ЖК Сонцтаун Скидка 15%
ЖК FreeDOM от 18'300 грн/м2
ЖК Spas Sky Скидка 5%!
ЖК Twin House от 14'725 грн/м2
ЖК Кирилловский Гай от 18'000 грн/м2
ЖК Идея от 9'650 грн/м2

Капитал, управление, требования к деятельности банков


Закон о банках и банковской деятельности

Раздел III - Капитал, управление, требования к деятельности банков

Глава 6 - Капитал, фонды и резервы банка

Статья 30. Структура регулятивного капитала банка

Регулятивный капитал банка включает:

  1. основной капитал;
  2. дополнительный капитал.

Основной капитал банка включает уставной капитал и раскрытые резервы, созданные или увеличенные за счет нераспределенной прибыли, надбавок к курсу акций и дополнительных взносов акционеров в уставной капитал, общий фонд покрытия рисков, создается под неопределенным риском при проведении банковских операций, за исключением убытков за текущий год и нематериальных активов. Раскрытые резервы включают и другие фонды такого же качества, которые должны соответствовать следующим критериям:

  1. отчисления в фонды должны осуществляться из прибыли после обложения налогом или из прибыли до обложения налогом, скорректированного на все потенциальные налоговые обязательства;
  2. фонды и движение средств в них и из них должны в отдельности раскрываться в опубликованных отчетах банка;
  3. фонды должны находиться в распоряжении банка для покрытия убытков с целью неограниченного и немедленного использования при появлении убытков;
  4. убытки не могут непосредственно покрываться из фондов, а должны проводиться через счета прибылей и убытков.

При условии утверждения Национальным банком Украины дополнительный капитал может включать:

  1. нераскрытые резервы (кроме того факта, что такие резервы не отражаются в опубликованном балансе банка, они должны иметь те же качества и сущность, что и раскрытый капитальный резерв);
  2. резервы переоценки (основные средства и нереализованная стоимость "скрытых" резервов переоценки в результате долгосрочного пребывания во владении ценных бумаг, отраженных в балансе по исторической стоимости их приобретения);
  3. гибридные (долг/капитал) капитальные инструменты, которые должны соответствовать следующим критериям:
    • они являются необеспеченными банком, субординированными и полностью уплаченными;
    • они могут свободно участвовать в покрытии убытков без предъявления банку требования о прекращении торговых операций;
    • они разрешают отсрочку обслуживания обязательств по уплате процентов, если уровень прибыльности не позволяет осуществить такие выплаты;
  4. субординированный долг (обычные необеспеченные банком долговые капитальные инструменты, которые по условию договора не могут быть забраны из банка раньше 5 лет, а в случае банкротства ликвидации возвращаются инвестору после погашения претензий всех других кредиторов). При этом сумма субординированного долга, включенного в капитал, ежегодно уменьшается на 20 процентов ее первоначального размера в течение пяти последних лет действия договора.
    В случае если субординированный долг предоставлен в иностранной валюте первой группы Классификатора иностранных валют Национального банка Украина, он учитывается при расчете капитала по официальному валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, установленному на отчетную дату.

Национальный банк Украины имеет право определять свою постановлением другие составляющие регулятивного капитала, а также условия и порядок его формирования.

Дополнительный капитал не может быть более 100 процентов основного капитала.

Статья 31. Размер уставного капитала на момент государственной регистрации юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность

Минимальный размер уставного капитала на момент государственной регистрации юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, не может быть меньше 500 миллионов гривен.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать для отдельных юридических лиц, которые намерены осуществлять банковскую деятельность, зависимости от их специализации дифференцированный минимальный размер уставного капитала на момент их государственной регистрации, но не ниже размера, предусмотренного настоящей статьей.

Статья 32. Порядок формирования и увеличения уставного капитала банка

Уставный капитал банка формируется в соответствии с требованиями настоящего Закона, законодательства Украины и учредительных документов банка.

Формирование и капитализация банка осуществляются путем денежных взносов, кроме случаев, предусмотренных Законом Украины "О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украина" в течение срока его действия. Денежные взносы для формирование и увеличение уставного капитала банка резиденты Украина осуществляют в гривнах, а нерезиденты - в иностранной свободно конвертируемой валюте или в гривнах.

Уставный капитал банка не должен формироваться из неподтвержденных источников.

Юридическое лицо, которое намерено осуществлять банковскую деятельность до получения банковской лицензии и внесении сведений о нем в Государственный реестр банков имеет право тратить средства, вносимые учредителями для формирования его уставного капитала, исключительно с целью подготовки к осуществлению ней банковской деятельности.

Банк не имеет права без согласия Национального банка Украины уменьшать размер регулятивного капитала ниже минимально установленного уровня. Это требование не распространяется на новосозданный банк в течение одного года со дня получения им банковской лицензии.

Запрещается использовать для формирования уставного капитала банка бюджетные средства, если такие средства имеют другое целевое назначение.

В случае уменьшения общего объема вкладов (депозитов) в банковской системе на пять и более процентов в срок до шести календарных месяцев по решению Национального банка Украины вводится (отменяется) упрощенная процедура регистрации выпуска акций, согласования Национальным банком Украины изменений в устав банка, государственной регистрации изменений в устав банка. Согласно упрощенной процедуры:

  • дата представления решения о капитализации банка и изменений в устав банка в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку считается датой регистрации выпуска акций;
  • дата подачи изменений в устав банка на согласование Национальному банку Украины и для регистрации государственному регистратору считается соответственно датой их согласования Национальным банком Украины и датой регистрации государственным регистратором;
  • дата подачи документов для регистрации выпуска акций банка считается датой регистрации выпуска акций банка.

Дата подачи необходимых документов в Национальный банк Украины, государственного регистратора, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку определяется отметкой соответствующего государственного органа о принятии документов (регистрационным индексом).

Антимонопольный комитет Украины в случаях, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи, дает заключение и / или разрешение на концентрацию не позднее пяти рабочих дней со дня подачи банком соответствующих документов.

Статья 33. Акции банка и паи банка

Банки осуществляют эмиссию собственных акций в соответствии с законодательством Украины о хозяйственных обществах и ценных бумагах с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

Банкам запрещается выпуск акций на предъявителя.

Наличие убытков в банке не является препятствием для увеличения уставного капитала банка.

Банки имеют право приобретать собственные акции или паи с последующим письменным сообщением Национальному банку Украины о заключенных сделках, которое должно быть направлено в течение 5 рабочих дней с даты заключения сделок. Банкам не разрешается приобретение собственных акций, если это может привести к падению регулятивного капитала ниже минимального уровня.

О намерении банка приобрести общее количество собственных акций или паев в размере 10 и более процентов общей эмиссии банк письменно сообщает Национальному банку Украины за 15 календарных дней до заключения сделок.

Национальный банк Украины имеет право запретить банку покупку собственных акций или паев в случае, если это может привести к ухудшению финансового положения банка.

Банк-эмитент продает свои акции на первичном рынке непосредственно или через андеррайтеров. Банку разрешается выступать посредником для купли-продажи собственных акций или паев.

Статья 34. Существенное участие

Юридическое или физическое лицо, которое намерено приобрести существенное участие в банке или увеличить его таким образом, что такое лицо будет прямо и / или косвенно, самостоятельно или совместно с другими лицами владеть 10, 25, 50 и 75 и более процентами уставного капитала банка или правом голоса акций (паев) в уставном капитале банка и / или независимо от формального владения оказывать значительное влияние на управление или деятельность банка, обязана уведомить о своих намерениях этот банк и Национальный банк Украины за три месяца до вступления существенного участия или ее увеличения.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны предоставить Национальному банку Украины вместе с уведомлением полный пакет документов, определенных настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Национальный банк Украины рассматривает документы, определенные в этой статьи, в течение трех месяцев со дня получения полного пакета соответствующих документов.

Национальный банк Украины предоставляет (направляет) решение о запрете приобретать или увеличивать существенное участие в банке соответствующему лицу с указанием оснований такого запрета.

В случае если Национальный банк Украины в срок, определенный частью третьей настоящей статьи, не направил соответствующему лицу решение о запрете приобретать или увеличивать существенное участие в банке, такое приобретение или увеличение считается согласованным.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны уведомить банк о согласовании  Национальным банком Украины приобретения или увеличения существенного участия в банке и предоставить информацию о своей структуру собственности и размер доли существенного участия в банке.

