Раздел 5 - Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг
Статья 16. Общие требования к предоставлению жилищно-коммунальных услуг
1. Предоставление коммунальных услуг и предоставление услуги по управлению многоквартирным домом осуществляются непрерывно, кроме времени перерывов на:
1) проведение ремонтных и профилактических работ согласно строительным нормам и правилам, правилам технической эксплуатации и пользования, положениям о проведении текущего и капитального ремонтов и другим нормативно-правовым актам;
2) межотопительный период для сетей (систем) отопления (теплоснабжения) исходя из климатических условий согласно нормативно-правовым актам;
3) устранение последствий аварии.
2. В случае применения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг исполнитель обязан уведомить потребителя через средства массовой информации или иным способом, гарантирующим доведение такой информации до каждого потребителя, о таком плановом перерыве не позднее чем за 10 рабочих дней (кроме перерыва на ликвидацию последствий аварии). В сообщении необходимо указать причину и сроки перерыва в предоставлении соответствующих услуг.
В случае применения перерыва в предоставлении коммунальных услуг на ликвидацию последствий аварии исполнитель обязан сообщить потребителю через средства массовой информации или иным способом, гарантирующим доведение такой информации до потребителя, о таком перерыве не позднее чем через три часа с начала такого перерыва. В сообщении указываются причины и сроки перерыва в предоставлении соответствующих коммунальных услуг.
3. Качество коммунальной услуги должно удовлетворять требованиям, установленным настоящим Законом, другими актами законодательства и договором. Обязанность обеспечения соответствия качества коммунальной услуги установленным требованиям возлагается на исполнителя такой услуги.
Обязанность обеспечения соответствия качества услуги управления установленным требованиям и договора возлагается на управляющего многоквартирного дома.
Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг осуществляется уполномоченным центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного надзора (контроля) соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
4. Обязанность по обеспечению готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых систем, находящихся в жилом доме (в том числе многоквартирном) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на владельца такого дома (совладельцев многоквартирного дома), если эта обязанность не возложено им (ими) на управляющего или другое лицо в соответствии с законом или договором.
5. При наступлении перерывов, определенных настоящей статьей, плата за соответствующие жилищно-коммунальные услуги за время таких перерывов не начисляется.
Статья 17. Коммерческий учет коммунальных услуг
1. Коммерческий учет коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения осуществляется узлами учета соответствующих коммунальных услуг, обеспечивающих общий учет их потребления в здании, его части (подъезде), оборудованном отдельным инженерным вводом, согласно его показаниям ( их) средств измерительной техники.
Распределение объемов потребленных в здании услуг по снабжению тепловой энергией, горячей и холодной водой между потребителями осуществляется в соответствии с законодательством.
Расходы, связанные с обслуживанием и заменой узлов коммерческого учета воды и тепловой энергии, возмещаются:
- путем уплаты потребителями коммунальных услуг исполнителю коммунальной услуги платы за абонентское обслуживание, которая может превышать предельный размер, определенный Кабинетом министров Украины, - в случае заключения индивидуальных договоров или индивидуальных договоров с обслуживанием внутридомовых систем;
- за счет совладельцев многоквартирного дома - при заключении коллективного договора о предоставлении коммунальных услуг, договоров о предоставлении коммунальных услуг с коллективным потребителем или в случае принятия совладельцами соответствующего решения об обслуживании и замене узлов коммерческого учета.
Порядок и условия обслуживания и замены узла коммерческого учета определяются правилами и типовыми договорами о предоставлении соответствующих коммунальных услуг.
2. Коммерческий учет коммунальных услуг по снабжению и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии в многоквартирном доме осуществляется установленными в жилых и нежилых помещениях потребителей узлами учета, обеспечивающими индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома.
3. Объем предоставляемых потребителю услуг по централизованному водоотводу определяется на уровне объемов потребленных им услуг по централизованному водоснабжению и снабжению горячей водой, кроме случаев, установленных законодательством.
4. В случае отсутствия или неисправности узлов учета, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, коммерческий учет осуществляется в установленном законодательством порядке в месте ввода соответствующих внешних инженерных сетей в здание (ее часть), а для услуг по снабжению и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии - в месте ввода соответствующих внутридомовых систем в жилое или нежилое помещение потребителя.
Статья 18. Услуги по управлению многоквартирным домом
1. Управление многоквартирным домом управляющим осуществляется на основании договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, заключаемого согласно типовому договору.
2. Управляющий ведет отдельный учет доходов и расходов (учетную карту) по каждому многоквартирному дому, который находится в его управлении, и обеспечивает совладельцам многоквартирного дома свободный доступ к этой информации об их доме в порядке, предусмотренном договором.
