Лучшие адвокаты найти или добавить
Лучшие нотариусы найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Риелторы Киева выбрать компанию

Раздел 6 - Завершающие и переходные положения

Раздел 6 - Завершающие и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу дня, следующего за днем ​​его опубликования, и вводится в действие с 1 мая 2019 года, кроме:

статьи 1, части первой статьи 2, статей 3-7, 9, 11, 12, части второй статьи 26, статей 27 и 29 (в части регулирования услуги по управлению многоквартирным домом), части второй статьи 2, частей третьей и четвертой статьи 8 , частей второй и третьей статьи 10, статьи 15, частей первой, третьей и пятой статьи 16, статьи 18, части пятой статьи 28, пунктов 2, 3-1, 6, подпункта 1, подпункта "б" подпункта 2 , подпунктов 5 и 11 пункта 8 этого раздела, которые вводятся в действие через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона;

части третьей статьи 11, абзацы первого и второго части пятой статьи 18, которые вводятся в действие с 1 января 2019 года.

2. Признать утратившим силу Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., № 47, ст. 514 с последующими изменениями) со дня введения в действие настоящего Закона, кроме норм, что регулируют предоставление услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, управления домом, сооружением или группой домов, ремонта помещений, домов, сооружений, которые утрачивают силу через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. Договоры о предоставлении коммунальных услуг, заключенные к введению в действие настоящего Закона, сохраняют силу на условиях, определенных такими договорами, до даты вступления в силу договоров о предоставлении соответствующих коммунальных услуг, заключенных по правилам, определенным настоящим Законом.

В случае если договорами о предоставлении коммунальных услуг, заключенными к введению в действие настоящего Закона, предусмотрен более ранний срок их прекращения, такие договоры считаются продленными на тот же срок и на тех же условиях.

Договоры о предоставлении коммунальных услуг, в том числе с совладельцами многоквартирных домов, которые не приняли решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг, должны быть заключены исполнителями соответствующих коммунальных услуг в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения Кабинета Министров Украины об утверждении типовых публичных договоров о присоединении о предоставлении коммунальных услуг.

Льготы и субсидии для возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, предоставляемых по договорам, заключенным к введению в действие настоящего Закона, предоставляются до даты вступления в силу договоров о предоставлении коммунальных услуг, заключенных в соответствии с настоящим Законом.

3-1. Договоры о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, заключенные с исполнителями таких услуг или с управителями, определенными согласно настоящему Закону, до введения в действие норм настоящего Закона, регулирующих предоставление услуги по управлению многоквартирным домом, сохраняют силу на условиях, определенных такими договорами (в том числе по вывозу бытовых отходов - при наличии), до даты вступления в силу договоров о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, заключенным по правилам, определенным настоящим Законом.

В случае если такими договорами предусмотрен более ранний срок их прекращения, такие договоры считаются продленными на тот же срок и на тех же условиях.

С даты введения в действие норм настоящего Закона, регулирующих предоставление услуги по управлению многоквартирным домом, изменение любых условий договоров об оказании услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, приложений и смет (цен/тарифов) к ним запрещается и считается ничтожным . Исполнитель таких услуг или управляющий имеет право досрочно расторгнуть соответствующий договор, предупредив об этом потребителей не позднее чем за два месяца до дня расторжения договора.

В случае принятия совладельцами многоквартирного дома решения о форме (изменении формы) управления многоквартирным домом договора о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, заключенные с исполнителем таких услуг или управителем, определенным согласно настоящему Закону до введения в действие норм настоящего Закона, регулирующие предоставление услуги по управлению многоквартирным домом, теряют силу с даты, определенной собранием совладельцев (общим собранием объединения совладельцев) многоквартирного дома, или с даты начала выполнения обязательств по договору о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом, заключенным по правилам, определенным настоящим Законом, но не ранее чем через два месяца после направления лицом, уполномоченным на это собранием совладельцев (общим собранием объединения совладельцев) многоквартирного дома, такому исполнителю, управляющему письменным уведомлением о прекращении договоров.

В таком случае исполнитель или управляющий не позднее 30 дней с даты прекращения договоров должен осуществить окончательное начисление платы за предоставленные услуги в соответствии с фактическими начислениями и объемами предоставленных соответствующих услуг.

