ЖК Вудстория от 12'500 грн/м2
ЖК Сонцтаун от 11'700 грн/м2
ЖК Континет от 9'300 грн/м2
ЖК Белый Шоколад. Center от 10'090 грн/м2
ЖК Twin House от 14'500 грн/м2
КГ Чарівні Стежки 4 км от Киева

Закон Украины об объектах повышенной опасности


с изменениями от 09.04.2014

Данный Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, и направлен на защиту жизни и здоровья людей и окружающей среды от вредного влияния аварий на этих объектах путем предотвращения их возникновения, ограничения (локализации) развития и ликвидации последствий.

Статья 1. Определение терминов

В данном Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

  • субъект хозяйственной деятельности - юридическое или физическое лицо, в собственности или в пользовании которого есть хотя бы один объект повышенной опасности;
  • объект повышенной опасности - объект, на котором используются, изготовляются, переделываются, хранятся или транспортируются одно или несколько опасных веществ или категорий веществ в количестве, которое равняется или превышает нормативно установленные пороговые массы, а также другие объекты как таковые, что в соответствии с законом является реальной угрозой возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и естественного характера;
  • опасное вещество - химическое, токсичное, взрывчатое окислительное, горючее вещество, биологические агенты и вещества биологического происхождения (биохимические, микробиологические биотехнологические препараты, патогенные для людей и животных микроорганизмов и т.п.), которые представляют опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды, совокупность свойств веществ и/или особенностей их состояния, в результате которых при определенных обстоятельствах может создаться угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде, материальным и культурным ценностям;
  • пороговая масса опасных веществ - нормативно установленная масса отдельного опасного вещества или категории опасных веществ или суммарная масса опасных веществ разных категорий;
  • идентификация объектов повышенной опасности - порядок определения объектов повышенной опасности среди потенциально опасных объектов;
  • потенциально опасный объект - объект, на котором могут использоваться или изготовляются, переделываются, хранятся транспортируются опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения аварии;
  • авария на объекте повышенной опасности (дальше - авария) - опасное событие техногенного характера, которое возникло в результате изменений во время эксплуатации объекта повышенной опасности (сверхнормативные выбросы опасных веществ, пожар, взрыв и т.п.) и которое повлекло гибель людей или создает угрозу жизни и здоровью людей и окружающей среде на его территории и/или за его пределами;
  • трансграничное влияние аварии - вред, причиненный населению и окружающей среде одного государства в результате аварии, которое случилось на территории другого государства;
  • риск - степень вероятности определенного негативного события, которое может состояться в определенное время или при определенных обстоятельствах на территории объекта повышенной опасности и/или за его пределами;
  • приемлемый риск - риск, который не превышает на территории объекта повышенной опасности и/или за ее пределами предельно допустимого уровня;
  • управление риском - процесс принятия решений и осуществления мероприятий, направленных на обеспечение минимально возможного риска;
  • декларация безопасности - документ, который определяет комплекс мероприятий, которые предпринимаются субъектом хозяйственной деятельности с целью предотвращения аварий, а также обеспечения готовности к локализации, ликвидации аварий и их последствий.

Статья 2. Законодательство в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

Отношения, связанные с деятельностью объектов повышенной опасности, регулируются Конституцией Украины, этим Законом, законами Украины и другими нормативно-правовыми актами.

Отношения, связанные с деятельностью объектов повышенной опасности в пределах территории исключительной (морской) экономической зоны Украины и на континентальном шельфе, которые осуществляются на условиях соглашений о распределении продукции, регулируются данным Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "О соглашениях о распределении продукции".

Статья 3. Государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

Государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, осуществляют уполномоченные законами органы власти, в том числе центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (в случае образования), к ведению которых в соответствии с законом отнесены вопросы:

  • охраны труда;
  • обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей естественной среды;
  • государственного надзора (контроля) в сферах пожарной и техногенной безопасности;
  • санитарно-эпидемической безопасности;
  • градостроения.

Государственный надзор и контроль за деятельностью, связанной с объектами повышенной опасности, осуществляемой в соответствии с условиями соглашения о распределении продукции в пределах территории исключительной (морской) экономической зоны Украины и на континентальном шельфе осуществляются с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "О соглашениях о распределении продукции" (1039-14) и условиями соответствующего соглашения о распределении продукции.

Статья 4. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере деятельности связанной с объектами повышенной опасности, относятся:

  • обеспечение реализации государственной политики в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • обеспечение государственного регулирования и контроля в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений и пользования природными ресурсами;
  • организация международного сотрудничества в сфере деятельности связанной с объектами повышенной опасности;
  • координация работы центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • предоставление разрешений на сооружение и/или реконструкцию консервирование (ликвидацию) объектов повышенной опасности в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины, если другое не предусмотрено соглашением о распределении продукции;
  • осуществление других функций, предусмотренных законами Украины и актами Президента Украины.

