В большинстве многоэтажных домов электрическая проводка не менялась десятилетиями, поэтому массовое использование бойлеров создаст нагрузку, от которой не только целые кварталы останутся без света, но и могут возникнуть пожары, отметил в эфире радиостанции Голос Столицы генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
В Берлине прошли газовые переговоры между Украиной, Россией и Европейской комиссией. Главная тема повестки дня – погашения Киевом долга перед «Газпромом» за поставленное топливо и гарантии транзита газа в Европу через украинскую территорию. Кроме того, стороны пытались договориться о цене на газ для Украины.
О предварительных результатах этих переговоров и ситуации в энергетическом секторе Украины радиостанция Голос Столицы поговорила с генеральным директором Центра исследований энергетики Александром Харченко.
Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что он не будет давать никаких комментариев, пока договоренности не будут оформлены на бумаге.
– Я полностью понимаю премьер-министра, который на основании неких устных заявлений представителей российского истеблишмента не хочет комментировать то, чего нет в принципе. Уже сейчас видно, что позиции сторон, мягко говоря, далеки от согласованности. С другой стороны абсолютно четко понятно, что «Газпрому» некуда девать газ, просто некому его продавать, и российская сторона крайне заинтересована продать его Украине.
Как вы оцениваете цену в 385 долларов за тысячу кубометров?
– Это более-менее адекватная цена, особенно в отопительный сезон. Хотя Украина на спотовом рынке может покупать газ по 340-350 долларов за тысячу кубов.
Какие прогнозы на отопительный сезон? Сейчас уже начались векторные отключения света. Это происходит из-за нехватки газа, или дефицита угля?
– Электричество в Украине практически не производится из газа, слава Богу. Все наши электростанции в основном работают на угле. Сегодня действительно достаточно сложная ситуация с поставками угля, потому что либо захвачены шахты, либо к ним взорваны железные дороги и уголь просто физически невозможно вывезти. Но дефицит угля будет ликвидирован за счет экспорта и интенсификации добычи на действующих шахтах. Необходимые меры приняты, работы идут, и я уверен, что зимой мы этот дефицит точно ощущать не будем. Отключение электричества, которое происходи сейчас, – это временная мера, к средине октября, скорее всего, мы об этом забудем.
Другое дело – газ. С газом действительно проблема. 5 миллиардов кубометров на сезон нам не хватит. Один из выходов из этой ситуации – переход на мазут. Приблизительно 2 миллиона тонн мазута позволяют сэкономить 2,5-3 миллиарда кубометров газа.
С точки зрения энергетического баланса страна идет по лезвию бритвы. Но профессионализм энергетиков, умение четко, быстро, эффективно реализовывать разработанные планы по замене газа и сокращению его потребления в сочетании с международной помощью могут помочь нам пройти этот отопительный сезон даже без российского газа.
Вернемся к вопросу электричества. Отключения происходят в Харьковской и Киевской областях. Почему именно в этих регионах дефицит электричества?
– Как я уже говорил, большинство теплоэлектростанций работают на угле. Но Харьковская и Киевская области в основном потребляют электричество не от теплоэлектростанций, а от теплоэлектроцентралей, которые работают на газу. Поэтому фактически киевляне и харьковчане стали в какой-то степени жертвами экономии газа.
Также стоит обратить внимание на состояние украинских электрических сетей. Особенно – домовых сетей. В них деньги не вкладывались никогда. Как дома построены в 80-е, 70-е года, с тех пор там проводка и не менялась. А нормы, которые тогда действовали, были на уровне 2,5 киловатт потребления на квартиру. А сегодня в Киеве среднее потребление – 5,7 киловатт на квартиру.
Если люди начнут включать бойлеры, у которых мощность киловатт, полтора, два, дома кварталами начнут либо «вылетать» из сетей, либо начнутся пожары, потому что проводка не рассчитана на такую нагрузку. Люди, у которых в домах старая проводка, – это дома, построенные до 2003 и 2005 годов – они рискуют остаться без жилья посреди зимы. Им просто нельзя включать эти бойлеры.
Прокомментируйте заявление Арсения Яценюка о возможности строительства дополнительных атомных энергетических мощностей совместно с западными компаниями.
– Речь идет о том, что Украина поменяет так называемую синхронизацию системы. Мы сегодня синхронизированы и работаем в одном электрическом поле с Россией, Молдовой и Беларусью. Если мы переключимся на Европу, а это займет 5-7 лет, то мы сможем резко, не побоюсь этого слова, в десять раз увеличить экспорт электроэнергии в Европу. Европа сегодня имеет несколько крупных экономик, у которых реальный дефицит электроэнергии, и они готовы её импортировать. Это Германия, Италия, в определенной мере страны Бенилюкса. Для нас это будет вполне интересный проект.