Льготы и субсидии для возмещения расходов по оплате услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий предоставляются в течение срока действия договоров о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

До утверждения Кабинетом Министров Украины Типового договора о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом стороны заключают договор об оказании услуг по управлению многоквартирным домом по форме и на условиях, согласованных между управителем и совладельцами, а в случае определения управляющего органом местного самоуправления на конкурсной основе - исполнительным органом местного совета (или другим органом – субъектом властных полномочий, которому делегированы функции по осуществлению управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению их содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг. Условия таких договоров, противоречащих положениям Типового договора о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом после его утверждения Кабинетом Министров Украины, не применяются, а регулирование отношений сторон договора в этой части осуществляется согласно соответствующим нормам Типового договора о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом.

4. Совладельцы многоквартирных домов независимо от выбранной ими формы управления многоквартирным домом могут принять решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг (кроме услуг по поставке и распределению электрической энергии и услуг по поставке и распределению природного газа) по каждому виду коммунальной услуги согласно частью первой статьи 14 настоящего Закона и заключить с исполнителями коммунальных услуг письменные договоры о предоставлении соответствующих коммунальных услуг.

6. В многоквартирных домах, в которых на 1 января 2021 года не создано объединение совладельцев многоквартирного дома, совладельцами не принято решение о форме управления многоквартирным домом и не объявлен конкурс по назначению управляющего многоквартирного дома в соответствии с частью пятой статьи 13 Закона Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", исполнительный орган местного совета (или другой орган - субъект властных полномочий, которому делегированы функции по осуществлению управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению их содержания и эффективной эксплуатации, необходимому уровню и качеству услуг) обязан объявить и провести такой конкурс до 1 мая 2021 г. года.

Порядок проведения конкурса по назначению управляющего многоквартирного дома устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной жилищной политики и государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Организатор конкурса не может устанавливать другие условия или положения проведения конкурса, противоречащие такому порядку.

Договор о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом сроком на один год от имени совладельцев многоквартирного дома подписывает уполномоченное лицо исполнительного органа соответствующего местного совета, по решению которого назначен управляющий.

Если за один месяц до истечения указанного срока ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на очередной годовой срок.

В случае если в течение действия договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, совладельцы многоквартирного дома примут решение о форме (изменении формы) управления многоквартирным домом или об избрании другого управляющего, они вправе досрочно расторгнуть такой договор с даты, определенной собранием совладельцев (общим собранием объединения совладельцев) многоквартирного дома, но не ранее чем через два месяца после направления лицом, уполномоченным на это собранием совладельцев (общим собранием объединения совладельцев) многоквартирного дома, такому исполнителю, управителю письменного уведомления о прекращении договора. В таком случае управляющий должен осуществить окончательное начисление платы за предоставленные услуги в соответствии с фактическими начислениями и объемами предоставленных соответствующих услуг.

6-1. В многоквартирных домах, а также одно- и двухквартирных жилых домах, общежитиях, в которых все квартиры, жилые и нежилые помещения исключительно государственной или коммунальной собственности, управляющий многоквартирного дома определяется органом, уполномоченным управлять государственным или коммунальным имуществом соответственно.

Обязательства по оплате услуги по управлению многоквартирным домом в таких домах, общежитиях в случае сдачи в аренду (аренду) квартир, жилых и/или нежилых помещений несут наниматели (арендаторы) таких квартир и/или помещений.

7. В многоквартирных домах, в которых на день вступления в силу настоящего Закона не менее половины квартир и нежилых помещений отделены (отключены) от сетей (систем) централизованного отопления (теплоснабжения) и поставки горячей воды, владельцы квартир и нежилых помещений, присоединенных к таким сетей (систем), не обязаны, но имеют право исключительно по собственному решению в установленном порядке отделить (отключить) от них свою квартиру или нежилое помещение и устроить систему индивидуального теплоснабжения (отопления и/или горячего водоснабжения) в квартире или нежилом помещении.

