Риелторы Киева выбрать компанию
Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить
Аккумулятор YelonESS LR5000
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Лучшие адвокаты найти или добавить
Инвертор YelonESS HV6K-1L

Украинские страховые компании не успели застраховаться от кризиса

05.12.2008 | 15:50 Раздел: Страхование Источник: MEGET

Ограничение банковского кредитования уже привело к снижению объемов имущественного страхования при выдаче ипотеки на 30%. Сейчас страховщики испытывают острую нехватку ликвидности и опасаются, что возможные отказы в выплате страховых возмещений усугубят кризис доверия клиентов к компаниям.

Ситуация на банковском рынке, где уже начались продажи учреждений по непривычно низким мультипликаторам сделок, может повториться и в страховой отрасли.

Сегодня все страховые компании заняты разработкой и внедрением новых стратегий работы в условиях практически полной заморозки банками кредитования, в частности ведут политику переразмещения резервов в менее рисковые и доходные инструменты. Согласно отчету Госфинуслуг за 2007 год, общий объем активов страховых компаний составил 19,33 млрд грн, из них 8,612 млрд грн направлено на покрытие сформированных страховых резервов.

"В связи с изменением ситуации на рынке мы решаем, каким образом необходимо изменить свою инвестиционную политику, расширить инвестиционный портфель, где хранить резервы. Скорее всего, предпочтение будет отдано государственным облигациям – как наименее рисковым,– сказала заместитель председателя правления СК "Фортис Страхование Жизни Украина" Мария Наумова.

– Несмотря на мораторий на снятие вкладов, у нас нет особых планов по снятию депозитов со счетов банков, но будет происходить перераспределение между банками, сейчас мы рассматриваем возможности переноса средств в другие банки из тех, где мы держали средства до сих пор. Мы держим наши резервы только в банках из первой десятки".

Участники рынка опасаются, что из-за высокого уровня инфляции и экономического спада и без того ограниченный платежеспособный спрос страхователей снизится еще больше. Добавил проблем страховщикам еще и НБУ, заморозивший досрочную выдачу банками всех видов депозитных вкладов (по итогам 2007 года доля резервов страховых компаний, хранящихся на банковских депозитах, составляла 32%, или 6,171 млрд грн).
Страховщики, как и остальные клиенты банков, оказались в незавидной ситуации.

Если банк, в котором у страховой компании находится депозит, обанкротился, то, к сожалению, мы оказываемся в седьмой очереди по возврату вкладов. А это означает практически ноль возможностей получить свои деньги. В связи с ситуацией на фондовом рынке страховщикам невыгодно работать и на рынке акций. Сегодня все рассматривают не привлекательные высокодоходные методы инвестирования, а надежные, потому что говорить о привлекательности вложений не приходится",– отметила госпожа Наумова.

Все решено

При снижении фактических и ожидаемых выгод от ведения бизнеса страховщики пересматривают свои вложения в рабочий капитал компаний и расходы на заработную плату сотрудников. По словам заместителя председателя правления СК "ВиЭйБи Страхование" Алексея Суботина, со стороны собственника это решение обосновано, так как при снижении ожидаемой доходности и росте риска, связанного с рецессией, его ожидания не соответствуют уровню доходности компании, что приводит к изъятию капитала или требованию кардинального снижения затрат на период спада.

"В противном случае акционер не только не получает доход в сравнении с альтернативным 'безрисковым' вложением, но и может потерять капитал в результате отрицательного денежного потока и убытков за счет выросшей доли постоянных и условно постоянных затрат в цене страховки",– подчеркнул господин Суботин.

Сейчас доля заработной платы составляет от 30% до 60% административных затрат страховщиков. Содержание офисов, в том числе аренда помещений, составляет от 10% до 25% затрат. "Идет максимальная оптимизация затрат. Сейчас для компаний актуален вопрос о сокращении подразделений, которые не зарабатывают денег",– сказал председатель правления СК "Украинская страховая группа" Павел Нельга.

Однако следует отметить, что при увольнениях персонала возникает фактор демотивации эффективно работающих сотрудников. В результате это может вызвать ухудшение морального климата в коллективе и отразиться на эффективности работы. По словам Алексея Суботина, оставшийся без источника дохода для содержания семьи уволенный сотрудник может пойти на крайние меры и продать коммерческую информацию о портфеле клиентов конкуренту, что нанесет существенный урон бизнесу.

Внешний фактор

На протяжении последних пяти-шести лет в связи с массовым приходом иностранных инвесторов на украинский рынок страховых услуг компании для повышения своей рыночной доли зачастую вели бизнес на грани безубыточности. Многие занимались демпингом, компенсируя убытки по имеющемуся портфелю из новых платежей, по сути, перекладывая риски невыплат на новых клиентов.

"В текущих условиях недобросовестные компании должны будут поднять свои тарифы или уйти с рынка. Такое решение не может или не должно сопровождаться существенным улучшением услуг, так как вызвано необходимостью получить рыночную доходность и избежать убытков",– считает Алексей Суботин. В этом случае при повышении тарифов клиенту следует предложить дополнительные выгоды (новый риск в страховом покрытии, дополнительный сервис), иначе клиент не поймет обоснованность увеличения цен и не захочет оплачивать чужие проблемы из своего кармана.

В отличие от первой группы страховщиков, работавших по принципу пирамиды, увеличение качества страхового покрытия является одним из обязательных условий поднятия цены. "В связи с финансовым кризисом реально на рынке останутся компании, которые пытались адекватно формировать и размещать страховые резервы, а не гнались за валовыми премиями. Безусловно, общее количество компаний на нашем рынке уменьшится. И в целом это был бы позитивный фактор, если бы не репутационные риски, которые возникают из-за фактической неплатежеспособности многих страховщиков",– уверен председатель правления СК "Универсальная" Алексей Музычко.

Свет в конце

Кризис накладывает на все страховые компании жесткие ограничения. Для уменьшения его влияния компании сокращают административные и операционные расходы. К первым относится снижение затрат на персонал, аренду и содержание офиса, автопарка, вложений в нематериальные активы, а также введение моратория на инвестиции и проекты, которые не приносят положительный чистый денежный поток в краткосрочной перспективе.

Урезание операционных расходов предполагает сегментацию портфеля и пересмотр условий работы в убыточных сегментах (повышение страхового тарифа, франшизы), ужесточение контроля над урегулированием убытка для максимального снижения мошенничества (в том числе отказ от "экспресс"-урегулирования), а также проведение совместных акций с банками, автосалонами и строительными компаниями по продаже страхового продукта в пакете.

В случае своевременного и грамотного перераспределения усилий даже во время кризиса можно получить прибыль. "Нужно правильно пересматривать программы и искать новые направления для дальнейшего развития",– отметил директор по банковскому страхованию СК "Дженерали Гарант Страхование" Алексей Шульженко.

В условиях слабого притока новых клиентов страховщикам также следует уделить особое внимание улучшению качества продуктов и обслуживания. Компании, которые сумели пересмотреть свою политику в отношении клиентов, смогут увеличить их количество. Однако улучшение качества продуктов несомненно приведет к их подорожанию. По оценкам господина Шульженко, повышение стоимости может составить порядка 0,5-1%.

Rss лента новостей Просмотров: 3436
image