3. В случае если по поручению совладельцев управляющий осуществляет накопление средств на реконструкцию, реставрацию, проведение капитального ремонта, технического переоснащения общего имущества в многоквартирном доме, предоставляет в аренду, устанавливает сервитут по общему имуществу многоквартирного дома или если управляющий заключил договоры с исполнителями имени и за счет совладельцев (кроме случая заключения коллективного договора о предоставлении коммунальных услуг), управляющий обязан открыть для приема платежей и проведения расчетов по каждому находящемуся в его управлении многоквартирному дому отдельный банковский счет и обеспечить совладельцам многоквартирного дома свободный доступ к информации о движении средств на соответствующем счете.
Средства такого счета являются собственностью совладельцев многоквартирного дома и используются исключительно по целевому назначению.
4. В случае если договором о предоставлении услуг по управлению предусмотрена обязанность управляющего заключить договор страхования своей ответственности за ущерб, причиненный общему имуществу, правам и законным интересам совладельцев многоквартирного дома вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения управителем своих обязанностей, управляющий в течение одного месяца после заключения договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом (или внесения изменений в него) обязан заключить такой договор страхования сроком не менее срока действия договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом и своевременно его продолжать (заключать новый).
5. Управляющий - юридическое лицо обязан иметь в штате не менее одного наемного работника, прошедшего профессиональную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям профессии "менеджер (управитель) жилого дома (группы домов)".
Управляющий - физическое лицо - предприниматель обязан самостоятельно пройти профессиональную аттестацию или иметь в штате по трудовому договору не менее одного наемного работника, прошедшего профессиональную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям профессии "менеджер (управитель) жилого дома (группы домов)".
Порядок осуществления профессиональной аттестации управляющих по профессии "менеджер (управитель) жилого дома (группы домов)" и перечень критериев, которым должны соответствовать предприятия, учреждения, организации, осуществляющие такую профессиональную аттестацию, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
6. Доходы от использования общего имущества многоквартирного дома и установки сервитутов направляются на капитальный ремонт (замену) общего имущества многоквартирного дома, если иное не установлено договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом или решением совладельцев многоквартирного дома или объединение совладельцев многоквартирного дома.
7. В случае невыполнения управителем требований настоящего Закона и договора совладельцы многоквартирного дома или объединения совладельцев многоквартирного дома вправе потребовать досрочного прекращения договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом.
8. В случае прекращения действия договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом управляющий многоквартирного дома обязан не позднее дня, следующего за днем прекращения действия договора, передать новому управляющему многоквартирному дому или лицу, уполномоченному совладельцами или объединением совладельцев многоквартирного дома:
1) имеющуюся техническую документацию на такой дом по перечню, определенному центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
2) информацию о выполненных работах по техническому обслуживанию и ремонту конструктивных элементов многоквартирного дома и инженерных систем за срок действия договора, но не более трех последних лет;
3) информацию о возникновении аварийных ситуаций и технических неисправностей в разрезе конструктивных элементов и инженерных систем за срок действия договора, но не более трех последних лет;
4) данные бухгалтерского учета доходов и расходов на содержание многоквартирного дома за срок действия договора, но не более трех последних лет;
5) другое имущество, переданное управляющему многоквартирным зданием по решению совладельцев.
В случае прекращения действия договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом остаток средств, учитываемых на день прекращения договора управления на отдельных банковских счетах, открытых управляющим согласно части третьей настоящей статьи, а также на текущем счете со специальным режимом использования, открытому согласно части пятой статьи 14 настоящего Закона, возвращается каждому из совладельцев, которые вносили соответствующую плату, если иное не предусмотрено договором или решением совладельцев. В части остатков средств, образовавшихся за счет доходов от использования общего имущества многоквартирного дома, средства возвращаются пропорционально части совладельца многоквартирного дома.
Статья 19. Услуга по снабжению и распределению природного газа
1. Единица измерения объема потребленного потребителем природного газа определяется правилами снабжения природным газом, утверждаемыми уполномоченным законом органом.
2. Поставка и распределение газа должны обеспечиваться непрерывно, с гарантированным уровнем безопасности и качества.
Параметры качества газа и величины его давления должны соответствовать нормативным документам в сфере стандартизации.
Величина давления газа не может быть меньше минимально допустимого значения, определенного нормативными и техническими документами на газовые приборы и устройства.
3. Для обеспечения безопасности газоснабжения и готовности внутридомовых систем газоснабжения двух- или многоквартирного дома к предоставлению услуг по распределению и поставке природного газа совладельцы такого дома или по их решению - управляющий многоквартирным домом, объединение совладельцев многоквартирного дома, другое уполномоченное совладельцами лицо должно заключить договор на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома с оператором газораспределительной системы или другим хозяйствующим субъектом, который имеет право на выполнение таких работ.
Техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах производится за счет совладельцев такого многоквартирного дома.
В случае заключения такого договора за техническое обслуживание и безопасную эксплуатацию внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома несет ответственность оператор газораспределительной системы или другое предприятие, с которым заключен договор.
Порядок технического обслуживания внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирном доме и виды работ, обязательных во время технического обслуживания, определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализуемую государственную политику в нефтегазовом комплексе.
В случае заключения договора на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома с другим хозяйственным субъектом, чем оператор газораспределительной системы, стороны определяют существенные условия договора на основании свободного волеизъявления с учетом требований Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины. При этом управляющий многоквартирным домом, объединение совладельцев многоквартирного дома или другое уполномоченное совладельцами лицо уведомляют об этом оператора газораспределительной системы в течение 15 дней с даты заключения такого договора.
В случае заключения договора на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома с оператором газораспределительной системы такой договор заключается по форме типового договора, утвержденного Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, публичным. Оператор газораспределительной системы не имеет права требовать заключения договора на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома на других условиях, не отвечающих условиям типового договора, утвержденного Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
По обращению объединения совладельцев многоквартирного дома, управляющего или другого уполномоченного совладельцами лица оператор газораспределительной системы, предоставляющий в этом доме услугу по распределению природного газа, не имеет права отказать в заключении договора на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома.
В случае если объединение совладельцев многоквартирного дома, управляющий или другое уполномоченное совладельцами лицо не обратилось к оператору газораспределительной системы с заявлением о заключении договора на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома и не направило ему уведомление о заключении такого договора с другим предприятием, имеющим право на выполнение таких работ, считается, что совладельцы многоквартирного дома присоединились к договору на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома с оператором газораспределительной системы, на территории лицензионной деятельности которого расположен соответствующий дом.
В таком случае оператор газораспределительной системы распределяет сметную стоимость технического обслуживания между совладельцами многоквартирного дома пропорционально количеству заключенных договоров с потребителями услуг по распределению природного газа в таком доме и предоставляет индивидуальные квитанции потребителям в этом доме для оплаты услуг по техническому обслуживанию.
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, ежегодно устанавливает для операторов газораспределительных систем предельные уровни стоимости выполнения видов работ и услуг по техническому обслуживанию внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах.
Оператор газораспределительных систем в месячный срок с даты утверждения Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, типового договора на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах и предельных уровней стоимости выполнения видов работ и услуг по техническому обслуживанию обязан разместить на своем официальном сайте публичный договор на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома и информацию о сметной стоимости технического обслуживания внутридомовых систем газоснабжения каждого многоквартирного дома, расположенного на территории его лицензионной деятельности. При этом информация о сметной стоимости подается в двух формах:
- оплата стоимости технического обслуживания внутридомовых систем газоснабжения единственным платежом управляющим или другим лицом, уполномоченным на это совладельцами, от имени всех совладельцев многоквартирного дома и за их счет;
- оплата стоимости технического обслуживания внутридомовых систем газоснабжения отдельными платежами каждым совладельцем многоквартирного дома по индивидуальным квитанциям.
Договор на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома, заключенный с оператором газораспределительной системы, задолженность по которому превышает сметную стоимость технического обслуживания за шесть месяцев, может быть прекращен в одностороннем порядке оператором газораспределительной системы.
Представитель оператора газораспределительной системы или другого субъекта хозяйствования, с которым заключен договор на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения многоквартирного дома, имеет право доступа к помещениям дома для осуществления технического обслуживания внутридомовых систем газоснабжения такого дома. Владелец (совладелец) обязан предоставить представителю оператора газораспределительной системы доступ к помещениям дома для технического обслуживания внутридомовых систем газоснабжения такого дома.
Законодательством устанавливается порядок предоставления такого доступа и ответственность владельца (совладельцев) многоквартирного дома за его непредоставление.
Доступ к жилью для технического обслуживания внутридомовых систем газоснабжения осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Текущий и капитальный ремонт внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах осуществляется за счет совладельцев многоквартирного дома в соответствии со сметой, предоставленной оператором газораспределительной системы или другим хозяйствующим субъектом, который имеет право на выполнение таких работ, и утвержденного совладельцами многоквартирного дома.
4. Управляющий, объединение совладельцев многоквартирного дома или уполномоченное совладельцами лицо может обратиться к оператору газораспределительной системы с запросом о получении копии технической документации на внутридомовую систему газоснабжения в многоквартирном доме. В случае получения письменного запроса о предоставлении копии технической документации на внутридомовую систему газоснабжения оператор газораспределительной системы предоставляет (при наличии) такую копию в течение 30 дней с даты получения запроса (при условии возмещения расходов на копирование и печать в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации ").