Юридическое или физическое лицо, которое намеревается передать существенное участие в банке любому другому лицу или уменьшить такое участие настолько, что его доля в уставном капитале банка или право голоса окажется ниже уровней, определенных частью первой настоящей статьи, или передать контроль над банком другому лицу, имеет уведомить об этом банк и Национальный банк Украины в установленном им порядке.

Юридическое лицо, которое намерено приобрести или увеличить существенное участие в банке, обязано предоставить банку и Национальному банку Украины в установленном им порядке:

  1. документы, определенные Национальным банком Украины, которые подтверждают существенное участие в банке для юридического лица, имеющего намерение увеличить существенное участие в банке;
  2. документы, определенные Национальным банком Украины, которые дают возможность сделать вывод о:
    • деловую репутацию самого юридического лица, членов его исполнительного органа и наблюдательного совета, владельцев существенного участия и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение и / или контроль существенного участия в банке;
    • финансовое состояние самой личности;
    • наличие достаточного количества собственных средств для осуществления заявленного взноса в уставный капитал банка;
  3. копии документов, определенных Национальным банком Украины, необходимые для идентификации самого юридического лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение и / или контроль существенного участия в банке;
  4. сведения о своей структуре собственности в соответствии с требованиями Национального банка Украины;
  5. заключение Антимонопольного комитета Украины в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

Иностранное юридическое лицо, которое намерено приобрести или увеличить существенное участие в банке, дополнительно представляет Национальному банку Украины следующие документы:

  1. копию решения уполномоченного органа управления иностранного юридического лица об участии в банке в Украине;
  2. письменное разрешение на участие иностранного юридического лица в банке в Украине, выданный уполномоченным контролирующим органом страны, в которой зарегистрирован главный офис иностранного юридического лица, если законодательством такой страны требуется получение указанного разрешения, или письменное заверение иностранного юридического лица об отсутствии в законодательстве соответствующего государства требований относительно получения такого разрешения;
  3. выписка из торгового, банковского, судебного реестра или другой официальный документ, который подтверждает регистрацию иностранного юридического лица в стране, в которой зарегистрирован его главный офис;
  4. копию аудиторского заключения аудитора иностранного государства, подтвержденного украинской аудиторской фирмой, о финансовом состояние иностранного юридического лица на конец последнего полного календарного года.

Физическое лицо, которое намерено приобрести или увеличить существенное участие в банке, обязано предоставить банку и Национальному банку Украины в установленном им порядке:

  1. документы, определенные Национальным банком Украины, которые подтверждают существенное участие в банке для физического лица, имеющего намерен увеличить существенное участие в банке;
  2. документы, определенные Национальным банком Украины, дающие позволяет сделать вывод о деловой репутации самой личности и всех лиц, через которых будет осуществляться  опосредованное владение существенным участием в банке;
  3. документы, определенные Национальным банком Украины, которые дают возможность сделать вывод об имущественном состоянии самой личности и всех лиц, через которых будет  осуществляться опосредованное владение существенным участием в банке;
  4. копии документов, необходимых для идентификации физического лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение и / или контроль существенного участия в банке;
  5. сведения по форме, установленной Национальным банком Украины, о ассоциированных лицах физического лица;
  6. сведения по форме, установленной Национальным банком Украины, о юридических лицах, в которых физическое лицо является руководителем и / или контроллером.

Физическое лицо - иностранец, которое намерено приобрести или увеличить существенное участие в банке, дополнительно представляет Национальному банку Украины письменное разрешение на участие в банке в Украине, выданное уполномоченным контролирующим органом страны, в которой он имеет постоянное место жительства, если законодательством такой страны требуется получение указанного разрешения, или письменное заверение об отсутствии в законодательстве соответствующего государства требований получения такого разрешения.

Документы, указанные в настоящей статье, которые подаются иностранным юридическим лицом и физическим лицом - иностранцем, должны быть нотариально заверенные по месту выдачи и легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Документы, указанные в настоящей статье, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться нотариально заверенным переводом украинском языке.

Национальный банк Украины согласовывает приобретение или увеличение существенного участия иностранным юридическим и физическим лицом при таких условиях:

  1. государство, в котором зарегистрировано (имеет место жительства) иностранное лицо, на должном уровне обеспечивает выполнение международных стандартов в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  2. банковский надзор в государстве, в котором зарегистрировано (имеет постоянное место жительства) иностранное лицо, по оценке соответствующих международных органов в целом соответствует Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковского надзора;
  3. между Национальным банком Украины и органом банковского надзора государства, в котором зарегистрировано (имеет место жительства) иностранное лицо, заключено соглашение о взаимодействии в сфере банковского надзора, гармонизации их принципов и условий.

Национальный банк Украины имеет право запретить юридическому или физическому лицу приобретать или увеличивать существенное участие в банке, в случае если:

  1. представлен неполный пакет документов, документы содержат недостоверную информацию или не соответствуют требованиям законов Украины или нормативно-правовых актов Национального банка Украины;
  2. деловая репутация лица, а для юридического лица и членов его исполнительного органа и / или наблюдательного совета, владельцев существенного участия в ней и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение и / или контроль существенного участия в банке, не отвечает требованиям относительно ее безупречности, установленным Национальным банком Украины;
  3. финансовое состояние юридического лица и / или имущественном состоянии физического лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение существенным участием в банке, не соответствуют требованиям, установленным Национальным банком Украины;
  4. лицо не имеет собственных средств для приобретения или увеличения существенного участия в банке;
  5. приобретение или увеличение лицом существенного участия в банке угрожает интересам вкладчиков и других кредиторов банка или противоречит антимонопольному законодательству Украины;
  6. структура собственности юридического лица не соответствует требованиям по ее прозрачности, установленным Национальным банком Украины.

Приобретение или увеличение существенного участия в банке без согласования Национального банка Украины не допускается, кроме определенных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины случаев, в которых допускается согласование фактически приобретенной или увеличенной существенного участия в банке после ее фактического приобретения или увеличения. В определенных Национальным банком Украины случаях лицо обязано обратиться в Национальный банк Украины по согласованию приобретенной или увеличенной существенного участия в банке после ее фактического приобретения или увеличения в сроки и порядке, установленные Национальным банком Украины. Для согласования приобретенной или увеличенной существенного участия в банке после ее фактического приобретения или увеличения лицо подает в Национальный банк Украины документы, определенные этой статьей для лиц, которые намерены приобрести или увеличить существенное участие в банке. Национальный банк Украины до принятия решения в установленном им порядке вправе временно запретить такому лицу использования права голоса по соответствующим акций банка. Национальный банк Украины имеет право отказать лицу в согласовании приобретенной или увеличенной существенного участия в банке после ее фактического приобретения или увеличения по основаниям, определенным в части пятнадцатой этой статьи.

Юридическое лицо, которое имеет существенное участие в банке, обязано уведомлять Национальный банк Украины в установленном им порядке обо всех изменениях структуры ее собственности, а также предоставлять информацию по деловой репутации вновь назначенных руководителей в месячный срок с момента наступления соответствующих изменений.

Физическое лицо, которое имеет существенное участие в банке, обязано уведомлять Национальный банк Украины в установленном им порядке обо всех изменениях в информации, которую она предоставляет в соответствии с требованиями этой статьи.

Национальный банк Украины имеет право определять наличие значительного или решающего влияния на управление или деятельность юридического лица.

Статья 35. Достаточность (адекватность) регулятивного капитал

Банк и каждый владелец существенного участия обязаны поддерживать норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала банка на уровне, установленном Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать минимальный коэффициент соотношения основного капитала к совокупным активам.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать минимальный коэффициент соотношения регулятивного капитала к обязательствам банка.

Национальный банк Украины, учитывая потребности обеспечения стабильности банковской системы и общепринятые в международной практике принципы и стандарты, определяет минимальный размер регулятивного капитала банка, минимальное значение и порядок исчисления норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала, норматива достаточности капитала, коэффициента соотношения регулятивного капитала к совокупным активам и коэффициента соотношения регулятивного капитала к обязательствам банка.

