Повсюду трубят, что, мол, в ситуации на страховом рынке виноват “дядя”, то бишь кризис, который привел с собой глобальную нестабильность и довел украинских страховщиков до критической неплатежеспособности.
Но почему-то никто не рассматривает сей опус и с другой стороны, где страховые компании выступают уже не жертвами, а именно зачинщиками большинства нынешних проблем.
Что же стало «гвоздем» кризиса на украинском страховом рынке? Да, это и отсутствие стратегии развития у многих у компаний, и халатное управление резервами, и бездумное инвестирование. Но…все это во вторую, третью и даже «дцатую» очередь. На самом деле, одна из ключевых причин, если не главенствующая, – неуважение и наплевательское отношение к страхователям, которое вылилось в бойкот и недоверие с их стороны, в нежелание страховаться и тратить бюджет на бесполезную, по мнению потребителя, услугу.
Ведь не стоит забывать, что премии и стабильность их поступления страховым компаниям зависят непосредственно от клиентов, их заинтересованности в страховании. Как говорится, нет клиента – нет платежей, а значит, и не из чего вычленять расходы на ведение дела, содержать офисы, персонал, неоткуда формировать резервы, а, в сухом остатке, просто нет смысла вести деятельность, которая убыточна и бесперспективна. И что парадоксально, страховщики собственноручно сформировали у потребителей образ страхования, как зла и мошенничества.
Безусловно, объемы страхования сокращаются во всех странах. Например, мировой страховой рынок уже в 2008 году потерял 2%. Но все дело в том, за рубежом, где страхование в почете, расходы на него зависят от собственного решения клиента. В то время как у нас страхование имеет форму кнута, коим награждали в основном заемщиков, выезжающих за рубеж туристов и сотрудников в виде так называемых «соцпакетов».
Копая глубже, становится очевидным, что ни имущество, ни здоровье, ни ответственность, ни, тем более жизнь, граждане по доброй воле страховать не идут. И страховщики, разумеется, ни в коем случае не раскрывают информацию о структуре платежей, какая их часть поступает от «кнута», а какая – от сознательно пришедших клиентов. Более того, многие компании такой статистики не вели, не ведут и вести не будут.
Но, если вдуматься и вспомнить долю банковского канала у некоторых страховщиков, которая достигала и 70%, и даже 80%, то с определенной погрешностью можно судить, что добровольно идут страховаться около 20-30% клиентов, остальная часть – те, кого притащили «за уши».
Именно поэтому отечественному рынку в году текущем прочат падение чуть ли не на 50%, а Госфинуслуг планирует вывести «в сад» еще десятки страховых компаний. Правда, исходя из умозаключений выше, есть опасение, что потери и премий, и игроков могут быть больше. Конечно, чистка страховому рынку не повредит и даже пойдет на пользу, но вопрос в другом: когда вернется доверие клиентов и страхование действительно станет реальным, а не «привязанным»? Увы, но пока он риторический.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2