5. Локализация и ликвидация аварийных ситуаций производятся оператором газораспределительной системы.
Статья 20. Услуга по снабжению и распределению электрической энергии
1. Единица измерения объема потребляемой потребителем электрической энергии определяется правилами розничного рынка, утверждаемыми уполномоченным законом органом.
2. Исполнитель услуги по снабжению и распределению электрической энергии обязан поставлять потребителю электрическую энергию в соответствии с условиями заключенного договора о снабжении с соблюдением установленных показателей качества услуг.
Параметры качества электроэнергии должны соответствовать нормативным документам в сфере стандартизации.
3. Для обеспечения непрерывности и безопасности электроснабжения энергопоставщик или другое предприятие, имеющее разрешение на проведение таких работ, осуществляет техническое обслуживание внутридомовых систем электроснабжения в жилых домах. Виды работ, входящих в техническое обслуживание внутридомовых систем электроснабжения в жилых домах, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере электроэнергетики.
Представители электрораспределительного предприятия или другого субъекта хозяйствования, имеющего разрешение на проведение таких работ, имеют право доступа к жилью, другому объекту недвижимого имущества для осуществления технического обслуживания внутридомовых систем электроснабжения в таком доме.
Представители энергопоставщика или другого предприятия, имеющего разрешение на проведение таких работ, имеют право доступа к помещениям, где расположены внутридомовые системы электроснабжения для осуществления технического обслуживания таких систем.
Ремонт внутридомовых систем электроснабжения в жилых домах (кроме работ, входящих в техническое обслуживание внутридомовых систем электроснабжения в жилых домах) осуществляется за счет собственников (совладельцев) такого жилого, в том числе многоквартирного, дома в соответствии со сметой, представленной энергопоставщиком или другим субъектом хозяйствования, имеющим разрешение на проведение таких работ, и утвержденного собственником (совладельцами) дома в установленном законом порядке.
4. Обязанности энергопоставщиков или других субъектов, определенных законом о снабжении и распределении электрической энергии, устанавливаются законом, регулирующим отношения в сфере снабжения и распределения электрической энергии.
5. Услуга по поставке электроэнергии предоставляется согласно условиям договора и требованиям правил, утвержденных Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Статья 21. Услуга по снабжению тепловой энергией
1. Единица измерения объема потребленной потребителем тепловой энергии определяется правилами предоставления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемыми уполномоченным законом органом.
2. Исполнитель услуги по снабжению тепловой энергией должен обеспечить поставки теплоносителя непрерывно, с гарантированным уровнем безопасности, объема, температуры и величины давления.
Параметры качества тепловой энергии должны соответствовать нормативным документам в области стандартизации.
3. Снабжение тепловой энергии для нужд отопления осуществляется в отопительный период.
Порядок определения даты начала и окончания отопительного периода определяется законодательством.
4. Снабжение тепловой энергии на индивидуальные тепловые пункты потребителей для нужд отопления и приготовления горячей воды осуществляется непрерывно, с учетом перерывов, определенных статьей 16 настоящего Закона.
5. Ценой услуги по поставке тепловой энергии тариф на тепловую энергию для потребителя, который определяется как сумма тарифов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии.
Органы, уполномоченные законом устанавливать порядки (методики) формирования тарифов на транспортировку, снабжение тепловой энергией, определяют особенности учета в тарифах на тепловую энергию для потребителя расходов на содержание и обслуживание тепловых пунктов (индивидуальных и центральных) с целью недопущения двойной компенсации потребителями таких расходов.
6. Тарифы на коммунальную услугу по снабжению тепловой энергии, производимой субъектом хозяйствования с помощью систем автономного теплоснабжения, определяются и устанавливаются органом, регулирующим деятельность такого субъекта, отдельно для каждого многоквартирного дома, оборудованного такой системой автономного теплоснабжения, как сумма тарифов на производство и снабжение тепловой энергии.
7. Услуга по снабжению тепловой энергии предоставляется согласно условиям договора, заключаемого с учетом особенностей, определенных настоящим Законом, и требованиями правил предоставления услуг по снабжению тепловой энергией, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законом.
Статья 22. Услуга по снабжению горячей водой
1. Единица измерения объема потребленной потребителем горячей воды определяется правилами предоставления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемыми уполномоченным законом органом.
2. Исполнитель услуги по снабжению горячей водой должен обеспечить ее поставку непрерывно, с гарантированным уровнем безопасности, температуры и величины давления.
3. Параметры качества горячей воды должны удовлетворять установленным законодательством требованиям.