Не допускается принудительное отделение (отключение) от сетей (систем) централизованного отопления (теплоснабжения) и снабжение горячей водой владельцев квартир и нежилых помещений, присоединенных к таким сетям (систем), в многоквартирных домах в случае отделения (отключения) от этих сетей (систем) других владельцев квартир и нежилых помещений.

7-1. Потребителям коммунальных услуг и владельцам (совладельцам) помещений, оборудованных индивидуальными системами отопления и/или горячего водоснабжения, в соответствующем здании, которые платят плату за абонентское обслуживание, предоставляются льготы и субсидии на оплату этого платежа.

8. Внести изменения в такие законы Украины:

1) в абзаце первом пункта 11 части первой статьи 20 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., № 13, ст. 178; 2006 г., № 49 , ст.485) слова "содержание домов" заменить словами "управление многоквартирными домами";

2) в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., № 24, ст. 170 со следующими изменениями):

а) в пункте "а" статьи 28:

подпункт 2 выложить такой редакции:

"2) установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные (кроме тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и централизованный водоотвод, услуги по снабжению горячей водой, которые устанавливаются Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг), транспортные и другие услуги";

дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

"9) участие в организации и финансировании капитальных ремонтов жилых домов, капитальных ремонтов имущества, находящегося в общей собственности совладельцев многоквартирного дома, в пределах бюджетных программ, определенных по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета";

б) пункт "а" статьи 30 дополнить подпунктами 20-22 следующего содержания:

"20) назначение в случаях и порядке, установленных законом, управляющего многоквартирного дома;

21) установление нормативов (норм) потребления коммунальных услуг в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины;

22) определение единицы измерения объема предоставляемых услуг по обращению с бытовыми отходами";

3) в Законе Украины "Об отходах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1998 г., № 36-37, ст. 242 со следующими изменениями):

а) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"услуги по обращению с бытовыми отходами - услуги по вывозу, переработке и захоронению бытовых отходов, предоставляемых в населенном пункте в соответствии с правилами благоустройства территории населенного пункта, разработанными с учетом схемы санитарной очистки населенного пункта и утвержденными органом местного самоуправления";

б) пункт "б" части первой статьи 15 выложить такой редакции:

б) вносить в установленном порядке плату за услуги по обращению с бытовыми отходами;

в) часть первую статьи 18 дополнить пунктом "с" следующего содержания:

"с) установление порядка формирования тарифов на услуги по обращению с бытовыми отходами";

г) части вторую и третью статьи 35-1 заменить тремя новыми частями следующего содержания:

"Владельцы или наниматели, пользователи, в том числе арендаторы, источники образования бытовых отходов заключают договоры с исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов, осуществляют оплату услуг по обращению с бытовыми отходами и обеспечивают раздельный сбор бытовых отходов.

Исполнителя услуг по вывозу бытовых отходов определяет орган местного самоуправления на конкурсной основе в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Исполнитель услуг по вывозу бытовых отходов заключает договоры о предоставлении услуг по обращению с бытовыми отходами с потребителями. Исполнитель услуг по вывозу бытовых отходов обязан заключить договоры о предоставлении услуг по переработке и захоронению бытовых отходов с субъектами хозяйствования, предоставляющих такие услуги в соответствии с правилами благоустройства территории населенного пункта, разработанными с учетом схемы санитарной очистки населенного пункта. Договоры о предоставлении услуг по обращению с бытовыми отходами должны содержать информацию о заключенных договорах между исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов и хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги по переработке и/или захоронению бытовых отходов".

В связи с этим части четвертую – пятнадцатую считать соответственно частями пятой – шестнадцатой;

ґ) часть первую статьи 38 дополнить пунктом "i" следующего содержания:

"i) стимулирование потребителей к раздельному сбору отходов путем исключения из платы за услугу обращения с бытовыми отходами стоимости операций по обращению с раздельно собранными (отсортированными) полезными компонентами этих отходов";

4) в Законе Украины "О естественных монополиях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г., № 30, ст. 238 со следующими изменениями):

а) в части первой статьи 5:

абзац двенадцатый выложить такой редакции:

"централизованного водоснабжения, централизованного водоотвода";

абзац пятнадцатый исключить;

б) абзац одиннадцатый статьи 6 исключить;

5) статью 9 Закона Украины "О государственных социальных стандартах и ​​государственных социальных гарантиях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г., № 48, ст. 409) изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Государственные социальные нормативы в сфере жилищно-коммунального обслуживания

Государственные социальные нормативы в сфере жилищно-коммунального обслуживания устанавливаются с целью определения государственных социальных гарантий по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и размеров расходов по найму жилья, управлению жильем и оплате коммунальных услуг, обеспечивающих реализацию конституционного права гражданина на жилье.

