Лучшие адвокаты найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить
Инвертор YelonESS HV6K-1L
Аккумулятор YelonESS LR5000
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Риелторы Киева выбрать компанию

Организация и регулирование землеустройства

Закон Украины о землеустройстве

Раздел 3 - Организация и регулирование землеустройства

Статья 20. Обязательность землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке на землях всех категорий независимо от формы собственности в случае:

  • а) разработки документации по землеустройству относительно организации рационального использования и охраны земель;
  • б) установления и изменения границ объектов землеустройства;
  • в) предоставления, изъятия (выкупа), отчуждения земельных участков;
  • г) установления в натуре (на местности) границ земель, ограниченных в использовании и ограниченных (обремененных) правами других лиц (земельные сервитуты);
  • ґ) организации новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
  • д) выявления нарушенных земель и земель, подвергающихся воздействию негативных процессов, и проведения мероприятий по их восстановлению или консервации, рекультивации нарушенных земель, землевания малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения промышленными отходами, радиоактивными и химическими веществами и других видов деградации, консервации деградированных и малопродуктивных земель.
  • е) разработка комплексного плана территории территориальной общины, генерального плана населенного пункта, детального плана территории.

Мероприятия, предусмотренные утвержденной в установленном порядке документацией по землеустройству, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками земли, землепользователями, в том числе арендаторами.

Собственники земли, землепользователи, в том числе арендаторы, при осуществлении землеустройства обязаны обеспечить доступ разработчикам документации по землеустройству к своим земельным участкам, подлежащим землеустройству. 

Статья 21. Организация и планирование землеустройства

Организацию и планирование землеустройства на общегосударственном и местном уровнях осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины, этим Законом и другими законами Украины.

Статья 22. Основания проведения землеустройства

Землеустройство осуществляется на основании:

  • а) решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по проведению работ по землеустройству (в том числе при разработке градостроительной документации);
  • б) заключенных договоров между юридическими или физическими лицами (землевладельцами и землепользователями) и разработчиками документации по землеустройству;
  • в) судебных решений.

Решение Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству принимается исключительно в сроки и только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Земельным кодексом Украины. Указанное решение предоставляется бесплатно и имеет неограниченный срок действия.

Статья 23. Нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства

Нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства устанавливают порядок организации, государственные стандарты, нормы и правила выполнения работ по землеустройству, их состав и содержание.

Нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства являются обязательными для выполнения всеми субъектами землеустройства.

Статья 24. Государственные стандарты, нормы и правила в сфере землеустройства

Государственные стандарты, нормы и правила в сфере землеустройства устанавливают комплекс качественных и количественных показателей, параметров, регламентирующих разработку и реализацию документации по землеустройству с учетом экологических, экономических, социальных, природно-климатических и других условий.

Государственные стандарты, нормы и правила в сфере землеустройства разрабатываются и утверждаются в установленном законом порядке.

Статья 25. Документация по землеустройству

Документация по землеустройству разрабатывается в электронной и бумажной формах в виде схемы, проекта, рабочего проекта или технической документации. Особым видом такой документации является документация по землеустройству, которая одновременно является градостроительной документацией, - комплексные планы пространственного развития территорий территориальных общин, генеральные планы населенных пунктов, детальные планы территорий. Утверждена документация по землеустройству является публичной и общедоступной.

Виды документации по землеустройству:

  • а) схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц;
  • б) проекты землеустройства по установлению (изменения) границ административно-территориальных единиц;
  • б-1) градостроительная документация, которая одновременно является документацией по землеустройству (комплексные планы пространственного развития территорий территориальных общин, генеральные планы населенных пунктов, детальные планы территорий);
  • в) проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимоутворюючих объектов;
  • г) проекты землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
  • ґ) проекты землеустройства по отводу земельных участков;
  • д) проекты землеустройства относительно благоустройства территории для градостроительных нужд;
  • е) проекты землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий;
  • е) проекты землеустройства относительно благоустройства территории населенных пунктов;
  • ж) проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев);
  • з) рабочие проекты землеустройства;
  • и) Пункт "и" части второй статьи 25 исключен на основании Закона № 1175-IX от 02.02.2021
  • і) техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности);
  • ї) техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута;
  • й) техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков;
  • к) техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель.
  • л) техническая документация по землеустройству по резервированию ценных заповедных территорий и объектов.

Виды документации по землеустройству и их состав устанавливаются исключительно настоящим Законом.

