ЖК Идея от 9'650 грн/м2
ЖК Continent от 9'900 грн/м2
ЖК Spas Sky Скидка 5%!
ЖК FreeDOM от 18'000 грн/м2
Белый Шоколад. City Lake от 9'490 грн/м2
ЖК RiverStone от 33'645 грн/м2

Ведение лесного хозяйства


Раздел 5 - Лесного кодекса Украины

Глава 12 - Содержание и основные требования к ведению лесного хозяйства

Статья 63. Содержание ведения лесного хозяйства

Ведение лесного хозяйства заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

Статья 64. Основные требования к ведению лесного хозяйства

Предприятия, учреждения, организации и граждане осуществляют ведение лесного хозяйства с учетом хозяйственного назначения лесов, естественных условий и обязаны:

  1. обеспечивать усиление водоохранных, защитных, климаторегулющих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов с целью улучшения окружающей среды и охраны здоровья людей;
  2. обеспечивать непрерывное, устойчивого и рациональное использование лесных ресурсов для удовлетворения потребностей производства и населения в древесине и другой лесной продукции;
  3. осуществлять воспроизводство лесов;
  4. обеспечивать повышение производительности, улучшение качественного состава лесов и сохранение биотического и другого природного разнообразия в лесах;
  5. осуществлять охрану лесов от пожаров, защиту от вредителей и болезней, незаконных рубок и других повреждений;
  6. рационально использовать лесные участки.

Глава 13 - Использование лесных ресурсов

Статья 65. Виды использования лесных ресурсов

Использование лесных ресурсов может осуществляться в порядке общего и специального использования.

Статья 66. Общее использование лесных ресурсов

Граждане имеют право в лесах государственной и коммунальной собственности, а также с согласия собственника в лесах частной собственности свободно находиться, безвозмездно без выдачи специального разрешения собирать для собственного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, ягоды, орехи, грибы и т.д., кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом и другими законодательными актами Украины.

Максимальные нормы бесплатного сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.п. устанавливаются органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере лесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями. В случае принятия решения об установлении максимальных норм бесплатной сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.д. областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями такое решение соглашается центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

Граждане при осуществлении общего использования лесных ресурсов обязаны выполнять требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться лесными ресурсами, указанными в части первой настоящей статьи, способами и в объемах, не наносящих ущерба воспроизводству этих ресурсов, не ухудшающими санитарного состояния лесов.

Статья 67. Специальное использование лесных ресурсов

В порядке специального использования могут осуществляться следующие виды использования лесных ресурсов:

  1. заготовка древесины;
  2. заготовка второстепенных лесных материалов;
  3. побочные лесные пользования;
  4. использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей, нужд охотничьего хозяйства, научно-исследовательских работ.

Законодательством Украины могут предусматриваться и другие виды специального использования лесных ресурсов.

Специальное использование лесных ресурсов осуществляется в пределах лесных участков, выделенных для этой цели.

Порядок и условия осуществления специального использования лесных ресурсов устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 68. Выделение лесных участков для специального использования лесных ресурсов

Специальное использование лесных ресурсов осуществляется на лесных участках, выделяемых для этой цели, без предоставления земельных участков.

Лесной участок может быть выделен одному или нескольким временным лесопользователям для различных видов использования лесных ресурсов.

Земли, которые были затронуты при использовании лесных ресурсов, приводятся в соответствии с требованиями законодательства виновными в этом лицами за их счет в состояние, пригодное для использования по назначению.

Статья 69. Специальное разрешение на использование лесных ресурсов

Специальное использование лесных ресурсов на выделенном лесном участке проводится по специальному разрешению - лесорубный билет или лесной билет, выдается бесплатно

Специальное разрешение на заготовку древесины в порядке рубок главного пользования выдается органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере лесного хозяйства.

Специальное разрешение на другие виды специального использования лесных ресурсов представляется владельцами лесов или постоянными лесопользователями.

На выделенных лесных участках могут использоваться только те лесные ресурсы и только для целей, предусмотренных выданным специальным разрешением.

Специальное разрешение выдается владельцами лесов или постоянными лесопользователями в установленном порядке также на проведение других рубок и работ, связанных и не связанных с ведением лесного хозяйства.

Формы специальных разрешений и порядок их выдачи утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Решение о выдаче или отказе в выдаче специального разрешения на использование лесных ресурсов принимается в течение одного месяца со дня подачи документов собственником леса или лесопользователем.

Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче специального разрешения является:

  • принятие в установленном порядке решения об изменении деления лесов на категории, в пределах которых находятся лесные участки, выделенные для специального использования лесных ресурсов, или о выделении особо защитных лесных участков;
  • принятие решения о прекращении деятельности лесопользователя;
  • неустановление лимитов использования лесных ресурсов или их превышения;
  • несоблюдение установленного порядка выдачи специального разрешения на использование.

Специальное разрешение на использование лесных ресурсов аннулируется в случае:

  • прекращения права пользования лесами по основаниям, предусмотренным статьей 22 настоящего Кодекса;
  • прекращение права использования лесных ресурсов по основаниям, предусмотренным статьей 78 настоящего Кодекса.

Статья 70. Заготовка древесины

Заготовка древесины осуществляется при использовании лесных ресурсов в порядке рубок главного пользования, проводимых в спелых и перестойных древостоев.

Для заготовки древесины во время рубок главного пользования в первую очередь предназначаются поврежденные, усыхающие, прочие древостои, нуждающиеся в срочной рубке по своему состоянию, и древостои, вышедшие из подсачивания.

В зависимости от категорий лесов, природных лесорастительных условий, биологических особенностей древесных пород и других особенностей применяются такие системы рубок главного пользования: сплошные, постепенные или выборочные, комбинированные рубки.

Древесина заготавливается также при осуществлении лесохозяйственных мероприятий, не связанных с использованием лесных ресурсов (улучшение качественного состава лесов), и при проведении других мероприятий (расчистка лесных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог т.п.).

Во время проведения заготовки древесины не допускаются вырубка и повреждение:

При проведении заготовки древесины не разрешаются вырубка и повреждение:

  • ценных и редких деревьев и кустарников, занесенных в Красную книгу Украины;
  • семенников и плюсовых деревьев, а также деревьев с гнездами редких видов птиц, занесенных в Красную книгу Украины (черный аист, скопа, орлан-белохвост и другие), дуплистых и старых деревьев.

В исключительных случаях вырубка семенников и плюсовых деревьев может быть осуществлена с разрешения органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере лесного хозяйства, а в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда - в установленном порядке с разрешения органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

Вырубка деревьев и кустарников, занесенных в Красную книгу Украины, осуществляется в установленном порядке только с разрешения центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды

Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, а также прочих рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, производится владельцами лесов и постоянными лесопользователями, которым в установленном порядке предоставлено это право.

В случае осуществления строительных и других работ на лесных участках заготовка древесины проводится теми гражданами и юридическими лицами, которым предоставлены земельные участки для таких целей, если в решении о предоставлении земельного участка не предусмотрено иное.

В пралесах, квазипралесах, природных лесах запрещаются заготовка древесины, все виды рубок, в том числе формирования и оздоровления лесов, и удаление захламленности.

Статья 71. Лимит заготовки древесины в порядке рубок главного пользования

Лимитом заготовки древесины в порядке рубок главного пользования является утвержденная в установленном порядке расчетная лесосека. Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.

Статья 72. Заготовка второстепенных лесных материалов

В лесах без причинения им вреда может осуществляться заготовка второстепенных лесных материалов: живицы, пней, луба и коры, древесной зелени, древесных соков.

Нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства может быть предусмотрена заготовка других второстепенных лесных материалов.

Лимит использования лесных ресурсов при заготовке второстепенных лесных материалов устанавливается соответствующими органами исполнительной власти по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

Статья 73. Побочное лесное использование

К побочному лесному использованию относятся: заготовка сена, выпаса скота, размещения пасек, заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, сбор лесной подстилки, заготовка камыша.

Нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства могут быть предусмотрены и другие виды побочного лесного использования.

Побочное лесное использование должно осуществляться без причинения вреда лесу.

Лимит использования лесных ресурсов при осуществлении побочного лесного использования устанавливается органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом по представлению органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральных органов исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, согласованным с органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями. В случае принятия решения об установлении лимита использования лесных ресурсов при заготовке второстепенных лесных материалов областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями такое решение соглашается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

Статья 74. Использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ

Использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ осуществляется с учетом требований по сохранению лесной среды и природных ландшафтов с соблюдением правил архитектурного планирования пригородных зон и санитарных требований.

