Финансовый кризис может нанести сокрушительный удар по страхованию жизни. Эксперты ожидают уменьшения его объемов во втором полугодии почти в два раза и скромный прирост в 2009 г. — лишь на 20–30%.
Пессимистичные прогнозы обосновывают общей нестабильностью на рынке и снижением доходности по вложениям в страхование жизни.
Первыми влияние кризиса ощутили страховщики, активно работавшие в тесной связке с банками. После сворачивания финучреждениями кредитных программ компании потеряли один из наиболее прибыльных каналов продаж лайфа. Прирост платежей по страхованию жизни заемщиков упал в несколько раз и конкуренция за ипотечных и автозаемщиков обострилась донельзя.
Поскольку многие рисковые договоры страхования жизни заключаются на год, а затем регулярно продлеваются, страховщики прилагают максимум усилий, чтобы перехватить чужих клиентов. Удается это не всем — в условиях кризиса банкиры особенно активно лоббируют интересы аффилированных СК.
«У компаний, которые смогут приспособиться к страхованию заемщиков, ежегодно покупающих новые полисы, падение платежей будет не столь ощутимым. Остальным стоит рассчитывать на резкий спад», — отметил в разговоре с «ДС» председатель правления ЗАО «Страховая компания «Страховые традиции — Жизнь» Андрей Лупырь. Не лучше обстоят дела в сегменте корпоративного лайфа.
Потеряв доступ к кредитам, предприятия все острее ощущают нехватку оборотных средств. Многие из них уже взялись за сокращение штатов сотрудников и урезание заработных плат. «Естественно, им сейчас не до социальных пакетов. Вопрос удержания персонала отходит на задний план, и рынок от этого сильно пострадает», — сказал «ДС» г-н Лупырь.
Кризис может задеть и самый массовый сегмент лайфа — страхование физических лиц. В СК уверяют, что обыватели пока хранят хладнокровие. «Паники нет. Наши клиенты в отличие от вкладчиков банков не разрывают накопительные договоры», — рассказал «ДС» председатель правления СК «Блакитний поліс» Анатолий Лазоренко. Лишь неофициально страховщики признают: дело не в том, что граждане уверены в своих компаниях и хранят спокойствие, а в безвыходности сложившейся ситуации.
Досрочное расторжение договора чревато для них серьезными санкциями. В отличие от обладателей депозитов клиенты СК могут не только потерять инвестиционный доход, но и лишиться собственных накоплений. Разорвав отношения со страховщиком, они получат лишь часть накопленного капитала (так называемую выкупную сумму). Ее размер напрямую зависит от количества лет, на протяжении которых действовал полис: в первые два года страхователю вообще не полагается ни копейки, после третьего года выкупная сумма может достигать 20–30% накопленных взносов.
Более-менее значительные средства клиент получает лишь на восьмом-девятом году (если речь идет о десятилетних полисах). Для корпоративных клиентов расторжение договоров чревато еще большими потерями. Они, как и граждане, могут рассчитывать на получение выкупной суммы. Однако при этом предприятиям придется заплатить еще и 25% налога на прибыль с той суммы, которую они успели перевести страховщику за время действия договора.
В то же время страховщики опасаются, что из-за финансовых проблем, связанных со снижением доходов и высокой инфляцией, граждане могут прекратить оплату действующих договоров. Не желая терять клиентов, они готовы проявлять снисходительность. «В вопросе оплаты всегда можно найти компромисс. Если клиент не имеет возможности внести взнос вовремя, он может сделать это позднее, когда его финансовое положение выровняется», — говорит председатель правления ОАО «Страховая компания жизни «Универсальная» Александр Кулешин.
Как правило, СК готовы предоставлять клиентам отсрочку до трех месяцев и не применять в это время штрафные санкции. Страхователям также позволено уменьшать размер ежемесячных платежей, устанавливая его сообразно своим финансовым возможностям. Однако при этом компании пересчитывают и страховую сумму, урезая ее в соответствии с новым размером взноса.