4. Услуга по поставке горячей воды предоставляется согласно условиям договора, заключаемого с учетом особенностей, определенных настоящим Законом, и требованиям правил предоставления услуг по поставке горячей воды, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законом.
5. Тарифы на коммунальную услугу по поставке горячей воды, производимой субъектом хозяйствования с помощью систем автономного теплоснабжения, определяются и устанавливаются органом, регулирующим деятельность такого субъекта, отдельно для каждого многоквартирного дома с учетом себестоимости предоставления такой услуги, а также рентабельности предприятия, осуществляющего такую деятельность.
Статья 23. Услуга централизованного водоснабжения
1. Единица измерения объема потребленной потребителем услуги по централизованному водоснабжению определяется правилами предоставления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемыми уполномоченным законом органом.
2. Исполнитель услуги централизованного водоснабжения должен обеспечить ее поставки непрерывно, с гарантированным уровнем безопасности и величины давления.
3. Параметры качества воды должны удовлетворять установленным законодательством требованиям.
4. Услуга по централизованному водоснабжению предоставляется согласно условиям договора, заключаемого с учетом особенностей, определенных этим Законом, и требованиям правил предоставления услуг по централизованному водоснабжению, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законом.
Статья 24. Услуга по централизованному водоотводу
1. Единица измерения объема потребленной потребителем услуги по централизованному водоотводу определяется правилами предоставления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемыми уполномоченным законом органом.
2. Критерием качества услуги по централизованному водоотводу является беспрепятственный прием сточных вод в сети исполнителя из сетей потребителя, при условии исправности сетей потребителя.
3. Услуга по централизованному водоотводу предоставляется согласно условиям договора, заключаемого с учетом особенностей, определенных настоящим Законом, и требованиям правил предоставления услуг по централизованному водоотводу, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законом.
4. Исполнитель услуги по снабжению горячей водой обязан ежемесячно предоставлять данные об общем объеме потребленной в здании горячей воды исполнителю услуг по централизованному водоотводу для начисления платы за водоотвод горячей воды.
Статья 25. Услуга по обращению с бытовыми отходами
1. Потребители обязаны заключить договор об обращении с бытовыми отходами с лицом, определенным в установленном законодательством порядке.
Если иное не определено законом, объединение совладельцев многоквартирного дома, управляющий многоквартирным домом или другое уполномоченное лицо, заключающее коллективный договор о предоставлении коммунальных услуг, согласно правилам благоустройства территории населенного пункта, разработанным с учетом схемы санитарной очистки населенного пункта и утвержденным органом местного самоуправления, имеет право на выбор среди определенных в установленном законодательством порядке исполнителей услуг по обращению с бытовыми отходами.
2. Единицей измерения объема предоставляемых услуг по обращению с бытовыми отходами являются килограмм, тонна, кубический метр или другая единица, определенная правилами предоставления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемыми уполномоченным законом органом.
Единица измерения объема предоставляемых услуг по обращению с бытовыми отходами устанавливается органом местного самоуправления.
3. Критерием качества услуг по вывозу бытовых отходов является соблюдение графика вывоза бытовых отходов, соблюдение правил предоставления услуг по обращению с бытовыми отходами, соблюдение требований законодательства по предоставлению услуг по вывозу бытовых отходов.
4. Услуга по обращению с бытовыми отходами предоставляется согласно условиям договора, заключаемого с учетом особенностей, определенных настоящим Законом, и требованиями правил предоставления услуг по обращению с бытовыми отходами, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины.
5. В случае введения раздельного сбора бытовых отходов при установлении цен/тарифов на услугу обращения с бытовыми отходами не учитывается стоимость операций по обращению с раздельно собранными (отсортированными) полезными компонентами этих отходов.
Статья 26. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора
1. (Действие части первой статьи 26 приостановлено до 1 июля 2020 г. согласно Закону № 533-IX от 17.03.2020) В случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги потребитель обязан уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01 процента суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов от общей суммы долга.
Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
Пеня не начисляется при наличии задолженности государства за предоставленные населению льготы и жилищные субсидии и/или наличия у потребителя задолженности по оплате труда, подтвержденной надлежащим образом.
2. Исполнитель коммунальной услуги или управляющий многоквартирным домом обязан самостоятельно осуществить перерасчет стоимости коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом за весь период их непредоставления, предоставления не в полном объеме или несоответствующего качества, а также уплатить потребителю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере, определенных законодательством или договором.
3. Исполнитель коммунальной услуги не несет ответственности за ее непредоставление, предоставление не в полном объеме или несоответствующего качества, если докажет, что в точке учета такой услуги (при заключении индивидуального договора - на границе внутридомовых систем многоквартирного дома и инженерно-технических систем помещения потребителя ) ее качество отвечало требованиям, установленным настоящим Законом, другими актами законодательства и договором.
