По данным страхового рейтинга Insurance TOP, падение платежей на рынке страховых услуг только за первое полугодие составило 15,7%. За счет чего будут выживать компании и как изменится их отношение к клиентам?
Экспкрты уверяют: кризисные явления на страховом рынке, которые мы наблюдаем на протяжении последнего года, - лишь цветочки. А «ягодки» будем собирать после выборов. Причина финансового поражения компаний -следование стратегии «налетай - подешевело!».
Несмотря на то что демпингом (необъяснимо низкими ценами на полисы) страховщики сами загнали себя в тупик, они же уверяют: основные проблемы, которые привели их к небывалому падению, - кризис власти, рецессия мировой экономики, экономический кризис и падение платежеспособности населения.
По словам главы правления страховой компании «ПЗУ Украина» Яцека Аустена, проблемы в украинском страховании были прогнозируемы:
- Обвал был лишь вопросом времени. Мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что кредитная лихорадка не будет продолжаться долго. И то, что происходит сегодня, - это только начало кризиса, - подытожил он.
В качестве путей решения самых злободневных проблем Я. Аустен видит согласование украинского законодательства с европейским. «Вместо того чтобы месяцами просиживать над выработкой каких-то законопроектов в Верховной Раде, достаточно оплатить народному депутату командировку в Польшу. Пусть сделает фотокопии нужных законов и внедряет в Украине», -советует поляк.
- Сами страховщики сделали себе больше зла, чем кто-либо, - констатирует директор страхового общества «Ильичевское» Юрий Гришан. - Вместо того чтобы консолидироваться, рынок ждет помощи от государства. Понятное дело - украсть ведь всегда проще, чем объединить силы на реальную борьбу с кризисными явлениями. При наличии желания что-то реально сделать нам ведь и государство не нужно.
Как уточнил Ю. Гришан, под словом «консолидироваться» он имел в виду «перестать демпинговать». «У нас ведь как все происходит: соберемся, договоримся, а только расходимся - все начинается по-старому», - сетует страховщик.
Как вариант страховщики сходятся во мнении, что государству давно пора ввести минимальные тарифы на страховые полисы, чтобы у компаний не было поля для маневра. К слову, на рынке автострахования особых подвижек к приведению стоимости полиса к экономически обоснованной пока не видно. Никто попросту не будет страховать недорогой, купленный в кредит автомобиль за 10% от стоимости.
И это несмотря на то, что КАСКО считается самым убыточным видом страхования.
Другое дело - добровольное медицинское страхование (ДМС). По нему сбор премий не только не упал, но и вырос на 9% за первое полугодие 2009 года. Как уверяют сами страховщики, речь не о росте популярности данного вида полисов. Спасло ситуацию увеличение стоимости ДМС. Причем, как заверила глава правления страховой компании «Провидна» Ирина Сиренко, до конца года эта услуга дорожать не будет. «Это и так всегда был самый дорогой вид страхования», -уточнила она.
А ВОТ автомобилистов ждет неприятный сюрприз. Уже до конца года стоимость полисов КАСКО вырастет из-за новой методики расчета амортизации транспортных средств, утвержденной Минюстом и Фондом госимущества. Теперь для автомобилей, выпущенных в странах СНГ, не старше пяти лет, а для иномарок не старше семи лет значение износа будет равно нулю.
Такое нововведение может грозить убытками страховщикам в среднем на 15-50% по КАСКО. Ведь если раньше кредитный автомобиль изнашивался за срок договора, то теперь все 5-7 лет он будет считаться новым. Отсюда и расчет стоимости страховки, и конечной выплаты в случае тотального уничтожения автомобиля. Чтобы обезопасить себя от неминуемого банкротства, компаниям придется либо увеличивать стоимость полиса, либо применять свои методы расчета износа (поскольку КАСКО пока еще является добровольным видом страхования).
Самое обидное для потребителя в данном случае то, что страховщики признают: качество сервиса будет расти не одновременно с тарифами, а с отставанием. Поэтому прежде чем заключить договор, стоит внимательно изучить деятельность страховой компании. Причем доверять отзывам в Интернете специалисты уже не советуют: вместо шумных и дорогостоящих рекламных акций сегодня проще нанять двух-трех человек, которые напишут лестные отзывы на форуме или в блоге.
«Сегодня клиент больше поверит «сарафанному радио», нежели рекламе», - отметил первый вице-президент группы компаний АХА Андрей Перетяжко.
Топ-10 рисковых страховщиков
Топ-10 страховщиков жизни
* - по данным страхового рейтинга Insurance TOP
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2