«Если у клиента действительно возникают серьезные проблемы с финансами, то он может перевести договор в оплаченный, то есть больше не вносить платежи до конца срока его действия. При этом страховую сумму зафиксируют в размере резерва, который СК успела сформировать на момент остановки оплаты договора», — сообщил «ДС» директор по страхованию СК «Allianz Жизнь Украина» Андрей Гаврильченко.
Страховщики обещают стабильность
Если для удержания клиентов компании имеют достаточно инструментов, то привлечение новых страхователей теперь станет для большинства невыполнимой задачей. «Скорее всего, будет происходить сокращение поступлений первичных платежей из-за высоких инфляционных ожиданий, неуверенности граждан в завтрашнем дне, а также возможного отказа страховщиков номинировать обязательства в валюте», — спрогнозировал для «ДС» Анатолий Лазоренко.
Плюсом в глазах клиентов мог бы стать высокий инвестиционный доход по долгосрочным договорам. Однако в нынешней ситуации компании бессильны обеспечить большие заработки. Коллапс на фондовом рынке заставил их перевложить резервы в наиболее надежные, но при этом менее доходные инструменты — государственные ценные бумаги, депозиты (преимущественно в банки с иностранным капиталом) и недвижимость. Ситуацию усугубляет еще и то, что большинство договоров граждан сегодня номинированы в долларах и евро.
В то же время именно валютные полисы обещают принести страхователям наиболее низкую доходность. В условиях нестабильности на валютном рынке многие СК снизили гарантированный доход по вновь заключенным долгосрочным договорам, номинированным в СКВ, — с 4 до 2–2,5% годовых. Но и дополнительная доходность, которую страховщики начислят клиентам по итогам года, может оказаться гораздо меньше прошлогодней. В первую очередь из-за резких скачков курса доллара на межбанковском рынке.
«Страхователи вносят в компанию платежи в гривне по официальному курсу Нацбанка. СК покупает валюту на межбанке по курсу, действующему на момент покупки. Курсовая разница и затраты страховщика в этом случае покрываются из дополнительного инвестиционного дохода, клиент получает меньше бонусов», — пояснила «ДС» председатель правления СК «УСГ Жизнь» Оксана Голеншина. Поэтому страховщики стараются всячески стимулировать клиентов к заключению гривневых договоров.
«Например, наша компания недавно предложила страхователям акционные условия по изменению валюты страхования с СКВ в гривню. Все расходы, сопутствующие конвертации договоров, в таком случае будет покрывать СК, а не клиент. Думаю, когда ситуация на валютном рынке успокоится, большинство граждан начнут заключать договоры в гривне, а не в СКВ», — рассказал «ДС» председатель правления СК «ТАС» Павел Царук. По оценкам экспертов, дополнительный инвестиционный доход, который смогут получить клиенты в 2008 г., едва ли превысит 10% по полисам в СКВ и 15% — в гривне.
Компаниям остается надеяться, что в условиях кризиса клиенты предпочтут не высокий доход, а стабильность, и деньги, изъятые из банков и фондового рынка, частично перетекут на лайфовый рынок. «Во всем мире существует тенденция к увеличению спроса на классическое страхование жизни в нестабильные времена. Когда на финансовых рынках начинаются «американские горки», клиенты отказываются от вложений в акции или инвестиционное страхование.
Можно прогнозировать, что та же тенденция будет наблюдаться и в Украине. Уменьшение инвестиционной активности потребителей будет смягчаться ростом спроса на страхование жизни», — предполагает национальный менеджер Grawe Group Роман Дэнис.
Впрочем, с недавних пор оптимистические прогнозы делают все меньше финансистов. Большинство страховщиков ожидают, что финансовый кризис спровоцирует ухудшение показателей рынка. «Темпы роста во втором полугодии могут снизиться в два раза по сравнению с первым. Ранее прогнозировалось, что по итогам 2008 г. объем рынка страхования жизни достигнет 1 млрд грн. Скорее всего, он остановится на отметке 850–900 млн грн. Думаю, что в 2009 г. объемы страхования в стране увеличатся всего на 20–30%, тогда как в прошлом году этот показатель составил почти 80%», — резюмировал для «ДС» Андрей Лупырь.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2