В лесах, используемых для отдыха, лесопользователи должны осуществлять работы по их благоустройству.

Статья 75. Использование полезных свойств лесов для нужд охотничьего хозяйства

Использование полезных свойств лесов для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законами Украины "О животном мире", "Об охотничьем хозяйстве и охоте".

Статья 76. Создание благоприятных условий для жизни диких животных

Использование лесных ресурсов и проведение лесохозяйственных мероприятий должны осуществляться с учетом сохранения благоприятных условий для жизни диких животных.

Временные лесопользователи на лесных участках, выделенных им для нужд охотничьего хозяйства, могут по согласованию с владельцами лесов или постоянными лесопользователями создавать кормовые и защитные участки, осуществлять другие мероприятия, связанные с ведением охотничьего хозяйства.

Статья 77. Рентная плата за специальное использование лесных ресурсов

Специальное использование лесных ресурсов, помимо размещения пасек, является платным.

Рентная плата за специальное использование лесных ресурсов устанавливается Налоговым кодексом Украины.

Статья 78. Прекращение права использования лесных ресурсов

Право использования лесных ресурсов прекращается в случае:

  1. добровольного отказа от использования лесных ресурсов;
  2. истечения срока, на который было предоставлено право использования лесных ресурсов;
  3. прекращения деятельности лесопользователей, которым было предоставлено право использования лесных ресурсов;
  4. нарушения правил и норм, условий специальных разрешений на использование лесных ресурсов;
  5. использования лесных ресурсов способами, которые негативно влияют на состояние и воспроизводство лесов, приводят к ухудшению окружающей среды;
  6. нарушения установленных сроков взимания сбора за использование лесных ресурсов;
  7. использования лесного участка не по целевому назначению;
  8. невозмещения в установленном порядке ущерба, причиненного лесному хозяйству в результате нарушений лесного законодательства, и невыполнения требований по устранению выявленных недостатков.

Прекращение права использования лесных ресурсов осуществляется в установленном порядке путем аннулирования лесорубочного билета или лесного билета теми органами, которые их выдали.

В случаях, предусмотренных пунктами 4-8 части первой настоящей статьи, решение об аннулировании лесорубочного билета или лесного билета может быть обжаловано лесопользователем в суде.

Законом могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права использования лесных ресурсов.

Глава 14 - Воспроизводство лесов

Статья 79. Цель воспроизводства лесов

Воспроизводство лесов осуществляется в целях:

  1. достижения оптимальной лесистости путем создания в максимально короткие сроки новых насаждений наиболее экономически и экологически целесообразными способами и технологиями;
  2. повышения водоохранных, почвозащитных, санитарно-гигиенических, других полезных свойств лесов и защитных лесных насаждений;
  3. улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности и биологической устойчивости.

Воспроизводство лесов осуществляется путем их восстановления и лесоразведения.

В пралесах, квазипралесах и природных лесах не проводятся мероприятия по их восстановлению.

Статья 80. Восстановление лесов

Восстановление лесов осуществляется на лесных участках, которые были покрыты лесной растительностью (срубы, пепелища и т.п.).

Срубы и пожарища подлежат облесению в течение не более двух лет. Погибшие лесные культуры, восстанавливаются в следующем году. Сроки облесения могут быть продлены в связи с необходимостью ликвидации последствий стихии (ветровал, пожар, засуха и т.д.) органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства.

На лесных участках, занятых кустарниками, низкопродуктивными и малоценными древостоями, восстановление более ценных и высокопродуктивных древостоев осуществляется путем реконструкции и проведения лесокультурных работ.

Статья 81. Лесоразведение

Лесоразведение осуществляется на предназначенных для создания лесов землях, не покрытых лесной растительностью, прежде низкопродуктивных и непригодных для использования в сельском хозяйстве (овраги, балки, пески и т.д.), на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных для создания полезащитных лесных полос и других защитных насаждений.

Земли, предназначенные для лесоразведения, согласно Земельного кодекса Украины относятся к землям лесного фонда.

Статья 82. Объемы и способы восстановления лесов и лесоразведение

Объемы работ по восстановлению лесов и лесоразведению определяются на основании материалов лесоустройства или специального обследования с учетом фактических изменений в лесном фонде Украины и состояния земель, подлежащих облесению.

Восстановление лесов проводится способами, обеспечивающими создание высокопродуктивных лесов из хозяйственно ценных древесных и кустарниковых пород.