К государственным социальным нормативам относятся:

  • предельная норма расходов на управление жильем, оплату коммунальных услуг, предусмотренных Законом Украины "О жилищно-коммунальных услугах", в зависимости от получаемого дохода;
  • социальная норма жилья и социальные нормативы пользования коммунальными услугами, по оплате которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии гражданам;
  • показатели качества управления многоквартирным домом и предоставление коммунальных услуг";

6) часть первую статьи 19 Закона Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г., № 16, ст. 112; 2017 г., № 29, ст. 314, № 34, ст. 370 ) дополнить абзацем шестым следующего содержания:

"индивидуальными и коллективными потребителями жилищно-коммунальных услуг, определенными Законом Украины "О жилищно-коммунальных услугах";

7) в Законе Украины "О теплоснабжении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005 г., № 28, ст. 373; 2010 г., № 49, ст. 571; 2015 г., № 36, ст. 364; 2016 г. ., № 51, ст.833;2017 г., № 17, ст.207):

а) абзац шестой статьи 16 после слова "разработка" дополнить словами "и утверждения";

б) часть четырнадцатую статьи 20 дополнить предложением третьим следующего содержания: "Тарифы на производимую и поставляемую с помощью систем автономного отопления тепловую энергию формируются и устанавливаются отдельно для каждого многоквартирного дома, оборудованного системой автономного отопления, с учетом себестоимости производства и снабжения тепловой энергии на таких системах, а также рентабельности субъекта хозяйствования, осуществляющего такую ​​деятельность";

8) в Законе Украины "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг" (Сведения Верховной Рады Украины, 2010 г., № 49, ст. 571; 2012 г., № 7, ст. 53; 2013 г., № 40, ст. 537;2014 г., №23, ст.874;2016 г., №51, ст.833):

а) пункт 3 части первой статьи 1 выложить такой редакции:

"3) тарифы на коммунальные услуги - тарифы на тепловую энергию (кроме тарифов на производство тепловой энергии на теплоэлектроцентралях, теплоэлектростанциях, атомных электростанциях и когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии), транспортировку тепловой энергии по магистральным и местным (распределительным) тепловым сетями, поставки тепловой энергии, тарифы на централизованное водоснабжение и централизованный водоотвод, тарифы на услуги по снабжению горячей водой";

б) абзацы третий и четвертый пункта 2 части первой статьи 6 исключить;

в) в тексте Закона слова "централизованное водоснабжение и водоотвод" во всех падежах заменить словами "централизованное водоснабжение и централизованное водоотвод" в падеже, а слова "захоронение бытовых отходов", "переработка бытовых отходов" и "переработка и захоронение бытовых отходов" исключить ;

9) абзацы первый - третий части четвертой статьи 17 Закона Украины "О метрологии и метрологической деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2014 г., № 30, ст. 1008; 2017 г., № 34, ст. 370) заменить п' ятью новыми абзацами следующего содержания:

"4. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую энергию и газ), являющиеся собственностью физических лиц, общей собственностью совладельцев многоквартирного дома, осуществляются за счет субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по электро- и газоснабжению.

Ответственность за своевременность проведения периодической поверки, обслуживания и ремонта (в том числе демонтажа, транспортировки и монтажа) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую энергию и газ), являющиеся собственностью физических лиц общей собственностью совладельцев многоквартирного дома, возлагается на субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по электро- и газоснабжению.

