ЖК Вудстория от 12'500 грн/м2
ЖК Парковая долина от 14'500 грн/м2
КГ Чарівні Стежки 4 км от Киева
ЖК Покрова от 23'750 грн/м2
ЖК Белый Шоколад. Center от 9'490 грн/м2
ЖК Сонцтаун от 12'500 грн/м2

Последние новости: Недвижимость

Легализация теневых доходов граждан – очередной законодательный 'шедевр'

11.08.2010 | 14:15

Нет ни одного зарубежного инвестора, который бы не относился к нашей стране с подозрением. И не зря: объем «теневого капитала», который вертится в Украине, оценивается чуть ли не в 60% ВВП. Тем не менее, уже на днях вступает в силу новая редакция закона, призванного усилить контроль за доходами граждан.

Портал «Политика и деньги» разбирался в новшествах этого документа, основных недостатках и последствиях для украинцев.

Эффективность под вопросом

Наше государство продолжает попытки борьбы с легализаций доходов, полученных не совсем праведными способами. И час расплаты за нелегально накопленные деньги уже совсем близок: с 21 августа вступает в силу новая редакция закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (закон №249-IV от 28.11.2002 , новая редакция закона – акт №2258-VI от 18.05.2010).

Теперь ответственность за свои доходы будут нести как рядовые граждане, так и представители малого бизнеса, а под пристальный взгляд Государственного комитета по финансовому мониторингу попадут многие операции, финансовые – в том числе. Например, сделки по купле-продаже недвижимости или авто, кредиты, депозиты, лизинг и т.д. Кроме того, достаточно суровыми будут санкции за нарушения требований законодательства теми лицами, которые обязаны информировать компетентные органы о проводимых операциях.

Однако есть один существенный недостаток: принятый документ содержит достаточное количество «нестыковок», которые могут значительно усложнить надзор за «отщепенцами» и нелегалами. Поэтому эффективность закона под большим вопросом, и смогут ли нововведения пойти на пользу нашей стране – покажет лишь время.

Кто «попал»?

Одно из главных новшеств состоит в существенном расширении перечня субъектов первичного финансового мониторинга – т. е. лиц, которые должны отчитываться перед государством о финансовых операциях своих клиентов. Так, теперь в круг «стукачей» попадут адвокаты, нотариусы, лица, которые предоставляют юридические услуги, аудиторы и аудиторские фирмы.

Отчитываться в деяниях своих клиентов должны и физлица-предприниматели, которые ведут бухгалтерскую отчетность, принимают участие в операциях купли-продажи недвижимости, в управлении активами клиента, банковским счетом или счетом по ценным бумагам.

Ну, и самое «приятное» в том, что теперь объектом пристального взора государства будут любые действия с имуществом (имущественными правами) осуществленные при помощи субъектов первичного финансового мониторинга. «В данной редакции Закона, финмониторинг затронул практически все операции, превышающие установленный лимит в 150 тыс. грн», - подчеркивает управляющий партнер юридической компании «Ольга Демченко и партнеры» Ростислав Кравец.

Например, приобретая автомобиль, или осуществляя обмен валюты на суму 150 тыс. грн и более, физическому лицу необходимо пройти идентификацию и раскрыть сведения об источниках получения своих доходов. Также должны раскрывать подноготную своих клиентов риэлторы, если человек покупает или продает квартиру на сумму от 400 тыс. грн или эквивалентную в валюте. Это же касается и игроков, которые получили в качестве выигрыша сумму от 13 тыс. грн.

Отдельной статьей идут финансовые операции. В их перечень включены: внесение или снятие депозита в банке, торговля ценными бумагами, выдача кредитов, выплата, получение, перечисление страхового платежа, проведение страховой выплаты или возмещения. В этом случае информация должна раскрываться, если операции имеют запутанный или непривычный характер, не соответствуют роду деятельности клиента, либо проводятся неоднократно и дают основания полагать, что их цель – сокрытие объемов нелегально заработанных денег и своих доходов.

Штрафы увеличены

Ответственность за нарушение законодательства также усилится. Во-первых, размер максимального штрафа новым законом увеличен в три раза и составляет теперь 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (51 тыс. грн), для частных предпринимателей – 200 необлагаемых минимумов (14 тыс. грн).

Во-вторых, за несоблюдение требований закона установлена градация размеров штрафов от 100 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан, в зависимости от вида нарушения и субъекта нарушения (юридические лица, не юридические лица, физические лица – предприниматели).