4. Исполнитель коммунальной услуги (кроме услуг по снабжению и распределению электрической энергии и природного газа) вправе ограничить (прекратить) предоставление соответствующей коммунальной услуги ее потребителю независимо от выбранной модели организации договорных отношений в случае непогашения в полном объеме задолженности за потребленные коммунальные услуги в течение 30 дней со дня получения потребителем предупреждения от исполнителя. Такое предупреждение направляется потребителю не ранее следующего рабочего дня после истечения предельного срока оплаты коммунальной услуги, определенного законодательством и договором о предоставлении соответствующей коммунальной услуги.
Ограничение (прекращение) предоставления соответствующей коммунальной услуги осуществляется исполнителем в присутствии представителя лица, осуществляющего техническое обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление соответствующей коммунальной услуги, а также управляющего или должностного лица или работника объединения совладельцев многоквартирного дома, если управление многоквартирным домом осуществляется соответственно управляющим или объединением совладельцев многоквартирного дома. Неприбытие указанных лиц, заранее предупрежденных исполнителем о дне и времени осуществления ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги, не является препятствием для осуществления исполнителем ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги потребителю.
Совладельцы, управляющий или объединение совладельцев многоквартирного дома, осуществляющих управление многоквартирным домом, а также лицо, осуществляющее техническое обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление соответствующей коммунальной услуги, обязаны обеспечить доступ исполнителя к таким системам для реализации права на ограничение (прекращение) предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителю. Такой доступ предоставляется исключительно в пределах, необходимых для ограничения (прекращения) предоставления соответствующей коммунальной услуги конкретному потребителю.
Снабжение коммунальной услуги возобновляется в полном объеме в течение следующего дня с даты полного погашения задолженности за фактически потребленные услуги или с даты заключения соглашения о реструктуризации задолженности.
Ограничение (прекращение) предоставления коммунальных услуг по снабжению и распределению электрической энергии и природного газа осуществляется в соответствии с законами, регулирующими сферы электрической энергии и природного газа.
Статья 27. Порядок оформления претензий потребителей
1. В случае непредоставления, предоставления не полностью или ненадлежащего качества коммунальных услуг потребитель вправе вызвать исполнителя коммунальных услуг (его представителя) для проверки количества и/или качества предоставляемых услуг.
2. В случае непредоставления, предоставления ненадлежащего качества услуги управления многоквартирным домом потребитель вправе вызвать управляющего для проверки качества предоставляемых услуг.
3. Порядок проверки качества предоставления коммунальных услуг и качества услуги управления многоквартирным домом устанавливается Кабинетом Министров Украины, если другое не предусмотрено законом.
4. По результатам проверки качества предоставления коммунальных услуг или качества услуг по управлению многоквартирным домом составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги или управляющим (относительно услуги по управлению многоквартирным домом).
5. Исполнитель коммунальной услуги или управляющий (относительно услуги по управлению многоквартирным домом) обязан прибыть по вызову потребителя в сроки, определенные в договоре о предоставлении услуги, но не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя.
Акт-претензия составляется исполнителем коммунальной услуги или управляющим (относительно услуги по управлению многоквартирным домом) и потребителем и должен содержать информацию о том, в чем заключалось непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом, дату ( срок) ее непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества, а также другую информацию, характеризующую неоказание услуг, предоставление их не в полном объеме или ненадлежащее качество.
В случае проведения проверки качества предоставляемых услуг по централизованному водоснабжению, поставке горячей воды или поставке природного газа потребитель имеет право произвести забор проб. Информация о заборе проб включается в акт-претензии.
Порядок осуществления забора проб и проведения их исследования услуг по централизованному водоснабжению, поставке горячей воды и услуг по поставке природного газа утверждается Кабинетом Министров Украины.
При установлении по результатам исследования отобранных проб факта поставки услуг ненадлежащего качества расхода потребителя на оплату проведенных исследований проб подлежат компенсации за счет исполнителя соответствующей услуги.
6. В случае неприбытия исполнителя коммунальной услуги или управляющего (относительно услуги по управлению многоквартирным домом) в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт подписывается потребителем, а также не менее чем двумя потребителями соответствующей услуги, проживающими (расположенными) у соседних зданиях (в помещениях - если услуга предоставляется в многоквартирном доме), и направляется исполнителю коммунальной услуги или управляющему (об услуге управления многоквартирным домом) заказным письмом.
7. Исполнитель коммунальной услуги или управляющий (относительно услуги по управлению многоквартирным домом) в течение пяти рабочих дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или выдает (направляет) потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления исполнителем (управителем) ответа в установленный срок претензии потребителя считаются признанными таким исполнителем (управителем).