Соответствие документации по землеустройству в электронном виде положением нормативно-технических документов, норм и правил в сфере землеустройства заверяется квалифицированным электронной подписью сертифицированного инженера-землеустроителя, который отвечает за качество работ по землеустройству, с использованием квалифицированной электронной отметки времени, а в бумажной форме - подписью и личной печатью сертифицированного инженера-землеустроителя, который отвечает за качество работ по землеустройству.

Статья 26. Заказчики и разработчики документации по землеустройству

Заказчиками документации по землеустройству могут быть органы государственной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, землевладельцы и землепользователи, а также другие юридические и физические лица.

Разработчиками документации по землеустройству являются:

  • юридические лица, обладающие необходимым техническим и технологическим обеспечением и в составе которых работает по основному месту работы сертифицированный инженер-землеустроитель, который отвечает за качество работ по землеустройству;
  • физические лица - предприниматели, которые обладают необходимым техническим и технологическим обеспечением и являются сертифицированными инженерами-землеустроителями, ответственными за качество работ по землеустройству.

Разработчиком комплексного плана пространственного развития территории территориальной общины, генерального плана населенного пункта, детального плана территории является субъект хозяйствования, соответствует критериям, определенным частью второй настоящей статьи, и в соответствии с законом может разрабатывать градостроительную документацию.

Взаимоотношения заказчиков и разработчиков документации по землеустройству регулируются законодательством Украины и договором.

Представление документации по землеустройству в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, для внесения сведений в Государственный земельный кадастр от имени заказчика документации осуществляется ее разработчиком, если иное не установлено договором. 

Статья 27. Права и обязанности заказчиков документации по землеустройству

Заказчики документации по землеустройству имеют право:

  • а) поручать разработчикам выполнение работ по землеустройству;
  • б) устанавливать научные, технические, экономические и другие требования к документации по землеустройству;
  • в) определять срок выполнения работ и порядок рассмотрения документации по землеустройству;
  • г) определять по согласованию с разработчиком документации по землеустройству стоимость работ по землеустройству и порядок их оплаты;
  • ґ) выступать владельцем документации по землеустройству;
  • д) проводить индексацию стоимости выполненных работ по землеустройству в порядке, установленном законом;
  • е) осуществлять контроль за выполнением работ по землеустройству в порядке, установленном законом.

Заказчики документации по землеустройству за счет собственных средств имеют право на выбор разработчика и заключения с ним договора, если иное не предусмотрено законодательством Украины.

Заказчики документации по землеустройству обязаны:

  • а) выполнять все условия договора, а в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения нести ответственность, предусмотренную договором и законом;
  • б) предоставлять исходную документацию, необходимую для выполнения работ по землеустройству;
  • в) проводить в соответствии с законом на конкурсной основе отбор разработчиков документации по землеустройству, которая разрабатывается за счет средств государственного и местных бюджетов;
  • г) принять выполненные работы и оплатить их.

Статья 28. Права и обязанности разработчиков документации по землеустройству

Разработчики документации по землеустройству имеют право:

  • а) выполнять работы по составлению документации по землеустройству;
  • б) согласовывать с заказчиком научные, технические, экономические и другие требования к документации по землеустройству, срок выполнения работ, их стоимость и порядок оплаты;
  • в) беспрепятственного доступа к объектам землеустройства;
  • г) Пункт "г" части первой статьи 28 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
  • ґ) Пункт "ґ" части первой статьи 28 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
  • д) требовать прекращения работ, которые выполняются с нарушением документации по землеустройству и приводят к нецелевому использованию земель и их порчи;
  • е) вносить предложения по обновлению устаревшей или разработки новой документации по землеустройству.
  • є) в процессе разработки документации по землеустройству, на основании которой формируются сведения об объектах Государственного земельного кадастра (в том числе документации по землеустройству, которая одновременно является градостроительной документацией), получать от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию о местоположении таких объектов и их характеристики (с учетом законодательства о пользовании информацией, составляющей государственную тайну).

Разработчики документации по землеустройству обязаны:

  • а) соблюдать законодательство Украины, регулирующее земельные отношения, а также государственных стандартов, норм и правил при осуществлении землеустройства;
  • б) информировать заинтересованных лиц о проведении землеустройства;
  • в) выполнять все условия договора;
  • г) выполнять работы по составлению документации по землеустройству в срок, предусмотренный договором. Максимальный срок составления документации по землеустройству, кроме документации по землеустройству, которая одновременно является градостроительной документацией, не должен превышать шести месяцев с момента заключения договора;
  • ґ) страховать свою профессиональную ответственность перед заказчиками документации по землеустройству и третьими лицами.

