В условиях кризиса клиенты страховых компаний столкнулись с массовыми неплатежами. Читатели «Сегодня» постоянно жалуются, что большинство страховщиков юлят с выплатами, используя разнообразные методы, — от затягивания времени рассмотрения дел и занижения суммы ущерба до отказов по надуманным предлогам.
Страховые компании изначально прописывают дыры в договоре страхования, чтобы потом на их основании отказывать клиентам в возмещении ущерба. Ситуация усугубляется тем, что многие клиенты страховых покупали машины в кредит, и банки запрещают им менять Страховые компании. Как вести себя клиенту страховой компании, чтобы все-таки получить свои кровные.
Представим себе стандартную ситуацию: вы попали в ДТП, вызвали ГАИ и позвонили в страховую. А в течение 2—3 дней появились в офисе компании и написали заявление о страховом случае. Казалось бы, теперь осталось получить счет со СТО, справку из ГАИ и ждать, пока страховая заплатит деньги. Увы, именно на этом этапе и возникают сложности.
Прошла неделя, вторая, третья, а от страховой компании — ни ответа, ни привета. Клиент заходит в офис, записывается на прием к страховому эксперту, а тот приходит и с невинным видом заявляет, что документы поступили к нему только сегодня. Теперь вам нужно подождать, пока он в течение 2—3 недель, как и положено по договору, рассмотрит дело.
Требуйте от сотрудника страховой компании подтверждения того, что он получил необходимые для выплаты документы. Пусть секретарь снимет копию с каждого документа с входящим номером и датой поступления, на этих копиях распишется и поставит печати.
В договоре страхования могут быть незафиксированы условия и сроки проведения дополнительного расследования страховой компании. Дело может быть передано в службу безопасности, которая будет направлять различные запросы, месяцами проводить бесконечные экспертизы и проверки.
Во-первых, необходимо еще на этапе подписания договора фиксировать сроки, в течение которых страховая компания может проводить рассмотрение дела. Если же в договоре этого не прописано, требуйте письменного уведомления о необходимости проведения расследования и направления запросов в госорганы. Это позволит зафиксировать сроки и ограничить страховщика в его произволе.
Большинство страховых компаний делают вид, что помогают клиенту — говорят о том, что берут получение расширенной справки из ГАИ (форма №2) на себя. На практике это выглядит так: страховая компания пишет запрос в ГАИ, те рассматривают запрос и отправляют в ответ запрашиваемый документ. Но ответа из ГАИ по почте можно ждать месяцами. Между тем страховая компания на этом основании не делает выплату — мол, нет всех документов.
Справку намного проще и быстрее получить самостоятельно и завезти в страховую. Для этого возьмите у менеджера СК запрос на бланке и в приемный день зайдите в районное отделение ГАИ, которое оформляло ДТП. Отметим, что выдача такой справки является платной услугой Госавтоинспекции. Поэтому требуйте со страховой копию платежного документа о том, что они оплатили услуги ГАИ.
Не все клиенты при заключении договора вникают в то, как должна рассчитываться сумма выплаты. В результате многие автолюбители, предоставив счет с фирменной СТО в страховую компанию, вдруг узнают, что страховая компания, ссылаясь на собственную экспертизу, заплатила намного меньше.
Чтобы подобных сюрпризов не происходило, в договоре страхования должно быть четко зафиксировано то, как именно производится расчет ущерба. Но и это не будет полной гарантией оплаты счета профильной СТО. В случае если в ДТП виноваты не вы, страховая компания заказывает независимую экспертизу, чтобы потом реализовать свое право регресса.
Даже если эксперт страховой примет в расчет стоимость часа работы и запчастей профильной СТО, его калькуляция может быть меньшей, чем у самой СТО. Если вы с СК несогласны — закажите независимую экспертизу (от 120 до 200 грн.). Кроме того, возьмите калькуляцию ремонта еще у 2—3 станций — тогда страховщикам будет намного сложнее снизить объем выплаты.
Некоторые страховые компании прописывают в договорах пункт о том, что стоимость запасных частей не должна превышать ту, которую предлагает партнерская СТО страховой. То есть, если дилер готов продать вам бампер за три тысячи гривен, а СТО страховой компании готова его продать за две тысячи, вы должны согласиться на стоимость страховщика — или доплачивать из собственного кармана «оригинальному» дилеру.
Однако вызывают вопросы, во-первых, сроки поставки (запчасти СТО-партнеров страховой могут идти из-за рубежа по 2—3 месяца), во-вторых, качество предложенных запчастей (часто нефирменные СТО ставят на автомобиль неоригинальные запчасти).
Если автомобиль гарантийный, связываться с неоригинальными запчастями и неофициальными СТО не рекомендуем — машину могут снять с гарантии. Именно по этой причине лучше требовать возмещение деньгами, а ремонт производить только на фирменной станции. После этого можно требовать доплату на основании акта выполненных работ. Второй способ — заказать экспертизу у независимой организации и на ее основании требовать доплату.
В случае если автомобиль кредитный, страховая компания и банк чаще всего навязывают клиенту договор, по которому выгодоприобретателем при наступлении страхового случая является банк. Соответственно, деньги отправляют в счет погашения задолженности по кредиту. Проблема — в том, что страховая компания перечисляет не сумму по счету СТО, а на основании расчетов собственного эксперта. Для клиента эта проблема выливается в необходимость дополнительных заявлений на доплату, когда деньги уходят на станцию.
Единственный выход для клиента страховой — отремонтировать автомобиль за свои деньги, после чего потребовать с компании всю сумму на основании акта выполненных работ. Тогда на банк будет перечисляться сумма именно на основании расчетов СТО.
Месяц назад Госкомиссия по регулированию рынков финуслуг приостановила лицензии двух крупных СК — «Страховые традиции» (более 100 тыс. клиентов) и «Галактика» (15 тыс. клиентов). Причина — массовое невыполнение обязательств. В Госфинуслуг объясняют, что в подобном случае клиентам необходимо продолжать подавать заявки на возмещение ущерба.
Если страховщик не платит еще три месяца, Госфинуслуг назначает обязательный график расчетов со страхователями и процесс банкротства. При этом требования страхователей по договорам страхования, в соответствии с ч. 6 ст. 43 Закона Украины «О страховании», относятся к требованиям первой очереди и оплачиваются за счет продажи имущества СК. Спешите подать претензию в суд — тогда есть шанс, что удастся взыскать хоть какие-то деньги.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2