Статья 28. Особенности оформления претензий потребителей в многоквартирном доме
1. Оформление претензий потребителей в многоквартирном доме осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 27 настоящего Закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. В случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирном доме на основании индивидуальных договоров, вызов исполнителя для проверки количества и качества предоставленных коммунальных услуг, подписание акта-претензии, отобрание проб производятся совладельцем - стороной договора или его представителем.
По требованию совладельца - стороны договора в проверке количества и качества предоставляемых коммунальных услуг принимают участие представитель объединения совладельцев многоквартирного дома или управляющий, если управление многоквартирным домом осуществляет соответственно объединение совладельцев многоквартирного дома или управляющий, которые в таком случае также подписывают акт-претензию.
В случае неприбытия представителя объединения совладельцев многоквартирного дома или управляющего по требованию совладельца для участия в проверке количества и качества предоставляемых коммунальных услуг в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой отказ не является препятствием для проведения проверки количества и качества предоставленных коммунальных услуг и /или подписание акта-претензии. Информация об отказе указывается в акте-претензии.
По письменному заявлению совладельца управляющий имеет право действовать от имени и в интересах совладельца как его представитель в отношениях с исполнителями коммунальных услуг. В таком случае применяются положения Гражданского кодекса Украины о доверенности.
3. В случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирном доме на основании договора, заключенного между исполнителем таких услуг и объединением совладельцев многоквартирного дома как коллективным потребителем, вызов исполнителя для проверки количества и качества предоставляемых услуг, подписание акта-претензии, изъятие проб осуществляется представителем объединения совладельцев многоквартирного дома. Совладельцы участвуют в проверке по желанию.
По требованию объединения совладельцев многоквартирного дома – стороны договора в проверке количества и качества предоставляемых коммунальных услуг принимает участие управляющий, который в таком случае также подписывает акт-претензию.
В случае неприбытия управляющего по требованию объединения совладельцев многоквартирного дома для участия в проверке количества и качества предоставляемых коммунальных услуг в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой отказ не является препятствием для проведения проверки количества и качества предоставленных коммунальных услуг и/или для подписание акта-претензии. Информация об отказе указывается в акте-претензии.
4. В случае неоказания, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирном доме на основании коллективного договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного между исполнителем таких услуг и управляющим или другим уполномоченным совладельцем лицом, вызов исполнителя для проверки количества и качества предоставляемых услуг, подписание акта-претензии, отнятия проб осуществляются таким управляющим или другим уполномоченным совладельцем лицом. Совладельцы или представители объединения совладельцев многоквартирного дома принимают участие в проверке по желанию.
По письменному заявлению совладельца управляющий имеет право действовать от его имени и в интересах совладельца в отношениях с исполнителями коммунальных услуг. В таком случае применяются положения Гражданского кодекса Украины о доверенности.
5. В случае неоказания, предоставления ненадлежащего качества услуг управления многоквартирным домом вызов управляющего для проверки качества предоставляемых услуг, подписание акта-претензии осуществляется стороной договора об управлении многоквартирным домом.
Статья 29. Порядок доступа к жилью, другому объекту недвижимого имущества потребителя
1. Потребитель обязан обеспечить представителям исполнителя коммунальной услуги доступ к своему жилью, другому объекту недвижимого имущества для:
1) ликвидации и предотвращения аварий, связанных с предоставлением соответствующей коммунальной услуги, – круглосуточно;
2) установление или замены санитарно-технического и инженерного оборудования, проведение технических или профилактических осмотров, снятие контрольных показаний узлов учета – согласно условиям договора о предоставлении соответствующей коммунальной услуги, договора об управлении многоквартирным домом.
2. Представители исполнителя коммунальной услуги при доступе к жилью, другому объекту недвижимого имущества обязаны:
1) предъявить соответствующее удостоверение;
2) уважать права потребителей, воздерживаться от разглашения информации о личной жизни потребителя, других лиц, находящихся в жилье (другом объекте недвижимого имущества), которое стало им известно в связи с доступом к жилью, иному объекту недвижимого имущества ;
3) находиться только в помещениях, в которых расположено оборудование, проверка, ремонт, установка, замена или осмотр которого производится.
3. Отказ потребителя предоставить доступ исполнителю коммунальной услуги к принадлежащим потребителю помещений в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, является основанием для прекращения предоставления потребителю соответствующей коммунальной услуги. После предоставления потребителем такого доступа предоставление услуги возобновляется.