Разработчики документации по землеустройству несут согласно закону ответственность за достоверность, качество и безопасность мероприятий, предусмотренных этой документацией.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора при осуществлении землеустройства, разработчики документации по землеустройству несут ответственность, предусмотренную договором и законом.

Исполнители работ по землеустройству не имеют права составлять документацию по землеустройству в случае, если:

  • объектом землеустройства являются земельные участки, принадлежащие исполнителю работ по землеустройству или лицам, работающим в его составе;
  • лица, работающие в составе исполнителя работ по землеустройству, имеют родственные связи с заказчиком работ по землеустройству, или в юридическом лице, руководство которой имеет родственные связи с заказчиком;
  • объектом землеустройства являются земельные участки, принадлежащие учредителям или участникам исполнителя работ по землеустройству;
  • заказчиком работ по землеустройству является учредитель или участник исполнителя работ по землеустройству.

Документация по землеустройству, составленная с нарушением требований настоящей статьи, не может быть утверждена.

Статья 29. Общие требования к содержанию документации по землеустройству

Документация по землеустройству включает в себя текстовые и графические материалы и содержит обязательные положения, установленные заданием на разработку соответствующего вида документации.

Документация по землеустройству разрабатывается на основе задания на разработку соответствующего вида документации, утвержденного заказчиком.

Документация по землеустройству в составе текстовых материалов обязательно содержит пояснительную записку, в которой указываются: 

  • основание проведения землеустройства (в том числе решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, на основании которого осуществляется разработка документации по землеустройству) основные сведения об объекте (объекты) землеустройства;
  • использованы разработчиком нормативно-правовые акты по вопросам осуществления землеустройства; использованы разработчиком нормы и правила в сфере землеустройства;
  • использованы разработчиком документы Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель;
  • использованы разработчиком сведения Государственного земельного кадастра, а также Государственного реестра земель в случае внесения в Государственный земельный кадастр сведений о земельных участках, сформированы до 2013 года;
  • использованы разработчиком сведения Государственного картографо-геодезического фонда;
  • использована разработчиком утверждена градостроительная документация, а также выкопировки с такой документации;
  • описание процедуры выполнения топографо-геодезических работ (в случае их выполнения);
  • описание и обоснование проектного решения;
  • информация о проведении грунтовых, геоботанических и других обследований земель при осуществлении землеустройства (в случае их проведения);
  • информация об имеющихся в пределах объекта землеустройства здания, сооружения и вещные права на них (в случае формирования земельных участков, внесение сведений о земельном участке в Государственный земельный кадастр);
  • информация об имеющихся в пределах объекта землеустройства ограничения в использовании земель (в случае формирования земельных участков, внесение в Государственный земельный кадастр сведений о сложившейся земельный участок, ограничения в использовании земель) с указанием основания установления таких ограничений; исполнитель работ по землеустройству, его техническое и технологическое обеспечение;
  • условия для снятие и перенесение грунтового покрова земельных участков (в случае нарушения почвенного покрова земельных участков в результате реализации проектного решения);
  • информация о выполнении предусмотренных законом требований относительно согласования документации по землеустройству;
  • информация о соблюдении требований закона о согласовании разделения, объединения, изъятия земельных участков; заявление исполнителя работ по землеустройству о соблюдении им ограничений, установленных статьей 28 настоящего Закона.

К пояснительной записке по решению разработчика могут быть приложены документы, подтверждающие сведения (информацию), приведенные в ней.

В графической части документации по землеустройству отражаются существующие (при наличии) и проектные границы объектов землеустройства, сведения о которых подлежат внесению в Государственный земельный кадастр в соответствии с Законом Украины "О Государственном земельном кадастре", чертежи технических решений (для рабочих проектов землеустройства).

Статья 30. Согласование и утверждение документации по землеустройству

Согласование и утверждение документации по землеустройству проводится в порядке, установленном Земельным кодексом Украины, настоящим Законом.

Статья 31. Порядок внесения изменений в документацию по землеустройству

Изменения в документацию по землеустройству вносятся лицом, которое в соответствии с требованиями настоящего Закона может быть разработчиком документации по землеустройству по решению органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, которые утвердили проекты землеустройства. 

Согласования и утверждения изменений в документацию по землеустройству осуществляются в порядке, предусмотренном для согласования и утверждения документации по землеустройству.

Статья 32. Государственный фонд документации по землеустройству и оценке земель

Государственный фонд документации по землеустройству и оценке земель формируется на основе сбора, обработки, учета материалов, полученных в результате осуществления землеустройства и оценки земель.

Государственный фонд документации по землеустройству и оценке земель ведется в электронной форме.