Банк обязан предоставить на рассмотрение в Национальный банк Украины план мероприятий по восстановлению уровня регулятивного капитала, если этот уровень уменьшится до минимально установленного Национальным банком Украины. План мероприятий предоставляется банком в течение 10 дней со дня установления факта уменьшения уровня регулятивного капитала и должен определять порядок и сроки выполнения запланированных мероприятий.

Банку запрещается выплачивать дивиденды или распределять капитал банка в любой форме, если такая выплата или распределение приведет к нарушению норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала и/или норматива достаточности капитала.

Банк имеет право осуществлять выплату дивидендов один раз в год по итогам календарного года за счет прибыли отчетного года, остающейся в распоряжении банка. Банк осуществляет выплату дивидендов в порядке, предусмотренном уставом банка.

Статья 36. Резервный и другие фонды банка

Банки обязаны формировать резервный фонд на покрытие непредвиденных убытков по всем статьям активов и внебалансовым обязательствам.

Размер отчислений в резервный фонд должен составлять не менее 5 процентов от дохода банка до достижения ими 25 процентов размера регулятивного капитала банка. В случае если деятельность банка может создавать угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов банка, Национальный банк Украины имеет право требовать от банка увеличения размера резервов ежегодных отчислений в них.

Банки обязаны формировать другие фонды и резервы на покрытие убытков от активов в соответствии с нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Глава 7 - Управление банком

Статья 37. Органы управления и контроля банка

Органами управления банка являются общее собрание участников, наблюдательный совет, правление (совет директоров) банка.

Органом контроля банка являются ревизионная комиссия и внутренний аудит банка.

Статья 38. Общее собрание участников

Высшим органом управления банка является общее собрание участников. К компетенции общего собрания банка относится принятие решений об:

  1. определении основных направлений деятельности банка и утверждении отчетов об их выполнении;
  2. внесении изменений и дополнений в устав банка;
  3. изменении размера уставного капитала банка;
  4. назначении и освобождении председателей и членов наблюдательного совета банка, ревизионной комиссии;
  5. утверждение годовых результатов деятельности банка, включая его дочерние предприятия, и мер по результатам рассмотрения выводов аудиторской фирмы;
  6. прекращении деятельности банка, назначении ликвидатора, утверждении ликвидационного баланса.

Уставом банка к компетенции общего собрания участников могут быть отнесены другие вопросы. Полномочия, определенные пунктами 1-7 настоящей статьи, относятся к исключительной компетенции общего собрания участников. Другие полномочия общего собрания участников банка могут быть делегированы в компетенцию наблюдательного совета банка.

Решение общего собрания банка не имеет юридической силы в случае его принятия с использованием права голоса должных или контролируемых акций (паев) лиц, которым Национальный банк Украины запретил пользоваться правом голоса должных или контролируемых акций (паев).

Статья 39. Совет банка

Совет банка избирается общим собранием участников банка из числа участников банка, их представителей и независимых членов в количестве не менее пяти человек.

Члены совета банка не могут входить в состав правления банка, а также занимать иные должности в этом банке на условиях трудового договора.

Совет банка (кроме кооперативного банка) не менее чем на одну четвертую должен состоять из независимых членов.

Член совета банка, который является ассоциированной лицом члена правления банка, представителем родственных или аффилиированных лиц банка, акционером банка или его представителем, не может считаться независимым.

К исключительной компетенции совета банка принадлежат следующие функции:

  1. утверждение стратегии развития банка в соответствии с основными направлениями деятельности, определенных общим собранием участников банка;
  2. утверждение бюджета банка, в том числе бюджета подразделения внутреннего аудита, и бизнес-плана развития банка;
  3. определение и утверждение стратегии и политики управления рисками, процедуры управления ими, а также перечень рисков, их предельных размеров;
  4. обеспечение функционирования системы внутреннего контроля банка и контроля за ее эффективностью;
  5. контроль за эффективностью функционирования системы управления рисками;
  6. утверждение плана восстановления деятельности банка;
  7. определение источников капитализации и другого финансирования банка;
  8. определение кредитной политики банка;
  9. определение организационной структуры банка, в том числе подразделения внутреннего аудита;
  10. утверждение внутренних положений, регламентирующих деятельность структурных подразделений банка;
  11. назначение и освобождение председателя и членов правления банка, руководителя подразделения внутреннего аудита;
  12. осуществление контроля за деятельностью правления банка, внесение предложений по ее совершенствованию;
  13. определение порядка работы и планов подразделения внутреннего аудита и контроль за его деятельностью;
  14. определение аудиторской фирмы для проведения внешнего аудита, утверждение условий договора, заключаемого с ним, установление размера оплаты услуг;
  15. рассмотрение заключения внешнего аудита банка и подготовка рекомендаций общему собранию участников банка для принятия решения по нему;
  16. контроль за устранением недостатков, выявленных Национальным банком Украины и другими органами государственной власти и управления, в пределах компетенции осуществляют надзор за деятельностью банка, подразделением внутреннего аудита и аудиторской фирмой, по результатам проведения внешнего аудита;
  17. принятие решения о создании дочерних предприятий и участия в них, их реорганизации и ликвидации, создание обособленных подразделений банка, утверждение их уставов и положений;
  18. утверждение условий гражданско-правовых, трудовых договоров, заключаемых с членами правления банка и работниками подразделения внутреннего аудита, установление размера их вознаграждения, в том числе поощрительных и компенсационных выплат;
  19. обеспечение своевременного предоставления (опубликования) банком достоверной информации о его деятельности в соответствии с законодательством;
  20. созыва общего собрания участников банка, подготовка повестки дня общего собрания участников банка, принятие решения о дате их проведения;
  21. сообщение о проведении общего собрания участников банка в соответствии с законодательством;
  22. принятие решения о размещении банком ценных бумаг, кроме акций;
  23. принятие решения о выкупе размещенных банком ценных бумаг, кроме акций;
  24. принятие решения о продаже акций, ранее выкупленных банком;
  25. решение вопросов об участии банка в группах;
  26. принятие решений о совершении крупных сделок в соответствии с законодательством;
  27. принятие решения об избрании (замену) депозитарной и / или клиринговой организации и утверждение условий договора, заключаемого с ним, установление размера оплаты услуг;
  28. направление в случаях, предусмотренных законодательством, предложения акционерам о приобретении принадлежащих им акций;
    28-1) утверждение порядка осуществления операций со связанными с банком лицами;
  29. осуществление иных полномочий в соответствии с уставом.

Совет банка обязано принимать меры к предотвращению возникновения конфликтов интересов в банке и способствовать их урегулированию.

Совет банка обязана сообщать Национальному банку Украины о конфликтах интересов, возникающих в банке.

Совет банка обязана обеспечивать поддержание действенных отношений с Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины имеет право требовать прекращения полномочий члена совета банка, если он неправильно выполняет свои функции.

Национальный банк Украины имеет право требовать внеочередного созыва заседания совета банка.

Банк обязан ежегодно, не позднее 30 апреля, и по требованию Национального банка Украины предоставлять Национальному банку Украины в пределах его полномочий по осуществлению банковского надзора информацию о вопросах, которые рассматривались на заседании совета банка, и принятые по ним решения, а также перечень членов совета банка, присутствующих на заседании.

Статья 40. Исполнительный орган банка

Правление (совет директоров) банка является исполнительным органом банка, осуществляет управление текущей деятельностью банка, формирование фондов, необходимых для уставной деятельности банка, и несет ответственность за эффективность его работы согласно принципам и порядку, установленным уставом банка, решениями общего собрания участников и наблюдательного совета банка.

В пределах своей компетенции правление (совет директоров) действует от имени банка, подотчетно общему собранию участников и наблюдательному совету банка. Правление (совет директоров) банка действует на основании положения, утверждаемого общим собранием участников или наблюдательным советом банка.

Председатель правления (совета директоров) банка руководит работой исполнительного органа и имеет право представлять банк без поручения.

Статья 41. Ревизионная комиссия

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка.

Ревизионная комиссия:

  1. контролирует соблюдение банком законодательства Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины;
  2. рассматривает отчеты внутренних и внешних аудиторов и готовит соответствующие предложения общему собранию участников;
  3. вносит на общее собрание участников или наблюдательному совету банка предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции ревизионной комиссии, которые касаются финансовой безопасности и стабильности банка и защиты интересов клиентов.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников банка из числа участников или их представителей. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию участников банка.

