за водительский стаж, за количество лиц, допущенных к управлению и за наличие/отсутствие доказанных действий мошенничества.
Если говорить обобщенно, то некоторые коэффициенты возрастут несущественно (например, для авто с объемом двигателя до 1600 куб.см – с 0,71 до 0,8 для 1 типа договоров), ряд из них и вовсе снизится (к примеру, для автобусов с сидячими местами до 20 человек – с 3,04 до 1,65 для 1 и 2 типа полисов), а часть коэффициентов увеличится действительно существенно (например, для тех, кто использует авто в Киеве – с 1,8 до 2,9).
Еще один проблемный момент – размеры лимитов ответственности. Их уровень, согласно планам бюро, должен увеличиться на 96%: с 25,5 тыс. гривен до 51 тыс. гривен за вред, причиненный имуществу, а также с 51 тыс. гирвен до 100 тыс. гривен за ущерб жизни и здоровью.
Как подчеркивают представители «Института риска», который, занимался обоснованием тарифов, новые значения коэффициентов и базового платежа основаны на реальной статистике. В то время как в 2004 году, когда принимался закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств», все нормативы брались «с потолка». К тому же, позитивный эффект для рынка станет заметен лишь тогда, как стоимость полисов будет пересматриваться не раз в 5 лет, а ежедгодно, с учетом изменения макроэкономических показателей и, что очень важно, основываясь на динамике аварийности и инфляции.
Другой вопрос, не отразится ли резкое увеличение стоимости страхования негативно на спросе со стороны страхователей? Ведь ажиотажа со стороны автовладельцев до сих пор не наблюдается. Однако, в виду того, что убыточность этого вида страхования существенно выросла у многих ведущих страховых компаний и колеблется в пределах 65-94% (максимально приемлемое значение по данным МТСБУ – около 70%), повышение цены «автогражданки» для страховщиков – как глоток свежего воздуха.
Правда, не стоит забывать, что ОСАГО работает эффективно лишь при надлежащем контроле за наличием полисов со стороны ГАИ, которого, увы, до сих пор нет. Да и тот факт, что около 80% выплат из специальных фондов МТСБУ осуществляются за незастрахованных лиц, говорит о многом. Поэтому, хочется верить, что новые цены станут именно той «палочкой-выручалочкой» для страховых компаний, которая сможет спасти их от чрезмерной убыточности, и дать клиентам стабильность выплат.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2