И, в-третьих, принятая редакция закона предусматривает новый вид санкции – временное отстранение должностного лица субъекта первичного финансового мониторинга от должности. «Основанием применения такой санкции является грубое нарушение должностным лицом требований Закона и других нормативно-правовых актов, регулирующих сферу предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», - говорит Артем Федосин, юрист ЮК «Ващенко, Бугай и Партнёры».

Тем не менее, нужно принять во внимание, что санкции коснутся исключительно субъектов первичного финмониторинга, а, значит, на рядовых граждан они не распространятся.

Мелкие недоработки

Как уже было сказано, принятый закон грешит изрядным количеством «шероховатостей». Первая нестыковка появляется на этапе обнародования информации о финансовых операциях. По идее, закон предусматривает, что увеличение субъектов финансового мониторинга за счет указанных лиц приведет к росту обнародованных финансовых потоков клиентов и уменьшению степени сокрытия доходов. Однако, в то же время, документ не имеет четко выписанной нормы, регламентирующей порядок информирования о проводимых операциях.

«Согласно новой редакции закона, перечисленные субъекты не обязаны ни выявлять финансовые операции, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу, ни ставить Госфинмониторинг в известность о проведении таких операций», - подчеркивает Виталий Рубан, юрист LCF LAW GROUP.

Кроме того, закон закрепляет нечеткие, исключительно оценочные категории для отнесения операций к тем, которые подлежат финмониторингу. Например, запутанность или неопределенность характера операции, отсутствие экономического смысла и т.д. Эти критерии, по мнению юристов, приведут к принятию субъективных решений, а, следовательно, не всегда обоснованному привлечению внимания со стороны Госфинмониторинга.

Также вызывает сомнение обоснованность нормы, согласно которой субъекты финмониторинга (например, нотариусы или адвокаты) должны самостоятельно определять узреть взаимосвязь своего клиента с отмыванием «грязных» денег. Это – еще один шаг к субъективным решениям, так как законодательно алгоритм установления связанности операций с «теневым капиталом» не определен. Значит, вполне очевидно, что подозрения зачастую будут безосновательными.

Плюс ко всему, субъекты финмониторинга получили право требовать от клиентов информацию о его деятельности и финансовом состоянии (например, от частного предпринимателя). «Дополнительные данные могут быть получены из других источников, если такая информация является открытой. Кроме того, определен перечень случаев, при которых изучается финансовая деятельность клиента», - говорит адвокат Денис Тельчаров.

В то же время нет никаких критериев и четко обозначенных объемов информации, которую должен предоставить клиент. «Отсутствие четко определенных границ может быть условием для безосновательных требований от клиента не только информации относительно конкретной финансовой операции, которая является объектом мониторинга, но и любой другой информации: о хозяйственной, финансовой деятельности, контрагентах и т.д.», - предупреждает Виталий Рубан.

Победа или поражение?

В итоге законодательные новшества могут пойти не на пользу, а лишь во вред. Во-первых, не исключено, что с целью минимизации своих рисков, а также из-за нечеткости способов определения связи тех или иных операций с легализацией средств полученных преступным путем, субъекты финмониторинга будут уведомлять соответствующие госорганы практически о любых шагах своих клиентов.

«Поэтому фактически любой человек, в отношении которого у субъекта финансового мониторинга может возникнуть подозрение в нарушении действующего законодательства касающегося легализации доходов полученных преступным путем, может попасть под пристальное внимание Госкомитета по финмониторингу, правоохранительных и разведывательных органов», - считает Ростислав Кравец.

Во-вторых, недоработки закона позволят обходить и двояко трактовать его нормы, а, учитывая ужесточение санкций за нарушение о неинформировании госведомства, это подтолкнет субъектов финмониторинга к еще более субъективной оценке своих клиентов и (не исключено) ошибочной трактовке доходов клиента к разряду нелегальных или «теневых».

И, в-третьих. Не секрет, что многие виды деятельности (купля-продажа недвижимости или финансовые операции) активно используются для оптимизации налогообложения. Поэтому новые законодательные и во многом несовершенные рамки попросту будут подталкивать субъектов финмониторинга к поиску новых путей ухода от легализации.

Вот такой очередной законодательный «шедевр» в новой редакции приняли народные депутаты, поданный на рассмотрение парламента еще по инициативе Кабмина Юлии Тимошенко. Напомним также, что ряд норм данного закона противоречит закону о персональных данных, в котором, в частности, предусматривается жесткая защита персональных данных украинцев.