Членами ревизионной комиссии не могут быть лица, являющиеся работниками банка.

Ревизионная комиссия осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности банка по поручению общего собрания участников, наблюдательного совета банка или по требованию участника (участников), владеющих в совокупности более чем 10 процентами голосов.

Ревизионная комиссия имеет право привлекать к ревизиям и проверкам внешних и внутренних экспертов и аудиторов.

Ревизионная комиссия докладывает о результатах ревизий и проверок общему собранию участников или наблюдательному совету банка. Ревизионная комиссия готовит заключения по отчетам и балансам банка. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание участников не имеет права утверждать финансовый отчет банка.

Члены ревизионной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях наблюдательного совета и правления (совета директоров) банка. Заседания ревизионной комиссии проводятся по необходимости, но не реже одного раза в год.

Внеочередные заседания ревизионной комиссии могут созываться наблюдательным советом банка или по инициативе акционеров, владеющих более чем 10 процентами голосов.

Решение принимается большинством голосов членов ревизионной комиссии. Полномочия ревизионной комиссии банка определяются уставом банка, а порядок ее работы - положением о ревизионной комиссии, утверждаемым общим собранием участников (акционеров) банка.

Статья 42. Требования к руководителям банков

Руководителями банка является председатель, его заместители и члены совета банка, председатель, его заместители и члены правления банка, главный бухгалтер, его заместители, руководители обособленных подразделений банка.

Руководителями банка (кроме членов совета банка) имеют право лица, которые имеют:

  1. полное высшее образование в области экономики, менеджмента (управления) или права;
  2. опыт работы в банковской системе по соответствующей специальности не менее трех лет;
  3. безупречную деловую репутацию.

Не менее чем на одну четвертую совет банка должна состоять из лиц, имеющих полное высшее образование в области экономики или права. Другие члены совета банка должны иметь полное высшее образование и образование в области менеджмента (управления). Члены совета банка должны иметь безупречную деловую репутацию. Хотя бы один из членов совета банка, имеет образование в области экономики или права, должен иметь опыт работы в банковской системе на руководящих должностях не менее трех лет.

Требования к профессиональной пригодности и деловой репутации руководителей банка устанавливаются Национальным банком Украины.

Председатель правления банка и главный бухгалтер банка вступают в должность после предоставления письменного согласия Национальным банком Украины. Члены совета банка и правления банка в месячный срок после избрания (назначения) на должность предоставляют Национальному банку Украины документы, подтверждающие их профессиональную пригодность и деловую репутацию.

Председателю, членам правления банка и главному бухгалтеру банка запрещается занимать должности в других юридических лицах (кроме дочерних предприятий, банковских союзов и ассоциаций).

Национальный банк Украины имеет право бесплатно получать от органов государственной власти и управления, других юридических лиц информацию, необходимую для определения или подтверждения деловой репутации руководителей банка.

Органы государственной власти и управления, другие юридические лица обязаны в течение 20 дней со дня получения запроса Национального банка Украины безвозмездно предоставить соответствующую информацию.

Национальный банк Украины имеет право требовать замены любого из руководителей банка, если его профессиональная пригодность и деловая репутация не соответствуют требованиям настоящего Закона.

Руководители банка обязаны действовать в интересах банка, соблюдать требования законодательства, положений устава и других документов банка.

Руководители банка несут ответственность перед банком за ущерб, нанесенный банку их действиями (бездействием), в соответствии с законом. Если ответственность в соответствии с настоящей статьей несут несколько лиц, их ответственность перед банком является солидарной.

Часть 12 исключена.

Статья 43. Обязанности по защите интересов банка

При исполнении своих обязанностей в соответствии с требованиями настоящего Закона руководители банка обязаны действовать в пользу банка и клиентов и обязаны ставить интересы банка выше собственных.

В частности, руководители банка обязаны:

  1. относиться с ответственностью к исполнению своих служебных обязанностей;
  2. принимать решения в пределах предоставленных полномочий;
  3. не использовать служебное положение в личных интересах;
  4. обеспечить сохранность и передачу имущества и документов банка при увольнении руководителей от должности.

Статья 44. Управление рисками

Банк создает комплексную и адекватную систему управления рисками, которое должно учитывать специфику работы банка, установленные Национальным банком Украины требования по управлению рисками. Система управления рисками должно обеспечивать обнаружение, идентификацию, оценку, мониторинг и контроль за всеми видами рисков на всех организационных уровнях и оценку достаточности капитала банка для покрытия всех видов рисков.

Системно важный банк, с учетом направлений своей деятельности и присущих ей рисков, обязан разработать план восстановления деятельности банка в соответствии с требованиями, установленными Национальным банком Украины.

Банк образует постоянно действующее подразделение по управлению рисками, которое должно отвечать за внедрение внутренних положений и процедур управления рисками в соответствии с определенными советом банка стратегии и политики управления рисками.

Подразделение по управлению рисками должно быть подотчетно совету банка и отделен от подразделения внутреннего аудита, подразделений, осуществляющих операции, и подразделений, регистрирующих сделки.

Банк обязан в целях управления рисками создать постоянно действующие комитеты, в частности:

  1. кредитный комитет;
  2. комитет по вопросам управления активами и пассивами.

Банк имеет право в зависимости от уровня сложности и объемов операций образовывать и другие комитеты.

Одно и то же лицо не может совмещать должности главы кредитного комитета и подразделения по управлению рисками.

Статья 45. Внутренний аудит

Банки создают службу внутреннего аудита, которая является органом оперативного контроля наблюдательного совета банка.

Служба внутреннего аудита выполняет следующие функции:

  1. наблюдает за текущей деятельностью банка;
  2. контролирует соблюдение законов, нормативно-правовых актов Национального банка Украины и решений органов управления банка;
  3. проверяет результаты текущей финансовой деятельности банка;
  4. анализирует информацию и сведения о деятельности банка, профессиональной деятельности ее работников, случаи превышения полномочий должностными лицами банка;
  5. предоставляет наблюдательному совету выводы и предложения по результатам проверок;
  6. другие функции, связанные с надзором и контролем за деятельностью банка.

Служба внутреннего аудита подчиняется наблюдательному совете банка и отчитывается перед ней, действует на основании положения, утвержденного наблюдательным советом.

Служба внутреннего аудита имеет право на ознакомление со всей документацией банка и надзор за деятельностью любого обособленного и структурного подразделения банка.Служба внутреннего аудита уполномочена требовать письменные объяснения от отдельных должностных лиц банка относительно выявленных недостатков в работе. Кандидатура руководителя службы внутреннего аудита  согласовывается с Национальным банком Украины.

Служба внутреннего аудита не несет ответственности и не имеет властных полномочий по операциям, по которым она осуществляет аудит.

Служба внутреннего аудита несет ответственность за объемы и достоверность отчетов, представляемых наблюдательному совету по вопросам, отнесенным к ее компетенции, определенных настоящим Законом.

Работники службы внутреннего аудита при назначении на должность дают письменное обязательство о неразглашении информации о деятельности банка и сохранении банковской тайны в соответствии с требованиями главы 10 настоящего Закона.

Статья 46. Обязанности по информированию Национального банка Украины

Правление (совет директоров) банка обязано в течение трех рабочих дней информировать Национальный банк Украины об:

  1. освобождении руководителя (руководителей) банка и о кандидатуре на назначение на эту должность;
  2. изменение юридического адреса и местонахождения банка и его обособленных подразделений;
  3. потерях на сумму, превышающую 15 процентов капитала банка;
  4. падении уровня капитала банка ниже уровня регулятивного капитала;
  5. наличие хотя бы одного из оснований для отнесения банка к категории проблемных или неплатежеспособных либо для отзыва банковской лицензии и ликвидации банка;
  6. прекращении банковской деятельности;
  7. сообщении о подозрении в совершении криминального правонарушения руководителю банка, физическому лицу - владельцу существенного участия или представителю юридического лица - владельца существенного участия.

Национальный банк Украины имеет право определить перечень другой информации, которая является важной для целей банковского надзора, о которой банк и владелец существенного участия обязаны информировать Национальный банк Украины.

Глава 8 - Требования к деятельности банка

Статья 47. Виды деятельности банка

Банк имеет право предоставлять банковские и другие финансовые услуги (кроме услуг в сфере страхования), а также осуществлять другую деятельность, указанную в статье.