Статья 5. Полномочия центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся:

  • осуществление государственного регулирования и контроля в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • осуществление соответствующего нормативного регулирования в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений и пользования природными ресурсами;
  • решение других вопросов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, в соответствии с законами Украины, указами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Статья 6. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, в пределах их компетенции относятся:

  • осуществление контроля за соблюдением требований законодательства субъектами хозяйственной деятельности;
  • осуществление необходимых мер, направленных на предотвращение возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, ограничение и ликвидацию их последствий;
  • организация совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти принятия в эксплуатацию объектов повышенной опасности, сфера экологического влияния деятельности которых согласно действующим нормам включает соответствующую территорию;
  • информирование населения об экологически опасных авариях и чрезвычайных ситуациях техногенного и естественного характера, действиях которые могут совершаться гражданами для уменьшения их влияния на здоровье людей и окружающей среды, а также о мероприятиях, которые применяются для преодоления и ликвидации последствий таких аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • организация работ по ликвидации последствий аварии на объектах повышенной опасности, привлечение к этим работам предприятий, учреждений организаций независимо от форм собственности и граждан;
  • принятие мер для возмещения вреда, причиненного в результате аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление других полномочий в соответствии с законами Украины, а также функций, определенных законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Статья 7. Полномочия Верховного совета Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских советов и других советов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям Верховного совета Автономной Республики Крым областных, районных, Киевской и Севастопольской городских советов и других советов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся:

  • решения в соответствии с законодательством вопросов регулирования земельных отношений и пользования природными ресурсами в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • осуществление в пределах своих полномочий необходимых мер, направленных на предотвращение возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, ограничения и ликвидацию их последствий, информирования населения об их возникновении и организацию его защиты;
  • осуществление других полномочий, предусмотренных законами.

Статья 8. Обязанности субъектов хозяйственной деятельности

Субъект хозяйственной деятельности обязан:

  • принимать меры, направленные на предотвращение аварий, ограничение и ликвидацию их последствий и защиту людей и окружающей среды от их влияния;
  • сообщать об аварии, которая случилась на объекте повышенной опасности, и о мероприятиях, осуществляемых для ликвидации ее последствий, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления и население;
  • обеспечивать эксплуатацию объектов повышенной опасности придерживаясь минимально возможного риска;
  • выполнять требования данного Закона и других нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность объектов повышенной опасности.

Обязанности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, в случае заключения соглашения о распределении продукции в соответствии с требованиями Закона Украины "О соглашениях о распределении продукции" (1039-14) подлежат выполнению с учетом таких особенностей:

  • деятельность по использованию объекта (объектов) повышенной опасности на основании соглашения о распределении продукции осуществляется исключительно в пределах условий, предусмотренных таким соглашением;
  • все разрешения и разрешительные документы, предусмотренные данным Законом при выполнении соглашения о распределении продукции в пределах территории исключительной (морской) экономической зоны Украины и на континентальном шельфе предоставляются инвестору в порядке установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 9. Идентификация объектов повышенной опасности

Субъект хозяйственной деятельности идентифицирует объекты повышенной опасности в соответствии с количеством пороговой массы опасных веществ.

Нормативы пороговой массы опасных веществ устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Порядок идентификации, форма и содержание оповещения о ее результатах определяются Кабинетом Министров Украины

На основе идентификационных данных Кабинет Министров Украины утверждает классификацию объектов повышенной опасности и порядок их учета.

Статья 10. Декларация безопасности

Субъект хозяйственной деятельности готовит и подает в местные органы исполнительной власти декларацию безопасности объекта повышенной опасности.

Субъект хозяйственной деятельности несет ответственность за достоверность данных, приведенных в декларации безопасности.

Порядок разработки декларации безопасности, ее содержание, методика определения рисков и их приемлемые уровни устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Предоставление декларации безопасности или другой отчетной документации не освобождает субъектов хозяйственной деятельности от государственного надзора и контроля за их деятельностью.

Требования части первой настоящей статьи распространяются на предприятия, учреждения, организации, которые планируют эксплуатировать хотя бы один объект повышенной опасности.

Статья 11. Планы локализации и ликвидации аварий на объектах повышенной опасности

В порядке реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и естественного характера субъект хозяйственной деятельности, а также предприятия, учреждения, организации, отмеченные в части пятой статьи 10 данного Закона, одновременно с разработкой декларации безопасности разрабатывают и утверждают план локализации и ликвидации аварий для каждого объекта повышенной опасности, который они эксплуатируют или планируют эксплуатировать.

Категории аварий на объектах повышенной опасности в зависимости от их последствий определяет Кабинет Министров Украины.

План локализации и ликвидации аварий согласовывают центральные органы исполнительной власти, которые обеспечивают формирование и реализуют государственную политику в сферах гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности.

План локализации и ликвидации аварий пересматривается каждые 5 лет.