Лесоразведение проводится способами, обеспечивающими создание продуктивных древостоев с высокими защитными свойствами. 

Глава 15 - Повышение производительности, улучшение качественного состава лесов и сохранение биоразнообразия в лесах

Статья 83. Мероприятия по повышению продуктивности лесов

С целью повышения продуктивности лесов их владельцы и постоянные лесопользователи проводят мероприятия по:

  1. уменьшению площади земель, занятых кустарниками, редколесьем, низкополнотелыми и неустойчивыми древостоями;
  2. повышению плодородия почв (мелиорация, предотвращение эрозии почв, заболачивание, засоление и другие негативнык процессы);
  3. внедрение современных достижений селекции, лесного семеноводства, сортоиспытания ценных в хозяйственном отношении древесных пород;
  4. эффективному уходу за лесными культурами;
  5. охране лесов от пожаров, защите от вредителей и болезней;
  6. оптимизации возрастной структуры лесов.

Статья 84. Мероприятия по улучшению качественного состава лесов

С целью улучшения качественного состава лесов, их оздоровления, усиления защитных свойств владельцы лесов и постоянные лесопользователи осуществляют лесохозяйственные мероприятия (рубки ухода за лесом, санитарные рубки, лисовосстановительные рубки древостоев, теряющих защитные, водоохранные и другие полезные свойства, рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков и производных древостоев т.п.).

В пралесах, квазипралесах и природных лесах мероприятия по повышению продуктивности и улучшению качественного состава лесов, санитарные рубки и удаление захламленности не проводятся.

Статья 85. Сохранение биоразнообразия в лесах

Сохранение биоразнообразия в лесах осуществляется их собственниками и постоянными лесопользователями на генетическом, видовом, популяционном и экосистемном уровнях путем:

  1. создания и объявления в установленном законом порядке на наиболее ценных лесных участках территорий и объектов природно-заповедного фонда, развития экологической сети;
  2. выделения, создания и сохранения объектов ценного генетического фонда лесных пород (генетических резерватов, плюсовых древостоев и деревьев, коллекционных лесных участков, лисопосевных участков и плантаций, исследовательских и испытательных культур и т.п.);
  3. недопущения генетического загрязнения генофондов аборигенных пород и инвазий интродуцированных видов в природные экосистемы;
  4. применения экологически ориентированных способов воспроизводства лесов и использования лесных ресурсов;
  5. обеспечения охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, растительных сообществ, лесов, других ценных природных комплексов в соответствии с природоохранным законодательством.

Глава 16 - Охрана и защита лесов

Статья 86. Организация охраны и защиты лесов

Организация охраны и защиты лесов предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на сохранение лесов от пожаров, незаконных рубок, повреждения, ослабления и другого вредного влияния, защиты от вредителей и болезней.

Владельцы лесов и постоянные лесопользователи обязаны разрабатывать и проводить в установленный срок комплекс противопожарных и других мероприятий, направленных на сохранение, охрану и защиту лесов. Перечень противопожарных и других мероприятий, требования по составлению планов этих мероприятий определяются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Защита лесов от вредителей и болезней обеспечивается путем систематического наблюдения за состоянием лесов, своевременного выявления очагов вредителей и болезней леса, осуществление профилактики возникновения таких очагов, их локализации и ликвидации.

Охрана и защита лесов может осуществляться с применением авиации. Зона авиационной охраны и защиты лесов определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства с учетом заказов владельцев лесов и постоянных лесопользователей.

Обеспечение охраны и защиты лесов возлагается на центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства и органы местного самоуправления, владельцев лесов и постоянных лесопользователей соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 87. исключена

Статья 88. Установление запрета на пользование лесами

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных настоящим Кодексом, могут устанавливать запрет или ограничения на посещение лесов населением, а также проведение определенных видов работ на отдельных лесных участках на период пожарной опасности и при проведении мер борьбы с вредителями.

Статья 89. Осуществление охраны и защиты лесов

Охрану и защиту лесов на территории Украины осуществляют:

  • государственная лесная охрана, которая действует в составе центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства, органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу его управления;
  • лесная охрана других постоянных лесопользователей и владельцев лесов.

Государственная лесная охрана, которая действует в составе центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам лесного хозяйства и предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере их управления.