Банк имеет право осуществлять банковскую деятельность на основании банковской лицензии путем предоставления банковских услуг.

К банковским услугам относятся:

  1. привлечение во вклады (депозиты) средств и банковских металлов от неограниченного круга юридических и физических лиц;
  2. открытие и ведение текущих (корреспондентских) счетов клиентов, в том числе в банковских металлах, и счетов условного хранения (эскроу);
  3. размещение привлеченных во вклады (депозиты), в том числе на текущие счета, средств и банковских металлов от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск.

Банковские услуги разрешается предоставлять исключительно банка. Центральный депозитарий ценных бумаг вправе осуществлять отдельные банковские операции на основании лицензии на осуществление отдельных банковских операций, выдается в установленном Национальным банком Украины порядке.

Банк имеет право предоставлять своим клиентам (кроме банков) финансовые услуги, в том числе путем заключения с юридическими лицами (коммерческими агентами) агентских договоров. Перечень финансовых услуг, банк имеет право предоставлять своим клиентам (кроме банков) путем заключения агентских договоров, устанавливается Национальным банком Украины. Банк обязан сообщить Национальному банку Украины о заключенных им агентских договорах. Национальный банк ведет реестр коммерческих агентов банков и устанавливает требования к ним. Банк имеет право заключать агентский договор с юридическим лицом, которое соответствует установленным Национальным банком Украины требованиям.

(Часть шестая статьи 47 исключен на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)

(Часть седьмая статьи 47 исключен на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)

Банк, помимо предоставления финансовых услуг, имеет право осуществлять также деятельность относительно:

  1. инвестиций;
  2. выпуска собственных ценных бумаг;
  3. выпуска, распространения и проведения лотерей;
  4. хранения ценностей или предоставления в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа;
  5. инкассации средств и перевозки валютных ценностей;
  6. ведение реестров владельцев именных ценных бумаг (кроме собственных акций);
  7. оказание консультационных и информационных услуг по банковским и другим финансовым услугам.

Банк осуществляет деятельность, предоставляет банковские и другие финансовые услуги в национальной валюте, а при наличии соответствующей лицензии Национального банка Украины - в иностранной валюте.

Банк имеет право совершать любые сделки, необходимые для предоставления им банковских и других финансовых услуг и осуществления иной деятельности.

Банк имеет право начать новый вид деятельности или предоставление нового вида финансовых услуг (кроме банковских) при условии выполнение установленных Национальным банком Украины требований этого вида деятельности или услуги.

Банк не позднее чем за месяц до начала нового вида деятельности или предоставление нового вида финансовых услуг (кроме банковских) обязан уведомить об этом Национальный банк Украины согласно требованиями и в порядке, установленным Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины с целью защиты прав вкладчиков и других кредиторов вправе устанавливать дополнительные требования, включая требования по повышению уровня регулятивного капитала банка или других экономических нормативов, относительно определенного вида деятельности и предоставление финансовых услуг, которые имеет право осуществлять банк.

Банк самостоятельно устанавливает процентные ставки и комиссионное вознаграждение за оказанные услуги.

Статья 48. Ограничения по деятельности банков

Банкам запрещается осуществлять рисковую деятельность, угрожающая интересам вкладчиков или других кредиторов банка.

Перечень признаков, наличие которых является основанием для заключения Национального банка Украины о проведении банком рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка, определяется нормативно-правовым актом Национального банка Украины и обнародуется в установленном законом порядке

Банкам запрещается деятельность в сфере материального производства, торговли (за исключением реализации памятных, юбилейных и инвестиционных монет) и страхования, кроме выполнения функций страхового посредника.

Специализированным банкам (за исключением сберегательного) запрещается привлекать вклады (депозиты) от физических лиц в объемах, превышающих 5 процентов капитала банка.

Банк может иметь в собственности недвижимое имущество общей стоимостью не более 25 процентов капитала банка. Это ограничение не распространяется на:

  1. помещение, которое обеспечивает технологическое осуществление банковских функций;
  2. имущество, перешедшее банку в собственность на основании реализации прав залогодержателя в соответствии с условиями договора залога;
  3. имущество, приобретенное банком с целью предотвращения убытков, при условии, что такое имущество должно быть отчуждено банком в течение одного года с момента приобретения права собственности на него.

Банкам запрещается осуществлять без отражения в обязательствах и активах банка операции путем привлечения средств физических лиц с целью их прямого размещения в кредиты.

Статья 49. Кредитные операции

Как кредитные в настоящей статье рассматриваются операции, указанные в пункте 3 части третьей статьи 47 настоящего Закона, а также:

  1. осуществление операций на рынке ценных бумаг от своего имени;
  2. предоставление гарантий и поручительств и других обязательств от третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
  3. приобретение права требования на выполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или оказанные услуги, принимая на себя риск выполнения таких требований и прием платежей (факторинг);
  4. лизинг.

Для проведения совместного финансирования банки могут заключать соглашения о консорциумном кредитования. В рамках такого соглашения банки-участники устанавливают условия предоставления кредита и назначают банк, ответственный за выполнение соглашения. Банки-участники несут риск по предоставленному кредиту пропорционально внесенным в консорциум средств.

Банк обязан иметь структурное подразделение, функциями которого является предоставление кредитов и управление операциями, связанными с кредитованием.

Банкам запрещается прямо или косвенно предоставлять кредиты для приобретения собственных ценных бумаг, акций других банков и предоставление субординированного долга банкам. Использование ценных бумаг собственной эмиссии для обеспечения кредитов возможно с разрешения Национального банка Украины.

Банкам запрещается опосредованно осуществлять кредитные операции со связанными с банком лицами.

Банк обязан при предоставлении кредитов соблюдать основные принципы кредитования, в том числе проверять кредитоспособность заемщиков и наличие обеспечения кредитов, соблюдать установленные Национальным банком Украины требований относительно концентрации рисков.

{Часть статьи 49 исключена на основании Закона № 3024-VI от 15.02.2011}

Банк имеет право выдавать бланковые кредиты при условии соблюдения экономических нормативов.

Предоставление беспроцентных кредитов запрещается, за исключением предусмотренных законом случаев.

В случае несвоевременного погашения кредита или процентов за его пользование банк имеет право издавать приказ о принудительной оплате долгового обязательства, если это предусмотрено соглашением.

Статья 50. Прямые инвестиции банков

Банки осуществляют прямые инвестиции и операции с ценными бумагами в соответствии с законодательством Украины о ценных бумагах, инвестиционной деятельности и согласно нормативно-правовым актам Национального банка Украины.

Банк имеет право осуществить инвестицию только на основании письменного разрешения Национального банка Украины, который предоставляется в порядке, установленном Национальным банком Украины.

Банк, регулятивный капитал которого полностью соответствует требованиям для осуществления инвестиций, установленным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, имеет право осуществить инвестицию без письменного разрешения, в случае если:

  1. инвестиции в финансовое учреждение составляет в совокупности не более 1 процента уставного капитала банка;
  2. инвестиция осуществляется в уставной капитал бюро кредитных историй, имеющей лицензию специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг.

Порядок информирования об осуществлении инвестиции, указанной в части третьей настоящей статьи, устанавливает Национальный банк Украины.

Банку запрещается инвестировать средства в юридическое лицо, уставом которого предусмотрена  полная ответственность ее владельцев.

Прямое и / или косвенное участие банка в уставном капитале любого юридического лица не должна превышать 15 процентов уставного капитала банка. Совокупные инвестиции банка не должны превышать 60 процентов размера уставного капитала банка.

Требования части шестой этой статьи не применяются в случае, если:

  1. акции и другие ценные бумаги, приобретенные банком в связи с реализацией права залогодержателя и банк не удерживает их более одного года;
  2. инвестиция осуществляется в уставной капитал банка - участника банковской группы;
  3. ценные бумаги приобретенные банком по договору об андеррайтинге и находятся в собственности банка не более одного года;
  4. акции и другие ценные бумаги приобретены банком за счет и от имени своих клиентов.

Требования второй и шестой частей настоящей статьи не распространяются на деятельность инвестиционных банков.

Статья 51. Расчетные банковские операции

Для осуществления банковской деятельности банки открывают и ведут корреспондентские счета в Национальном банке Украины и других банках в Украине и за ее пределами, банковские счета для физических и юридических лиц в гривнях и иностранной валюте.