План локализации и ликвидации аварий может пересматриваться или уточняться до окончания 5 лет с даты его раработки в случае:

  • изменений в условиях деятельности субъекта хозяйственной деятельности независимо от их причин, которые приводят к необходимости изменения сведений, содержащихся в плане локализации и ликвидации аварий;
  • внесения изменений в действующие или принятие новых нормативно-правовых актов, которые влияют на содержание плана локализации и ликвидации аварий;
  • выдвижение обоснованных требований относительно плана локализации и ликвидации аварий органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

При внесении изменений и дополнений в план локализации и ликвидации аварий субъекты хозяйственной деятельности и другие юридические и физические лица, которые должны участвовать в выполнении противоаварийных мероприятий, предоставляют центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, и центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сферах пожарной и техногенной безопасности, соответствующую для этого информацию.

Объем, содержание, форма и порядок предоставления информации устанавливаются центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности.

Центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование и реализующие государственную политику в сферах гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности, в течение 10 дней после утверждения плана локализации и ликвидации аварий предоставляют через средства массовой информации сведения, необходимые для выполнения населением правил поведения и действий в экстремальных ситуациях предусмотренных этим планом.

В случае создания угрозы возникновения аварии с трансграничным влиянием план локализации и ликвидации аварий должен предусматривать немедленное информирование соответствующих органов государств, территории которых могут испытать влияние последствий такой аварии.

Планы локализации и ликвидации аварий, утвержденные до вступления в силу данного Закона, сохраняют силу до окончания срока их действия.

Статья 12. Строительство (реконструкция) объектов повышенной опасности осуществляется субъектами ведения хозяйства в соответствии с Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности".

Статья 13 исключена на основании Закона N 1193-VII (1193-18) от 09.04.2014

Статья 14. Расследование аварий на объектах повышенной опасности

Порядок расследования аварий на объектах повышенной опасности устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями этого и других законов.

Статья 15. Предоставление информации и право на получение информации об объектах повышенной опасности

Субъект хозяйственной деятельности в соответствии с законом предоставляет соответствующим центральным органам исполнительной власти, определенным статьей 3 данного Закона, местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и средствам массовой информации, в том числе и тем, основателем которых являются органы местного самоуправления информацию об объектах повышенной опасности, которые находятся в его собственности или в пользовании.

Субъект хозяйственной деятельности уведомляет центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сферах гражданской защиты, охраны труда, пожарной и техногенной безопасности осуществления государственного надзора (контролю) в сфере охраны окружающей естественной среды, обо всех аварийных ситуациях, развитие которых привело или могло привести к аварии.

Центральные органы исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в сферах гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности, осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечивают обработку полученной в соответствии с законом информации о деятельности объектов повышенной опасности и предоставляют ее местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, субъектам хозяйственной деятельности и другим заинтересованным лицам, а также в установленном порядке информируют население об аварийных ситуациях, возникающих на объектах повышенной опасности.

Юридическое или физическое лицо или их представители имеют право в соответствии с законом в течение не более, чем 30 дней получить от субъекта хозяйственной деятельности информацию об опасности, возникшей на объектах повышенной опасности и представляет угрозу для людей и окружающей среды.

Юридическое или физическое лицо имеет право, в установленном законом порядке, самостоятельно собирать информацию о состоянии безопасности объектов повышенной опасности и предоставлять ее органам исполнительной власти органам местного самоуправления, средствам массовой информации и другим заинтересованным лицам, в случае, если им известно или есть основания считать, что такая информация содержит сведения относительно правонарушений, которые имеют место на объектах повышенной опасности и представляют угрозу для людей и окружающей среды.

Статья 16. Возмещение вреда, причиненного аварией на объекте повышенной опасности

Ущерб (в том числе моральный), причиненный физическим или юридическим лицам в результате аварии, которая случилась на объекте повышенной опасности, независимо от вины субъекта хозяйственной деятельности, в собственности или в пользовании которого находится объект повышенной опасности, возмещается субъектом хозяйственной деятельности этим лицам в полном объеме, кроме случаев, когда авария возникла в результате непреодолимой силы или из умысла потерпевшего.

Статья 17. Ответственность за нарушение требований данного Закона

Нарушение требований данного Закона влечет за собой ответственность согласно законам Украины.

Статья 18. Международное сотрудничество

Украина участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения аварий, ограничения (локализации) развития и ликвидации их последствий, обеспечения безопасной для людей и окружающей среды деятельности объектов повышенной опасности.

Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предусмотрено Верховной радой Украины, установлены другие нормы, нежели те, которые предусмотрены данным Законом, то применяются нормы международного договора.

Статья 19. Заключительные положения

  1. Данный Закон вступает в силу со дня его публикации.
  2. Законы, принятые к вступлению в силу данным Законом, действуют в части, которая не противоречит данному Закону.
  3. Пункт 3 статьи 19 исключен на основании Закона N 1193 - VII (1193-18) от 09.04.2014
  4. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Закона:
  • подать на рассмотрение Верховного Совета Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с данным Законом;
  • привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом;
  • обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, которые противоречат данному Закону.
Президент Украины Л.КУЧМА

г. Киев, 18 января 2001 года N 2245 - III