Порядок деятельности государственной лесной охраны и лесной охраны определяется положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Статья 90. Основные задачи государственной лесной охраны

Основными задачами государственной лесной охраны являются:

  • осуществление государственного контроля за соблюдением лесного законодательства;
  • обеспечение охраны лесов от пожаров, незаконных рубок, защита от вредителей и болезней, повреждений в результате антропогенного и иного вредного воздействия.

Статья 91. Полномочия должностных лиц государственной лесной охраны

Должностные лица государственной лесной охраны имеют право:

  1. беспрепятственно обследовать в установленном законодательством порядке леса, находящиеся в собственности или пользовании граждан и юридических лиц;
  2. проверять в установленном порядке у граждан и юридических лиц наличие разрешений и других документов на использование лесных ресурсов и пользование лесами;
  3. составлять протоколы и рассматривать в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях, о правонарушениях в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
  4. останавливать транспортные средства и проводить осмотр вещей, транспортных средств, орудий, добытой в лесу продукции и других предметов;
  5. в случае невозможности установления личности правонарушителя лесного законодательства на месте совершения правонарушения доставлять его в органы Национальной полиции или в органы местного самоуправления для составления протокола об административном правонарушении;
  6. в случае нарушения лесного законодательства изымать в установленном законом порядке у граждан и юридических лиц документы, добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, а также транспортные средства, являющиеся орудиями правонарушения, и решать вопрос об их дальнейшей принадлежности и использовании;
  7. проводить в случаях, установленных законом, фотографирование, звукозапись, кино-и видеосъемку как вспомогательное средство для предотвращения нарушений в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
  8. вызывать граждан, в том числе должностных лиц, для получения от них устных или письменных объяснений в связи с нарушением ими лесного законодательства;
  9. беспрепятственно посещать территорию и помещения предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих добычу, хранение или переработку продуктов леса, с целью осуществления надзора за законностью использования лесных ресурсов;
  10. определять по утвержденным таксам и методикам размер ущерба, причиненного лесному хозяйству;
  11. аннулировать разрешения или другие документы на право использования лесных ресурсов в случаях нарушения лесного законодательства;
  12. принимать решение об ограничении или запрещении хозяйственной и иной деятельности;
  13. направлять в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, иски в суд;
  14. подавать иск в суд о возмещении потерь лесохозяйственного производства, а также возвращения самовольно или временно занятых лесных участков, срок пользования которыми закончился;
  15. давать обязательные для исполнения предписания по вопросам, относящимся к их полномочиям.

Должностные лица государственной лесной охраны могут иметь и иные полномочия в соответствии с законом.

Должностные лица государственной лесной охраны обеспечиваются форменной одеждой.

Должностные лица государственной лесной охраны имеют право на хранение, ношение и применение специальных средств и оружия в порядке, установленном законодательством, и использовать специальные транспортные средства с цветографическим окраской и надписью с эмблемой.

Статья 92. Социально-правовая защита должностных лиц государственной лесной охраны

Государство гарантирует защиту чести, достоинства, здоровья, жизни, имущества должностных лиц государственной лесной охраны и членов их семей от преступных посягательств и иных противоправных действий.

Должностные лица государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.

(Часть третья статьи 92 исключена на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014)

Должностные лица государственной лесной охраны обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с законодательством.

Вред, причиненный уничтожением или повреждением имущества должностного лица государственной лесной охраны или членов его семьи в связи с выполнением им служебных обязанностей, компенсируется в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

(Часть шестая статьи 92 исключена на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014)

(Часть седьмая статьи 92 исключена на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014)

(Часть восьмая статьи 92 исключена на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014)

Годовая заработная плата должностного лица государственной лесной охраны, которая берется для начисления размера единовременного пособия, включает все виды денежных выплат, которые получило должностное лицо за время работы в последней должности за год, предшествовавший роковой гибели или повреждения здоровья.

(Часть десятая статьи 92 исключена на основании Закона № 77-VIII от 28.12.2014)

Порядок возмещения ущерба, причиненного имуществу, должностному лицу государственной лесной охраны или членам его семьи устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Глава 17 - Контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов

Статья 93. Задача контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов

Задачами контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизведством лесов являются:

  1. обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
  2. обеспечение соблюдения лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
  3. обеспечение соблюдения лесного законодательства владельцами лесов, постоянными и временными лесопользователями;
  4. предотвращение нарушений законодательства в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, своевременное выявление таких нарушений и принятие соответствующих мер по их устранению.