Банковские расчеты производятся в наличной и безналичной формах согласно правилам, установленным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Безналичные расчеты производятся на основании расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде.

Банки в Украине могут использовать как платежные инструменты платежные поручения, платежные требования, требования-поручения, векселя, чеки, банковские платежные карточки и другие дебетовые и кредитовые платежные инструменты, применяемые в международной банковской практике.

Платежные инструменты должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию об их эмитенте, платежной системе, в которой они используются, правовых основаниях осуществления расчетной операции и, как правило, держателе платежного инструмента и получателе средств, дате валютирования, а также другую информацию, необходимую для осуществления банком расчетной операции, которые полностью соответствуют инструкциям владельца счета или другого предусмотренного законодательством инициатора расчетной операции.

При совершении расчетной операции банк обязан проверить достоверность и формальное соответствие документа.

При оплате по договорам, заключенным предприятиями, созданными в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, принятие по ним обязательств и осуществление платежей, в том числе государственными, казенными, коммунальными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерними предприятиями, а также предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, объединениями таких предприятий (хозяйственных обществ), банки проверяют наличие отчета о результатах осуществления процедуры закупки и других документов, подтверждающих выполнение такими предприятиями и хозяйственными обществами требований Закона Украины "О публичных закупках".

Статья 52. Связанные с банком лица

Для целей настоящего Закона связанными с банком лицами являются:

  1. контроллеры банка;
  2. лица, имеющие существенное участие в банке, и лица, через которых эти лица осуществляют косвенное владение существенным участием в банке;
  3. руководители банка, руководитель службы внутреннего аудита, руководители и члены комитетов банка;
  4. родственные и аффилированные лица банка, в том числе участники банковской группы;
  5. лица, имеющие существенное участие в родственных и аффилированных лицах банка;
  6. руководители юридических лиц и руководители банков, которые являются родственными и аффилированными лицами банка, руководитель службы внутреннего аудита, руководители и члены комитетов этих лиц;
  7. ассоциированные лица физических лиц, указанных в пунктах 1-6 настоящей части;
  8. юридические лица, в которых физические лица, указанные в настоящей части, являются руководителями или владельцами существенного участия;
  9. любое лицо, через которую проводится операция в интересах лиц, указанных в настоящей части, и на которую оказывают влияние при проведении такой операции лица, указанные в настоящей части, за трудовые, гражданские и иные отношения.

Банк обязан предоставлять Национальному банку Украины информацию о связанных с банком лиц в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Национальный банк Украины при осуществлении банковского надзора имеет право определять связанными с банком лицами физических и юридических лиц, указанных в пунктах 1-9 части первой настоящей статьи, при наличии признаков, указанных в нормативно-правовых актах Национального банка Украины, с учетом характера взаимоотношений , операций и наличия других связей с банком. О таком решении Национальный банк Украины не позднее следующего рабочего дня уведомляет соответствующий банк. В таком случае лицо считается связанной с банком, если банк в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления Национального банка Украины об определении лица связанной с банком не докажет обратного.

Лицо, определенная решением Национального банка Украины связанной с банком лицом, или такой банк могут обжаловать в установленном законом порядке решения Национального банка Украины об определении лица связанной с банком лицом, а в случае привлечения этого лица к предусмотренной законом ответственности - оспорить основания решение Национального банка Украины о ее определения связанной с банком лицом.

Сделки, осуществляемые со связанными с банком лицами, не могут предусматривать условия, которые не являются текущими рыночными условиями.

Соглашения, заключенные банком со связанными с банком лицами на условиях, которые не являются текущими рыночными условиями, признаются недействительными с момента их заключения.

Текущими рыночными условиями не считаются, в частности:

  1. принятие меньшего обеспечения выполнения обязательств, чем требуется от других клиентов;
  2. приобретение у связанного с банком лица имущества низкого качества или по завышенной цене;
  3. осуществление инвестиции в ценные бумаги связанной с банком лица, банк не осуществил бы в другое предприятие;
  4. оплата товаров и услуг связанного с банком лица по ценам выше обычных или при таких обстоятельствах, когда такие же товары и услуги другого лица вообще не были бы приобретены;
  5. продажа связанной с банком лицу имущества по стоимости, ниже, чем та, которую банк получил бы от продажи такого имущества другому лицу;
  6. начисление процентов и комиссионных за услугами, предоставляемыми банком связанным с банком лицам, которые являются меньшими, чем обычные;
  7. начисление процентов по вкладам (депозитам), привлеченным банком от связанных с банком лиц, превышают обычные.

Банку запрещается предоставлять кредиты любому лицу для погашения этим лицом каких-либо обязательств перед связанным с банком лицом; приобретение активов связанной с банком лица, за исключением продукции, производимой этим лицом; приобретение ценных бумаг, размещенных или подписанных связанным с банком лицом.

Национальный банк Украины осуществляет контроль за операциями банков со связанными с банком лицами.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать ограничения на операции банков со связанными с банком лицами;

Статья 53. Обеспечение конкуренции в банковской системе

Банкам запрещается заключать договоры с целью ограничения конкуренции и монополизации условий предоставления кредитов, других банковских услуг, установления процентных ставок и комиссионного вознаграждения.

Банку запрещается устанавливать процентные ставки и комиссионные вознаграждения на уровне ниже себестоимости банковских услуг в этом банке.

Банку запрещается совершать какие-либо действия по внедрению в своей практике недобросовестной конкуренции.

Факты недобросовестной конкуренции относительно оказания банком тех или иных банковских услуг или осуществления операций является основанием для запрета этому банку дальнейшего оказания таких услуг или осуществления операций.

Статья 54. Достоверность рекламы

Банкам запрещается распространение рекламы в любой форме, содержащей неправдивую информацию об их деятельности в сфере банковских услуг.

Национальный банк Украины имеет право применить меры воздействия к банкам и иным лицам, которые нарушают требования настоящей статьи.

Глава 9 - Отношения банка с клиентами

Статья 55. Регулирование отношений банка с клиентом

Отношения банка с клиентом регулируются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и соглашениями (договорами) между клиентом и банком.

Банк обязан прилагать максимальные усилия для избежания конфликта интересов работников банка и клиентов, а также конфликта интересов клиентов банка.

Банкам запрещается требовать от клиента приобретения каких-либо товаров или услуг от банка либо от родственного или связанного лица банка в качестве обязательного условия оказания банковских услуг.

Банкам запрещается в одностороннем порядке изменять условия заключенных с клиентами договоров, в частности, увеличивать размер процентной ставки по кредитным договорам или уменьшать ее размер по договорам банковского вклада (кроме вклада по требованию), за исключением случаев, установленных законом.

В случае выполнения банком функций поверенного, агента, другого представителя или посредника по привлечению средств физических лиц в пользу третьих лиц (включая небанковские финансовые учреждения) банк обязан предварительно ознакомить в письменной форме физических лиц о том, что такие средства не является банковским вкладом физической лица, на который распространяются гарантии, установленные Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц".

Статья 56. Право клиента на информацию

Клиент имеет право доступа к информации о деятельности банка. Банки обязаны по требованию клиента предоставить следующую информацию:

  1. сведения, подлежащие обязательной публикации, о финансовых показателях деятельности банка и его экономическом положении;
  2. перечень руководителей банка и его обособленных подразделений, а также физических и юридических лиц, имеющих существенное участие в банке;
  3. перечень услуг, оказываемых банком;
  4. цену банковских услуг;
  5. иную информацию и консультации по вопросам оказания банковских услуг;
  6. относительно количества акций (паев) банка, находящиеся в собственности членов исполнительного органа банка, и перечень лиц, доли которых в уставном капитале банка превышают пять процентов.

Банк обязан на постоянной основе размещать на веб-сайте банка актуализированную информацию о собственниках существенного участия в банке в объеме, определенном Национальным банком Украины.

Статья 57. Гарантирование вкладов физических лиц

Вклады физических лиц банков гарантируются в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Украины.

Вклады физических лиц Государственного сберегательного банка Украины гарантируются государством.

Статья 58. Ответственность банка по своим обязательствам

Банк отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом в соответствии с законодательством.

