Проблема ночной парковки мешает спать многим новоявленным автовладельцам. Найти стойло для железного коня сложно, да еще и цены постоянно растут. C начала года стоимость паркомест в столице увеличилась на 60%.
Автомобилей на дорогах с каждым годом становится все больше. По разным данным, только по улицам столицы колесит более 800 тыс. авто, из которых свое "жилье" имеют менее 300 тыс. При этом новых гаражных кооперативов не строят, старые грозятся снести, а цены на паркоместа в домах ну просто зашкаливают.
Несмотря на то, что многие новостройки имеют паркинги, найти, а тем более купить место в них довольно сложно. Во-первых, паркомест в домах часто меньше, чем квартир, и они практически всегда раскупаются жильцами еще на этапе строительства. Во-вторых, цены на места для стоянки авто сильно бьют по карману.
Например, в Киеве паркинг-места в домах от ХК "Киевгорстрой", еще не введенных в эксплуатацию, предлагаются примерно за $30-50 тыс. А в элитном комплексе "Воздвиженка" паркинг-место продают за $100 тыс. (стоимость однокомнатной квартиры). $30 тыс. стоит машиноместо и в домах, сданных в эксплуатацию. Второй коммунальный застройщик - "Киев Жилье-Инвест" - продает их за $18-40 тыс. А вот паркинги от компании "Нест" стоят уже свыше $43 тыс.
Эксперты рынка отмечают, что с сентября прошлого года больше всего подорожали паркинги в домах эконом-класса: рост цен составил 60%. В домах бизнес- и элит-класса машиноместа подорожали в среднем на 25%. Столь быстрый рост цен застройщики объясняют тем, что на паркинги сегодня очень большой спрос. А коль нет отбоя от желающих обзавестись машиноместом, то есть прекрасная возможность заработать, подняв стоимость.
Заметим, что и регионы стараются не отставать от столицы. В Одессе, скажем, стоимость паркомест колеблется в пределах $18-30 тыс. В Донецке одно место в паркинге стоит примерно $17-25 тыс., в Харькове - в среднем $15 тыс.
Конечно, место в паркинге, да еще и в родном доме, - это очень удобно. Но капитальный гараж ничем не хуже, особенно если он хорошо вентилируется. Особенную ценность гаражу придает расположение в охраняемом гаражном кооперативе. Единственным и очень существенным недостатком гаража является его отдаленность от места проживания автовладельца. Поэтому чаще всего автомобили оставляют либо во дворе, либо на платной автостоянке.
Каменные "домики" для авто также выросли в цене. Например, если в начале года стоимость капитального кирпичного гаража в столице где-нибудь на Нивках или Троещине стартовала с $7 тыс., то сегодня дешевле чем за $10 тыс. не найти. В центральных районах Киева минимальная стоимость гаража стартует с $17 тыс., хотя в начале года можно было купить и за $15 тыс.
Стоит отметить, что наличие в гараже смотровой ямы увеличивает его цену. В частности, гараж в кооперативе на Оболони без ямы стоит $11 тыс., а с ямой - уже $15 тыс. Однако эксперты рынка недвижимости утверждают, что в ближайшее время рост цен на гаражи прекратится. Мол, столичные власти намереваются строить на местах гаражных кооперативов многоуровневые паркинги.
Особенно рискуют попасть под снос гаражные кооперативы 1970-90-х годов постройки. В Главкиевархитектуре утверждают, что ряд гаражных кооперативов в центре города не имеют документов на землю, поэтому тоже подлежат сносу. Примеры уже есть: год назад на Лукьяновке более сотни автовладельцев лишились "крова" для своих машин - на месте гаражей будет расти жилищный комплекс. Такая же судьба может постичь и другие кооперативы в центральных районах столицы.
В регионах спрос на гаражи также велик, но цены, по киевским меркам, вполне доступны. В частности, в Днепропетровске капитальный кирпичный гараж можно купить за $3-15 тыс. В Донецке на окраинах города каменное стойло для железного коня продают примерно за $4 тыс., а ближе к центру просят уже не менее $6 тыс. В Харькове капитальный гараж в центре города стоит $8-15 тыс., в отдаленных районах - от $4,5 тыс. Дорогие гаражи во Львове и Одессе: в городе Льва гараж можно приобрести за $7-20 тыс., в Одессе - за $5-25 тыс.
Если нет возможности приобрести капитальный гараж, то можно обзавестись металлическим, в простонародье - "ракушкой". Под металлическим панцирем машине, конечно, не так комфортно, как в каменном гараже, но уж точно лучше, чем под открытым небом, особенно зимой. В Киеве цены на готовые сооружения из металла также сильно зависят от района.
Например, в Голосеевском районе "ракушка" в автокооперативе будет стоить около $4,5 тыс., а в Шевченковском - уже не менее $8 тыс. Можно, естественно, купить гараж на вывоз и самому его где-нибудь "притулить", например, на арендуемом участке земли возле дома. Отметим, что стоимость металлоконструкции сравнительно невелика - максимум $2 тыс., а для установки такого гаража не нужна никакая разрешительная документация.