4. В неотложных случаях, связанных с необходимостью спасения жизни и здоровья людей и/или имущества, в установленном настоящей статьей порядке может быть осуществлен доступ к жилью, другому объекту недвижимого имущества без получения согласия его собственника (пользователя) ( несанкционированный доступ) для проведения осмотра и ликвидации или предотвращения аварии.
5. Несанкционированный доступ к жилью, другому объекту недвижимого имущества происходит без получения согласия его собственника (пользователя), если в момент возникновения неотложного случая такой собственник (пользователь) отсутствует и нет возможности установить связь с ним для информирования о необходимости немедленного прибытия в жилье, иного объекта недвижимого имущества или он отказывается допустить в принадлежащее ему жилье (другой объект недвижимого имущества) представителя исполнителя, и при этом есть объективные основания полагать, что авария, создающая угрозу жизни и/или имуществу, имеется именно в этом жилище (другом объекте недвижимого имущества).
6. Представитель исполнителя предупреждает собственника (пользователя), который присутствует, но отказывается допустить его к жилью (другому объекту недвижимого имущества), об осуществлении несанкционированного доступа.
7. При осуществлении несанкционированного доступа и до полного завершения работ, определенных частью восьмой настоящей статьи, должны присутствовать представитель исполнителя, представитель органов внутренних дел, работники аварийно-ремонтной бригады и собственник (пользователь) из любого из соседних зданий (из любого -какого помещения, расположенного в том же многоквартирном доме, если несанкционированный доступ осуществляется в многоквартирном доме).
8. Во время несанкционированного доступа на работников аварийно-ремонтной бригады возлагаются следующие обязанности:
1) обеспечение доступа к жилью, другому объекту недвижимого имущества, в том числе, при необходимости, путем нарушения конструктивной целостности входной двери, окон или других элементов зданий и помещений после согласования своих действий с другими участниками несанкционированного доступа;
2) осуществление осмотра места аварии и/или места возникновения неполадок, исключающих предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям;
3) проведение ремонтных и восстановительных работ;
4) неотложное восстановление конструктивной целостности входной двери, окон, замков, запоров на них и других элементов зданий и помещений, поврежденных во время несанкционированного доступа, и проведения соответствующих ремонтных и восстановительных работ;
5) соблюдение прав лиц, проживающих (находящихся) в соответствующем жилье, другом объекте недвижимого имущества, минимизация негативных последствий несанкционированного доступа, в частности, относительно их имущества, и ограничение доступа только теми помещениями, где выполняются соответствующие ремонтные и восстановительные работы.
9. При осуществлении несанкционированного доступа представитель исполнителя составляет акт об осуществлении несанкционированного доступа и проведения ремонтных и восстановительных работ, который подписывается всеми участниками такого доступа. В акте обязательно указываются:
1) основания для осуществления несанкционированного доступа;
2) информация о предупреждении потребителя с указанием времени и лиц, ведущих переговоры с потребителем, в случае их проведения;
3) причина и место возникновения аварии, список неполадок;
4) список выполненных работ;
5) фамилии, имена, отчества и должности участников несанкционированного доступа;
6) информация о способе и времени восстановления конструктивной целостности входной двери, окон или других элементов зданий и помещений, поврежденных во время несанкционированного доступа, и проведения ремонтных и восстановительных работ.
Оригинал составленного акта хранится у исполнителя коммунальной услуги. Другим участникам несанкционированного доступа выдаются копии акта, заверенные печатью исполнителя.
10. Представитель исполнителя в присутствии других участников несанкционированного доступа опечатывает восстановленные двери, окна или другие элементы зданий и помещений печатью и ставит подпись, время и дату опечатки.
11. Расходы на осуществление несанкционированного доступа в связи с отказом владельца (пользователя) предоставить допуск к своему жилью (другому объекту недвижимого имущества), а также причиненный в результате ущерб возлагаются на виновное лицо.
Расходы, связанные с обеспечением несанкционированного доступа, проведением ремонтных и восстановительных работ, необходимых в связи с отсутствием собственника (пользователя) в жилье (другом объекте недвижимого имущества), возлагаются на лицо, по вине которого произошла авария.
Исполнитель коммунальной услуги, самостоятельно осуществивший указанные расходы, имеет право на обратное требование возмещения таких расходов за счет виновных лиц.
12. В многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющим, предусмотренные настоящей статьей права и обязанности представителей исполнителей коммунальных услуг по доступу (в том числе несанкционированного) к жилью, другого объекта недвижимого имущества распространяются также на управляющего и его представителя.
13. В многоквартирном доме, управление которым осуществляется объединением совладельцев многоквартирного дома, предусмотренные настоящей статьей права и обязанности представителей исполнителей коммунальных услуг по доступу (в том числе несанкционированного) к жилью, другого объекта недвижимого имущества распространяются также на должностных лиц и работников такового объединения.