Банк не отвечает за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств в случае приостановления операций по счетам, ареста собственных средств банка на его счетах  уполномоченными органами государственной власти.

Участники банка отвечают по обязательствам банка по законами Украины и уставом банка.

Владельцы существенного участия обязаны принимать своевременные меры для предотвращения наступления неплатежеспособности банка.

Связанное с банком лицо за нарушение требований законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка Украины, осуществление рисковых операций, угрожающих интересам вкладчиков или других кредиторов банка, или доведения банка до неплатежеспособности несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Связанное с банком лицо, действия или бездействие которого привели к нанесению банку ущерба по его вине, несет ответственность своим имуществом. Если в результате действий или бездействия связанной с банком лица банка нанесен ущерб, а другая связана с банком лицо в результате таких действий или бездействия прямо или косвенно получила имущественную выгоду, такие лица несут солидарную ответственность за причиненный банку ущерб.

Статья 59. Арест, взыскание и приостановка операций по счетам

Арест на имущество или средства банка, находящиеся на его счетах, арест на денежные средства и другие ценности юридических или физических лиц, находящихся в банке, осуществляются исключительно по постановлению государственного исполнителя, частного исполнителя или решения суда о взыскании средств или о наложении ареста в порядке , установленном законом. Снятие ареста с имущества и средств осуществляется по постановлению государственного исполнителя, частного исполнителя или по решению суда.

Остановка собственных расходных операций банка по его счетам, а также расходных операций по счетам юридических или физических лиц осуществляется в случае наложения ареста в соответствии с частью первой настоящей статьи, а также в других случаях, предусмотренных договором, Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию ) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения ", другими законами и / или условиями обременения, предметом которого являются имущественные права на денежные средства, в находящихся на банковском счете, корреспондентском счете. Приостановление расходных операций осуществляется в пределах суммы, на которую наложен арест, кроме случаев, когда арест наложен без установления такой суммы или иное предусмотрено договором, законом или условиями такого обременения.

В случаях, установленных законом, имущество или средства банка, а также средства и другие ценности юридических или физических лиц, находящихся в банке, на которые наложен арест, передаются в управление (перечисляются на счета) Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, не позднее следующего рабочего дня после поступления в банк требования Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными преступным путем, и прилагаемых к нее копий обращения прокурора и постановления следственного судьи, суда о наложении ареста.

Запрещается налагать арест на корреспондентские счета банка.

Взыскание средств с корреспондентских счетов банка осуществляется Национальным банком Украины по требованию Фонда гарантирования вкладов физических лиц исключительно в случаях, предусмотренных Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц".

Глава 10 - Банковская тайна и конфиденциальность информации

Статья 60. Банковская тайна

Информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьими лицами при предоставлении услуг банка, является банковской тайной.

Банковской тайной, в частности, являются:

  1. сведения о банковских счетах клиентов, в том числе корреспондентские счета банков в Национальном банке Украины;
  2. операции, проведенные в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки;
  3. финансово-экономическое положение клиентов;
  4. системы охраны банка и клиентов;
  5. информация об организационно-правовой структуре юридического лица - клиента, его руководителях, направлениях деятельности;
  6. сведения о коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайне, каком-либо проекте, изобретениях, образцах продукции и другая коммерческая информация;
  7. информация об отчетности по отдельному банку, за исключением подлежащей опубликованию;
  8. коды, используемые банками для защиты информации.

Информация о банках или клиентах, собираемая при проведении банковского надзора, составляет банковскую тайну.

Информация о банках или клиентах, полученная Национальным банком Украины в соответствии с международным договором или принципом взаимности от органа банковского надзора другого государства для использования в целях банковского надзора или предупреждения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, составляет банковскую тайну.

Положения настоящей статьи не распространяются на информацию, подлежит опубликованию. Перечень информации, подлежащей обязательному опубликованию, устанавливается Национальным банком Украина и дополнительно самим банком по его усмотрению. 

Национальный банк Украины выдает нормативно-правовые акты по вопросам хранения, защиты, использования и раскрытия информации, что составляет банковскую тайну, и дает разъяснения по применение таких актов.

Статья 61. Обязательство о сохранении банковской тайны

Банки обязаны обеспечить сохранение банковской тайны путем:

  1. ограничения круга лиц, имеющих доступ к информации, которая составляет банковскую тайну;
  2. организации специального делопроизводства с документами, содержащими банковскую тайну;
  3. применения технических средств для предотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации;
  4. применения предупреждений по сохранению банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах и соглашениях между банком и клиентом.

Служащие банка при вступлении в должность подписывают обязательство о сохранении банковской тайны. Руководители и служащие банков обязаны не разглашать и не использовать с выгодой для себя или для третьих лиц конфиденциальную информацию, которая стала известна им при исполнении своих служебных обязанностей.

Банк имеет право предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, частным лицам и организациям для обеспечения выполнения ими своих функций или предоставления услуг банку в соответствии с заключенными между такими лицами (организациями) и банком договоров, в том числе об уступке права требования к клиенту, при условии, что предусмотренные договорами функции и / или услуги касающиеся деятельности банка, которую он осуществляет в соответствии со статьей 47 настоящего Закона.

Частные лица и организации, которые при выполнении своих функций или оказании услуг банку непосредственно или опосредованно получили конфиденциальную информацию, обязаны не разглашать эту информацию и не использовать ее в свою пользу или в пользу третьих лиц.

В случае причинения банку или его клиенту убытков путем утечки информации о банках и их клиентах из органов, уполномоченных осуществлять банковский надзор, убытки возмещаются виновными органами.

Статья 62. Порядок раскрытия банковской тайны

Информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками:

  1. по письменному запросу или с письменного разрешения соответствующего юридического или физического лица. Информация о счета условного хранения (эскроу) и операций по ним раскрывается также по письменному запросу бенефициара. Информация об остатке средств на банковском счете, имущественные права на денежные средства на котором предмет обременения, операции по ним, обременения, в отношении которых в банк поступили сообщения, в том числе взятые банком на учет, другие ограничения права распоряжения счетом раскрывается также по письменному запросу обременителя если право обременителя на получение соответствующей информации предусмотрено сделкой, на основании которого возникает такое обременение;
  2. по решению суда;
  3. органам прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Государственному бюро расследований, Национальной полиции, Национальном антикоррупционном бюро Украины, Антимонопольного комитета Украины - по их письменному требованию относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица - субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени;
  4. центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику:
    а) по его письменному требованию о наличии банковских счетов;
  5. центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, на его запрос относительно финансовых операций, связанных с финансовыми операциями, которые стали объектом финансового мониторинга (анализа) согласно законодательству о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а также участников указанных операций;
  6. органам государственной исполнительной службы, частным исполнителям по их письменному требованию по вопросам исполнения решений судов и решений, подлежащих принудительному исполнению в соответствии с Законом Украины "Об исполнительном производстве", о наличии и / или состояния счетов должника, движения денежных средств и операций на счетах должника за конкретный промежуток времени, а также об информации относительно договоров должника о хранении ценностей или предоставление должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком;
  7. Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в случаях самостоятельного представления банком информации о банке как эмитент и административных данных в соответствии с законами о ценных бумагах и фондовом рынке;
  8. по решению суда Национальному агентству по предупреждению коррупции в отношении наличия и состояния счетов, операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица, физического лица - субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции";
  9. другим банкам в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".
  10. центральному органу исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, по его письменному запросу во время бюджетного процесса с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, представленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат и других выплат , осуществляемых за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда Украины и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, и своевременного и в полном объеме их осуществления, предоставляется информация об открытых на их имя счетов (текущих, кредитных, депозитных и т.п.), операций и остатков по ним. В случае начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, предназначенных на семью или домохозяйство, информация предоставляется по каждому из членов семьи или домохозяйства.

Требование соответствующего государственного органа на получение информации, содержащей банковскую тайну, должна:

  1. быть изложена на бланке государственного органа установленной формы;
  2. быть предоставлена ​​за подписью руководителя государственного органа (или его заместителя), скрепленного гербовой печатью;
  3. содержать предусмотренные настоящим Законом основания для получения этой информации;
  4. содержать ссылки на нормы закона, в соответствии с которыми государственный орган имеет право на получение такой информации.