Статья 94. Государственный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов

Государственный контроль за охраной, защитой, использованием и воссозданием лесов осуществляется Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, органами исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом

Статья 95. Общественный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов

Общественный контроль за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды.

Полномочия общественных инспекторов определяются положением, утверждаемым центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды.

Статья 96. Участие общественных природоохранных организаций в сфере лесных отношений

Общественные природоохранные организации в сфере лесных отношений имеют право:

  1. участвовать в разработке планов, программ, связанных с охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов;
  2. свободного доступа к информации о состоянии лесов и ведение хозяйства в них;
  3. принимать участие в мероприятиях международных неправительственных организаций по вопросам охраны и воспроизводства лесов;
  4. вносить предложения по разработке нормативно-правовых актов по вопросам ведения лесного хозяйства и их изменения;
  5. обжаловать в установленном законом порядке решение об отказе или несвоевременное предоставление по запросу информации о состоянии лесов или неправомерное отклонение запроса и его неполное удовлетворение.

Деятельность общественных природоохранных организаций в сфере лесных отношений осуществляется в соответствии с законом на основе их уставов.

Статья 97. Информирование о состоянии и воспроизводства лесов

Информирование о состоянии и воспроизводства лесов осуществляется согласно Закону Украины "Об охране окружающей природной среды" и других законов.

Глава 18 - Финансирование мероприятий по повышению производительности, улучшению качественного состава лесов, их охраны, защиты и воспроизводства

Статья 98. Финансирование мероприятий по повышению производительности, улучшению качественного состава лесов, их охраны, защиты и воспроизводства

Расходы на повышение производительности, улучшение качественного состава лесов, их воспроизводства и охраны осуществляются за счет:

  • государственного бюджета и собственных средств предприятий, учреждений и организаций лесного хозяйства - в отношении лесов государственной собственности;
  • местного бюджета и собственных средств предприятий, учреждений и организаций лесного хозяйства - в отношении лесов государственной и коммунальной собственности;
  • собственных средств владельцев лесов - в отношении лесов частной собственности.

Расходы на указанные мероприятия могут осуществляться за счет других источников, не запрещенных законом.

Порядок использования средств, выделяемых из Государственного бюджета Украины на ведение лесного хозяйства, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Порядок использования средств, выделяемых из местного бюджета на ведение лесного хозяйства, устанавливается соответствующими органами местного самоуправления.

Глава 19 - Экономическое стимулирование мероприятий по расширенному воспроизводству лесов

Статья 99. Экономическое стимулирование мероприятий по расширенному воспроизводству лесов

Государство осуществляет экономическое стимулирование мероприятий по расширенному воспроизводству лесов, в частности путем:

  • компенсации затрат собственникам лесов и лесопользователям при внедрении ими мер по расширенному воспроизводства лесов;
  • применения ускоренной амортизации основных фондов землеохоронного, лесоохранного и природоохранного назначения.

Компенсация расходов производится за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в соответствии с общегосударственными, государственными и региональными (местными) программами.

Основанием для рассмотрения вопроса об экономическом стимулировании мер по расширенному воспроизводству лесов является заявление или ходатайство владельцев лесов и лесопользователей в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления по местонахождению лесного участка.

Порядок экономического стимулирования внедрения мер по расширенному воспроизводству лесов устанавливает Кабинет Министров Украины.

Глава 20 - Особенности охраны, защиты, использованию и воспроизведению лесов на отдельных категориях земель

Статья 100. Особенности охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов на землях природно-заповедного фонда

Порядок охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов на землях природно-заповедного фонда определяется в соответствии с Законом Украины "О природно-заповедном фонде Украины", этого Кодекса и других актов законодательства.

Статья 101. Особенности охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов на землях обороны

Леса, расположенные на землях обороны, предназначенные для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законом.

Охрана, защита, использование и воспроизведение лесов на землях обороны проводятся специализированными лесохозяйственными подразделениями с учетом режима этих территорий в порядке, установленном Законом Украины "Об использовании земель обороны", этим Кодексом и другими актами законодательства.

Статья 102. Особенности охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов на земельных участках зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению

Охрана, защита, использование и воспроизводство лесов на земельных участках зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, осуществляются в порядке, установленном Законом Украины "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы", этим Кодексом и другими актами законодательства.