Будинок на Вірменській від 16'700 грн/м2
ЖК Кампус от 15'318 грн/м2
ЖК RYBALSKY рассрочка до сдачи
ЖК Сонцтаун от 13'100 грн/м2
ЖК Park Avenue VIP от 45'000 грн/м2
ЖК Петровский квартал от 9'900 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Предрассудки автокредитования

28.12.2009 | 15:40

Отечественный автомобильный рынок в ноябре сумел проглотить 10,9 тыс. новых авто, что на 16,5% меньше, чем в октябре. Кстати, в октябре авторынок тоже похудел на 17% по сравнению с сентябрем.

Напомним: продажи авто в Украине стали активно падать как раз в ноябре 2008 г. и в итоге составили 38 тыс.авто, но это все равно в 3,5 раза больше, чем украинцы купили в прошлом месяце. Всего же в прошлом году наши соотечественники приобрели рекордные 623 тыс. автомобилей, что на 14,9% больше, чем в 2007 г.

В этом году объем продаж на авторынке, в лучшем случае, составит 160 тыс.авто, что в 3,9 раза меньше, чем в 2008 г. Пока же, за 11 месяцев нынешнего года, было реализовано 149,9 тыс. новых авто, или в 3,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основными причинами тотального снижения потребительского спроса на новые транспортные средства можно назвать девальвацию национальной валюты и почти полное сворачивание банками кредитных программ. Падение гривни привело к тому, что импортные авто для украинцев существенно подорожали. А кредит на покупку нового авто дают сегодня не более 20 банков (да и под куда более жесткие, чем год назад, условия), тогда как в прошлом году таких кредитных финучреждений насчитывалось более 50.

Услуга

Невиданное сокращение продаж и кредитной активности заставило продавцов авто разработать и внедрить свои кредитные программы. "Кредиты все еще пользуются популярностью у населения, несмотря на уменьшение спроса и общее падение продаж автомобилей", - считает Валентин Гнатышин, директор финансовой компании "НИКО Капитал" (г.Киев; с 2008 г. входит в входит в Группу "НИКО"). Естественно, денежными донорами этих программ, как и в былые времена, в большинстве случаев выступают банки. А в автосалонах для желающих оформить покупку в кредит появилась новая должность - кредитный менеджер, который берет на себя всю бумажную волокиту.

Некоторые автосалоны берут на себя ответственность перед банком за невозврат клиентом суммы, недоплаченной за взятый в рассрочку автомобиль. И в единичных случаях кредитором выступает аффилированный с автопроизводителем (которого представляет предлагающий автокредитную программу автосалон) банк. Но любая из перечисленных схем успешно конкурирует с банковскими, предлагая клиентам незначительное снижение (от среднерыночного уровня) процентной ставки и (или) еще ряд бонусов.

Большинство банков требуют авансовый платеж в размере 30-50% от стоимости авто, предоставляя займы со средней ставкой 25% годовых. В то время как некоторые автодилеры (требуя тот же аванс в 30-50%) кредитуют клиентов под 8-16% (правда, на год-два).

"За последний год коммерческие банки практически прекратили кредитование. Мы нашли несколько выходов из этого коллапса, подписали специальные соглашения о кредитовании сразу с несколькими банками-партнерами", - сообщает Элеонора Федорей, руководитель PR-департмента Группы компаний АИС (г.Киев; продажа легковых, коммерческих, грузовых автомобилей, спецтехники и автобусов; с 1992 г.; 40 тыс.чел.).

Кредитные условности

Некоторые автосалоны предлагают несколько кредитных программ. Есть специальные предложения, призванные стимулировать продажи конкретных моделей. У "АВТ Бавария" в столичном автосалоне кредитные программы поддерживают продажи полудесятка моделей. Для них, по сравнению с другими моделями марки, уменьшены и авансовый платеж, и процентная ставка. В "НИКО Капитал" стараются увеличить продажи одной модели, предлагая значительно лучшие условия, нежели на остальной модельный ряд. В "Субару Украина" до ноября кредитная программа распространялась только на одну модель.