Справки по счетам (вкладам) в случае смерти их владельцев предоставляются банком лицам, указанным владельцем счета (вклада) в завещательном распоряжении банка, государственным нотариальным конторам или частным нотариусам, иностранным консульским учреждениям по делам наследства по счетам (вкладам) умерших владельцев счетов (вкладов) .

Банку запрещается предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена указаны в документах, соглашениях и операциях клиента.

Банк имеет право предоставлять информацию, составляющую банковскую тайну, другим банкам и Национальному банку Украины в объемах, необходимых при предоставлении кредитов, банковских гарантий.

Банк имеет право раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну, лицу (в том числе уполномоченного действовать от имени государства), в интересах которого отчуждаются активы и обязательства банка при выполнении мер, предусмотренных программой финансового оздоровления банка, или во время осуществления процедуры ликвидации . Национальный банк Украины имеет право предоставлять центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, информацию, содержащую банковскую тайну относительно банков, участие в капитализации которых принимает государство.

Ограничения относительно получения информации, содержащей банковскую тайну, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на служащих Национального банка Украины или уполномоченных ими лиц, в пределах полномочий, предоставленных Законом Украины "О Национальном банке Украины", осуществляют функции банковского надзора или валютного контроля.

Ограничения относительно получения информации, содержащей банковскую тайну, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на работников Фонда гарантирования вкладов физических лиц при осуществлении ими функций и полномочий, предусмотренных Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц".

Национальный банк Украины имеет право предоставлять Фонду гарантирования вкладов физических лиц информацию о банках или клиентов банков, собирается во время проведения банковского надзора и составляет банковскую тайну, в случаях, предусмотренных Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц".

Национальный банк Украины имеет право раскрывать информацию о банке или связанных с банком лиц, собирается во время проведения банковского надзора и составляет банковскую тайну, органам государственной власти, уполномоченным осуществлять досудебное расследование, в случае выявления нарушения законодательства, содержащего признаки уголовного преступления.

Национальный банк Украины имеет право предоставлять органам государственной исполнительной службы для принудительного исполнения свои решения о применении к банку, филиала иностранного банка меры воздействия в виде наложения штрафа, которые в соответствии с настоящим Законом являются исполнительными документами и содержат информацию, составляющую банковскую тайну. В таком случае органы государственной исполнительной службы имеют право раскрывать полученную от Национального банка Украины информацию, которая содержит банковскую тайну, участникам исполнительного производства и лицам, привлекаемым к проведению исполнительных действий.

При осуществлении временной администрации или ликвидации неплатежеспособного банка Фонд гарантирования вкладов физических лиц имеет право раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну, принимающем банка, переходном банка, инвестору, что приобретает неплатежеспособный или переходный банк, другим лицам, которые задействованы в процессе осуществления временной администрации и ликвидации банка. Указанные лица обязаны обеспечить сохранность полученной информации, содержащей банковскую тайну.

Национальный банк Украины в соответствии с международным договором Украины или по принципу взаимности имеет право предоставлять информацию, полученную при осуществлении надзора за деятельностью банков, органу банковского надзора другого государства, а также получать от органа банковского надзора другого государства такую ​​информацию. Предоставленная (полученная) информация может быть использована исключительно в целях банковского надзора или предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

Положения частей второй и четвертой настоящей статьи не распространяются на случаи предоставления центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, информации в случаях, предусмотренных законом, и органам доходов и сборов - информации об открытии (закрытии) счетов налогоплательщиков в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Украины.

Лица, виновные в нарушении порядка раскрытия и использования банковской тайны, несут ответственность в соответствии с законами Украины.

Глава 11 - Предотвращение легализации денег, приобретенных преступным путем

Статья 63. Предотвращение легализации денег, приобретенных преступным путем

Банки обязаны разрабатывать, внедрять и постоянно обновлять правила внутреннего финансового мониторинга и программы его осуществления с учетом требований законодательства о предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Национальный банк Украины при осуществлении надзора за деятельностью банков проводит проверку банков по вопросам соблюдения ими требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и достаточности мер по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Статья 64. Обязанность по идентификации клиентов

Банкам запрещается:

  • открывать и вести анонимные (номерные) счета;
  • устанавливать корреспондентские отношения с банками-оболочками, а также с банками и другими финансовыми учреждениями - нерезидентами, поддерживающие корреспондентские отношения с банками-оболочками;
  • вступать в договорные отношения (проводить валютно-обменные операции, финансовые операции с банковскими металлами, с наличными (наличными средствами) с клиентами - юридическими или физическими лицами:
  • в случае если возникает сомнение относительно того, что лицо выступает не от собственного имени;
  • которые включены в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции;
  • в других случаях, установленных законом.
  • Банк обязан идентифицировать и верифицировать в соответствии с требованиями законодательства Украины:
  • клиентов (кроме банков, зарегистрированных в Украине), которые открывают счета в банке;
  • клиентов, осуществляющих финансовые операции, которые подлежат финансовому мониторингу;
  • клиентов (лиц) в случае возникновения подозрения в том, что их финансовые операции (финансовая операция) могут (может) быть связаны (связана) с финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения;
  • клиентов, которые проводят переводы без открытия счета на сумму, равную или превышающую 15 тыс. гривен, или на сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, единицах стоимости, но меньше чем 150 тыс. гривен, или на сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, единицах стоимости;
  • клиентов, осуществляющих финансовые операции с наличными без открытия счета на сумму, равную или превышающую 150000 гривен или в сумме, эквивалентной указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах, других активах;
  • клиентов, в которых банк привлекает средства на условиях субординированного долга;
  • клиентов, заключающих с банком кредитные договоры, договоры о хранении ценностей или предоставления в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком;
  • лиц (кроме банков, зарегистрированных в Украине), с которыми банк как профессиональный участник рынка ценных бумаг заключает договоры для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (фондовом рынке). Со дня заключения договора такое лицо является клиентом банка;
  • лиц, уполномоченных действовать от имени указанных клиентов/лиц (представителя клиента);
  • клиентов (лиц), определенных нормативно-правовым актом Национального банка Украины по вопросам осуществления финансового мониторинга.

Банк осуществляет идентификацию, верификацию клиента (лица, представителя клиента) и принимает меры в соответствии с законодательством, которое регулирует отношения в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в открытии счета клиенту, заключения договоров или осуществления финансовых операций, указанных в части второй настоящей статьи.

Банк имеет право истребовать, а клиент (лицо, представитель клиента) обязан предоставить документы и сведения, необходимые для осуществления идентификации и / или верификации (в том числе установление идентификационных данных конечных бенефициарных владельцев (контроллеров), анализа и выявления финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и другие предусмотренные законодательством документы и сведения, которые истребует банк с целью выполнения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В случае непредоставления клиентом (лицом, представителем клиента) документов, необходимых для осуществления идентификации и / или верификации (в том числе установление идентификационных данных конечных бенефициарных владельцев (контроллеров), анализа и выявления финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, счет не открывается, указанные в части второй настоящей статьи договора (финансовые операции) не укладываются (не осуществляются).

Банк имеет право отказаться от установки (поддержание) договорных отношений (в том числе путем расторжения договорных отношений) или проведения финансовой операции в случае установления клиенту неприемлемо высокого риска по результатам оценки или переоценки риска.

Банк имеет право истребовать информацию, касающуюся идентификации клиента (в том числе руководителей клиента - юридического лица, представителя клиента), изучение клиента, уточнение информации о клиенте, осуществления углубленной проверки клиента, у органов государственной власти, государственных регистраторов, банков, других юридических лиц , а также осуществлять мероприятия по сбору такой информации из других источников.

Банк обязан истребовать у органов государственной власти, государственных регистраторов, банков, других юридических лиц информацию (официальные документы), необходимую (необходимые) для анализа соответствия финансовой операции содержания его деятельности и финансовому состоянию.

Органы государственной власти, государственные регистраторы, банки, другие юридические лица обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса бесплатно предоставить банку такую ​​информацию.

Статья 65. Хранение документов

Все документы, которые были основанием для осуществления сделок, указанных в статье 64 настоящего Закона, а также письменные результаты идентификации связанных с ними лиц банк обязан хранить в течение пяти лет со дня совершения сделки.

Результаты идентификации владельца счета и лица, уполномоченного действовать от его имени, хранятся банком в течение пяти лет после закрытия счета.