Ответственность за своевременность проведения периодической поверки, обслуживания и ремонта (в том числе демонтажа, транспортировки и монтажа) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления коммерческих расчетов за потребленные тепловую энергию и воду) возлагается на хозяйствующих субъектов, осуществляющих обслуживание соответствующих средств измерительной техники

Периодическая поверка средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленную электрическую энергию и газ) производится за счет тарифов на электро- и газоснабжение. Периодическая поверка средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления коммерческих расчетов за потребленные тепловую энергию и воду) производится за счет взносов по обслуживанию узлов коммерческого учета, установленных в соответствии с Законом Украины "О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения".

Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) узлов учета, обеспечивающих индивидуальный учет потребления тепловой энергии и воды в квартирах (помещениях) дома, осуществляется за счет владельцев таких узлов учета, если иное не установлено договором, а в случае заключения совладельцами многоквартирного дома индивидуальных договоров о предоставлении соответствующей коммунальной услуги периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) таких узлов учета обеспечиваются исполнителем коммунальной услуги за счет платы за абонентское обслуживание, установленной в соответствии с Законом Украины" О жилищно-коммунальных услугах.

В этой связи абзац четвертый считать абзацем шестым;

10) пункт 28 части первой статьи 7 Закона Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015 г., № 23, ст. 158) изложить в следующей редакции:

"28) централизованное водоснабжение и централизованный водоотвод, кроме централизованного водоснабжения и водоотвода по нерегулируемому тарифу";

11) в Законе Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015 г., № 29, ст. 262):

а) в части пятой статьи 5:

первое предложение после слов "обязан передать" дополнить словами "паспорт объекта и";

второе предложение после слов "лицо не определено" дополнить словами "паспорт объекта и", слово "передается" заменить словом "передаются";

б) в статье 8:

часть первую дополнить предложением четвертым следующего содержания: "Совладельцы не несут ответственности по обязательствам, возникшим вследствие действий или бездействия управляющего, нарушающих условия договора управления многоквартирным домом";

дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. Объем обязательств и ответственности каждого совладельца по договору о предоставлении коммунальной услуги определяется в соответствии с Законом Украины "О жилищно-коммунальных услугах";

в) в статье 10:

часть вторую дополнить пунктами 8 и 9 следующего содержания:

"8) отключение здания от сетей (систем) централизованного снабжения коммунальных услуг в порядке, установленном законом, и определение системы дальнейшего обеспечения здания коммунальными услугами, при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды;

9) принятие решения о выборе модели организации договорных отношений с исполнителем коммунальной услуги (заключение индивидуального и/или коллективного договора о предоставлении коммунальной услуги)";

в части третьей:

дополнить словами "избранным в соответствии с настоящим Законом";

дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Собрание совладельцев в принятых в эксплуатацию новых многоквартирных домах может быть проведено после государственной регистрации права собственности на более половины квартир и нежилых помещений в таком доме";

в части шестой цифры и слово "2 и 3" заменить цифрами и словом "2, 3 и 9";

г) в статье 11:

часть первую дополнить словами "заключаемым согласно типовому договору";

в части второй слова "по согласию сторон" заменить словами "по решению собрания совладельцев (общего собрания объединения совладельцев многоквартирного дома) и согласию управляющего";

часть четвертую выложить такой редакции:

"4. Существенными условиями договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом являются:

1) список услуг;

2) требования к качеству услуг;

3) права и обязанности сторон;

4) ответственность сторон за нарушение договора;

5) стоимость услуг;

6) порядок оплаты услуг;

7) порядок и условия внесения изменений в договор;

8) срок действия договора, порядок и условия продления действия и расторжения договора.

9. Кабинета Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

  • привести свои нормативно правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить введение в действие нормативно правовых актов, направленных на реализацию настоящего Закона, со дня введения его в действие;
  • внести изменения в нормативно-правовые акты, определяющие порядок перечисления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению, в части обеспечения предоставления жилищных субсидий по стоимости коммунальных услуг, потребляемых по коллективному договору о предоставлении коммунальных услуг, и платы за абонентское обслуживание, которое оплачивается исполнителю коммунальной услуги в соответствии с индивидуальным договором о предоставлении коммунальных услуг;
  • обеспечить в пределах своих полномочий пересмотр и отмену нормативно правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
  • обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины Пидар Порошенко
г.Киев, 9 ноября 2017 года № 2189-VIII