Так или иначе, потуги продавцов расшевелить рынок автокредитования пока дают слабые результаты, свидетельствующие лишь о росте популярности продаж в кредит, но никак не способствующие увеличению автопродаж в целом. "По итогам ноября доля продаж в кредит на автомобильном рынке составляет 7,2%, в начале года она не превышала 5%", - комментирует ситуацию г-жа Федорей. "Доля проданных нами в кредит автомобилей выросла с 5,3% от общего объема продаж в январе до 31,1% в ноябре", - гордится достижениями кредитной программы Nissan Finance Ирина Петриашвили, координатор по связям с общественностью компании "Ниссан Мотор Украина".

На 1% (до 437 авто), по сравнению с октябрем, выросли в компании и продажи новых автомобилей. К сожалению, это один из немногих примеров, позволяющих предположить положительное влияние от внедрения и популяризации кредитных программ на общие объемы продаж. "За октябрь и ноябрь 2009 г. на продажи в кредит пришлось 10,4% общего объема реализации автомобилей", - сообщает Олег Давыденко, менеджер по маркетингу и продажам "Субару Украина". - Учитывая, что сфера автомобильного кредитования только начала выходить из кризиса и все еще ощущается недоверие покупателей к финансовым структурам, мы расцениваем этот результат как положительный".

При этом если в октябре компания "Субару Украина" реализовала 134 авто, что на 10% больше, чем в сентябре, то в ноябре продажи упали на 28% по сравнению с октябрем, до 96 авто. Похожая картина и у "НИКО Украина": в сентябре компания продала 767 автомобилей, в октябре - 799, а в ноябре реализовать удалось лишь 714 авто.

"Взять автомобиль в кредит под 26-30% годовых может позволить себе клиент, желающий получить авто сию же минуту. Я не думаю, что ситуация на рынке автокредитования изменится, пока кредитная ставка будет такой высокой. А высокой она будет до тех пор, пока в нашей стране будут такие высокие экономические риски, как сейчас. Цены на банковские услуги должны быть разумными, тогда кредитные программы будут работать значительно интенсивнее. Но на данные перемены уйдет минимум год", - считает Александр Тимофеев, генеральный директор компании "АВТ Бавария".

Банкиры - об автокредитовании

Евгений Демянов, директор департамента продуктов и маркетинга для частных клиентов "Райффайзен Банка Аваль"

Мы не предлагаем кредиты на покупку автомобилей и не планируем этого делать, по крайней мере, до конца первого полугодия 2010 г. Это обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, ожидается активизация на рынке финансирования покупки автомобилей со стороны самих автодилеров. Такое финансирование может осуществляться как через специализированные финансовые компании, так и путем продаж автомобилей в рассрочку. Кроме того, все чаще автомобили покупают с использованием лизинговых программ. Учитывая данные реалии и перспективы, не вижу смысла банкам конкурировать на этом рынке.
Банкиры - о подходах

Максим Жирко, начальник управления развития продуктов и систем индивидуального бизнеса банка "Форум"

Наш банк предоставляет кредиты на покупку автомобилей. Конечно, с учетом кризиса мы пересмотрели свои подходы к кредитованию, что отражается в более тщательном рассмотрении кредитных заявок и ужесточении требований к заемщикам. Потенциальный заемщик должен получать достаточный подтвержденный доход для обслуживания кредита с учетом прожиточного уровня семьи, затрат на обслуживание других кредитных обязательств и пр. Кроме того, минимальный размер собственного участия клиента по программе автокредитования составляет более 40% от стоимости автомобиля.

Следует также отметить, что в нынешних условиях клиенты более тщательно оценивают свою кредитоспособность, чем до кризиса. До кризиса до 60% продаж новых авто обеспечивалось именно за счет кредитов. Сейчас количество кредитующих банков невелико, поэтому наблюдается рост числа клиентов, ориентированных на рынок старых автомобилей.