Ведения и администрирования Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, который является держателем этого фонда. По решению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, ведения и администрирования Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель могут осуществлять государственные предприятия, относящиеся к сфере его управления и осуществляют меры по созданию и сопровождению программного обеспечения, необходимого для учета, хранения и публикации материалов Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель.

Документация по землеустройству и оценке земель Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель является государственной собственностью и не может передаваться в частную собственность.

Положение о Государственном фонде документации по землеустройству и оценке земель, а также порядок поступления, учета, хранения материалов в фонде, порядок пользования материалами утверждает Кабинет Министров Украины.

Сертифицированные инженеры-землеустроители, которые отвечают за качество работ по землеустройству, обязаны безвозмездно передавать документацию по землеустройству и оценке земель в Государственный фонд документации по землеустройству и оценке земель в электронном виде в месячный срок после ее утверждения. Порядок передачи такой документации определяется Положением о Государственном фонде документации по землеустройству и оценке земель.

Статья 33. Порядок пользования Государственным фондом документации по землеустройству и оценке земель

Документы Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель относятся к публичной информации. 

Сведения Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель, содержащих информацию, которая в соответствии с законом составляет государственную тайну, предоставляются в порядке и на условиях, определенных Законом Украины "О государственной тайне".

Доступ к документам Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель предоставляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, всем заинтересованным юридическим и физическим лицам в порядке, определенном Законом Украины "О доступе к публичной информации".

Перечень документов, хранящихся в Государственном фонде документации по землеустройству и оценке земель, а также документация по землеустройству и оценке земель в электронном виде обнародуются на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений.

Технологические и программные средства, необходимые для обнародования сведений и документов Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель, должны обеспечивать юридическим и физическим лицам возможность авторизованного просмотра, копирования и распечатки информации, в соответствии с настоящей статьей предоставляется бесплатно, на основе распространенных веб-обозревателей и редакторов, без необходимости применения специально созданных для этого технологических и программных средств, круглосуточно, без ограничений.

В случае если сведения и документы Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель содержат персональные данные физических лиц (регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, серия и номер паспорта, место жительства, дата рождения), они обнародуются и предоставляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, исключительно после обезличивания персональных данных.

Статья 34. Топографо-геодезические и картографические работы при осуществлении землеустройства

Топографо-геодезические и картографические работы проводятся с целью создания и своевременного обновления планово-картографической основы при осуществлении землеустройства в порядке, определенном Законом Украины "О топографо-геодезической и картографической деятельности".

Информационное содержание и масштаб топографо-геодезических и картографических материалов определяются с учетом использования этих материалов, детальности проектирования, обследований и изысканий в соответствии с законом.

Статья 35. Инвентаризация земель при осуществлении землеустройства

Инвентаризация земель проводится с целью установления местоположения объектов землеустройства, их границ, размеров, правового статуса, выявления земель, которые не используются, используются нерационально или не по целевому назначению, выявление и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, установления количественных и качественных характеристик земель, необходимых для ведения государственного земельного кадастра, выявления и исправления ошибок в сведениях государственного земельного кадастра, государственного контроля за использованием и охраной земель и принятия на их основе соответствующих решений органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении инвентаризации земель государственной и коммунальной собственности земель, не отнесенных к той или иной категории, отнесение таких земель к соответствующей категории осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления на основании соответствующей документации по землеустройству, согласованной и утвержденной в установленном законом порядке.

Порядок проведения инвентаризации земель утверждается Кабинетом Министров Украины.

Инвентаризация массива земель сельскохозяйственного назначения проводится со следующими особенностями:

а) основанием для проведения инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения являются:

  • для земель государственной собственности - решение органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять распоряжение земельным участком;
  • в других случаях - решение сельского, поселкового, городского совета, на территории которой находится массив;

б) при проведении инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения осуществляются мероприятия по:

  • внесения в Государственный земельный кадастр сведений о сложившихся земельные участки, сведения о которых не внесены в Государственный земельный кадастр;
  • формирования невостребованных (нераспределенных) земельных участков;
  • формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения под полевыми дорогами;
  • формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения под полезащитные лесные полосы и другими защитными насаждениями, которые ограничивают массив и земельные участки, расположенные вдоль массива.
  • исправление ошибок, допущенных в сведениях Государственного земельного кадастра о границах земельных участков и других сведений о земельных участках.

Инвентаризация массива земель сельскохозяйственного назначения, не менее 75 процентов земель которого принадлежит одной или нескольким лицам на праве собственности или пользования, может проводиться в отсутствие решения органов, указанных в пункте "а" части четвертой настоящей статьи.