В регионах металлические гаражи в автокооперативах стоят практически так же, как и в Киеве. Например, в Днепропетровске за "железку" просят $2-10 тыс., в Одессе и Львове - не менее $2,5 тыс.
Еще одним вариантом решения гаражного вопроса является аренда гаража или места на стоянке. В общем, по стоимости аренда гаража и аренда места в паркинге практически одинаковы. В Киеве снять "стойло" для авто можно примерно за $50-80 в месяц в спальном районе и $100-150 в центральном. Места на платных стоянках стоят в среднем 8-15 грн. за ночь, бронировать место на месяц выходит дороже - в среднем 300-500 грн. ($60-100).
Врач частной днепропетровской клиники Виктор Пономаренко уже второй год подряд арендует гараж для своего автомобиля. "Сначала я оставлял машину на платных стоянках, но когда подсчитал, во сколько это обходится ежемесячно, то решил снять гараж, тем более что условия для автомобиля в гараже лучше, чем под открытым небом", - объясняет г-н Пономаренко.
По его словам, аренда гаража недалеко от дома обходится в $100 в месяц. "А охраняемая стоянка у нас стоит не менее 8 грн. за ночь, так что за месяц я бы отдал бы примерно $50", - подсчитывает он.
В Одессе снять гараж можно за $80-150 в месяц, в Харькове - от $40. За такие же деньги можно арендовать и место в паркинге.
Стоит ли продавать гараж сейчас или подождать, когда цены вырастут еще?
У читателя возник вопрос, стоит ли продавать гараж в Киеве на пр. Паладина в ближайшее время или лучше подождать немного, а пока сдавать его в аренду? Что ж, судя по ситуации на рынке автомобильной недвижимости, гаражи дешеветь, наверняка, не будут.
Ведь количество автомобилей в Украине только увеличивается, а темпы строительства паркингов, увы, не в состоянии обеспечить всех автовладельцев местами для стоянки. Да и не каждый владелец авто способен купить паркингместо - ведь цены на них очень высокие. И все-таки... Несмотря на хорошие прогнозы для владельцев гаражей и неутешительные для "бездомных" автолюбителей, многое будет зависеть от расположения гаражного кооператива.
"Однозначно будут дорожать гаражи, имеющие оформленные документы. Ведь сегодня очень многим гаражным кооперативам угрожают сносом для строительства на их месте капитальных паркингов", - отметил директор Агентства недвижимости C.I.T. Эдуард Бразас.
Поэтому если существует вероятность того, что кооператив в скором времени снесут, есть смысл продать гараж, поскольку компенсация, которую выплатят владельцу, будет, намного меньше, чем выручка от продажи. Если гаражный кооператив имеет права на землю, то теоретически с продажей можно и повременить. Однако заметим, что аренду земли под гаражным кооперативом местные власти могут прекратить или не продлить.
На прошлой, например, неделе постоянная комиссия Киевсовета по вопросам земельных отношений отклонила ряд ходатайств членов гаражных кооперативов относительно увеличения сроков аренды земельных участков для последующего использования.
"Не повезло" владельцам гаражей на улице Метрологической. Кооперативу отказано в аренде земельного участка площадью 0,9 га на 5 лет для эксплуатации и обслуживания автогаражей. Также не нашло поддержки и ходатайство о предоставлении земельного участка площадью 0,8 га на улице Академика Глушкова.
По словам главы комиссии по вопросам земельных отношений Алексея Евлаха, Киев -- европейский город, где не должно быть одноэтажных железных гаражей. Городские чиновники нашли компромиссное решение для владельцев гаражей в кооперативах по этим улицам и обещали найти инвесторов и разработать проект многоэтажного паркинга на месте железных гаражей с обязательным предоставлением мест членам этих кооперативов. Так что, решая, продавать сейчас гараж или нет, нужно учитывать и возможность подобного развития событий.
Что же касается цен, то капитальные кирпичные гаражи в том районе, которым интересуется читатель, задавший нам вопрос, стоят очень по-разному. Например, в продаже есть гаражи 3×6 по $15 тыс., есть и по $35 тыс., в зависимости от месторасположения гаражного кооператива и его "рисковости".
Примерные цены на гаражи и паркинги, $тыс.
Город |
Кирпичный гараж в центральных районах |
Металлический гараж в центральных районах |
Кирпичный гараж на окрине |
Металлический гараж на окрине |
Цены на машиноместа в паркингах |
Днепропетровск |
8-25 |
4-8 |
3-8 |
2-3,5 |
15-30 |
Донецк |
6-25 |
3,5-8 |
4-10 |
2,5-5 |
17-25 |
Киев |
17-35 |
8-15 |
10-20 |
4,5-6 |
18-100 |
Львов |
7-20 |
3,5-8 |
5,5-8 |
2-4 |
11-25 |
Одесса |
8-25 |
5-15 |
5-10 |
2,5-5 |
15-30 |
Харьков |
5-10 |
3-8 |
4,5-7 |
2-4 |
1-20 |
Где будут строить многоуровневые парковки?
Схема размещения паркингов в Киеве на период до 2020 года, утвержденная Киевсоветом в январе 2007 года. До 2020 года коммунальные паркинги появятся в:
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2