По результатам проведения инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения сведения о таком массив и о земельные участки, расположенные в нем (в случае их формирования или при отсутствии сведений о них в Государственном земельном кадастре), вносятся в Государственный земельный кадастр, о чем заказчик документации по землеустройству письменно сообщает владельцев и пользователей земельных участков.

Статья 36. Грунтовые, геоботанические и другие обследования земель при осуществлении землеустройства

Грунтовые, геоботанические и другие обследования земель при осуществлении землеустройства проводятся с целью получения информации о качественном состоянии земель, а также для выявления земель, подвергающихся воздействию водной и ветровой эрозии, подтопления, радиоактивного и химического загрязнения, других негативных явлений.

Полученная в процессе обследований информация используется для:

  • а) проведение агроэкологической оценки земель;
  • б) разработки прогнозов и программ использования и охраны земель, схем и проектов землеустройства;
  • в) ведение учета о качественном состоянии земель;
  • г) ведение мониторинга земель;
  • ґ) принятие органами исполнительной власти и органами местного самоуправления решений о рекультивации и консервации земель, введение ограничений в использовании земель, восстановление, сохранение и повышение плодородия почв, улучшения природных ландшафтов и т.п.;
  • д) разработки мероприятий по землеустройству по организации рационального использования и охраны земель;
  • е) обоснование бизнес-планов и проектов землеустройства.

Статья 37. Бонитировки почв при осуществлении землеустройства

Бонитировка почв проводится с целью получения показателей для сравнения оценки качества почв по их основным природным свойствам.

Критерием бонитировки являются полученные при грунтовых обследованиях качественные показатели почв, которые имеют постоянный характер и существенно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых в конкретных природно-климатических условиях, и наиболее полно отражают плодородие почвы.

Данные бонитировки почв используются при осуществлении землеустройства с целью разработки комплекса мероприятий по землеустройству относительно использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв.

Статья 38. Земельно-оценочные работы при осуществлении землеустройства

Земельно-оценочные работы при осуществлении землеустройства выполняются с целью определения качественных характеристик, экономической ценности и стоимости земель в порядке, установленном законом.

Оценка земель проводится для сравнительного анализа и прогноза эффективности использования земли как природного ресурса и основного средства производства, а также при осуществлении гражданско-правовых соглашений, для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, взимания государственной пошлины и в других случаях, определенных законом .

Оценка земель проводится в соответствии с Законом Украины "Об оценке земель" по методикам, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

Статья 39. Природно-сельскохозяйственное районирование земель при осуществлении землеустройства

Природно-сельскохозяйственное районирование земель при осуществлении землеустройства осуществляется с целью учета и отображения положения земель с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных культур в единой системе классификации.

Природно-сельскохозяйственное районирование земель при осуществлении землеустройства является основой для проведения оценки земель, разработки схем землеустройства и технико-экономического обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц и рабочих проектов землеустройства.

Порядок осуществления природно-сельскохозяйственного районирования земель определяет Кабинет Министров Украины

Статья 40. Техническое и технологическое обеспечение землеустройства

Техническое обеспечение землеустройства базируется на использовании средств вычислительной и информационной техники, технических средств для выполнения геодезических и других работ.

Технологическое обеспечение землеустройства базируется на использовании современных информационных технологий и систем для сбора, ведения, контроля, накопления, хранения, обновления, поиска, преобразования, переработки, отображения, выдачи и передачи данных.

Основой информационного обеспечения землеустройства являются автоматизированные системы, предназначенные для обработки данных земельно-кадастровых, топографо-геодезических и других съемок и дистанционного зондирования, ведения земельной статистики, прогнозирования, планирования, проектирования, картографирования, организационного управления.

Требования к техническому и технологического обеспечения исполнителей работ по землеустройству устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере земельных отношений. 

Статья 41. Предоставление консалтинговых услуг по вопросам землеустройства

Консалтинговые услуги по вопросам землеустройства предусматривают:

  • а) консультирование собственников земли и землепользователей по рациональному использованию и охране земель;
  • б) предоставление информации о результатах исследований по использованию и охране земель, внедрения и осуществления природоохранных мероприятий и т.п.;
  • в) предоставление информационных услуг по вопросам земельного законодательства, осуществления гражданско-правовых соглашений, оценки земель, налогообложения, аренды и других услуг относительно земельных участков;
  • г) предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям и гражданам практической помощи по составлению бизнес-планов.

Консалтинговые услуги землевладельцам и землепользователям предоставляют юридические лица независимо от их организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности и физические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность в сфере землеустройства.