Риелторы Киева выбрать компанию
Лучшие нотариусы найти или добавить
Лучшие адвокаты найти или добавить
Бесплатно после регистрации

Земельный налог

27.10.2016 | 13:24 Раздел: Налогообложение Источник: Meget

Земельный налог, налог на землюВ последнее время цены на землю совершают невообразимые скачки. К примеру, с начала нынешнего года участки в пределах 50 км от Киева подорожали в полтора-два раза.

Немудрено, что стремительное подорожание превратило землю в весьма прибыльный объект для инвестиций. Но даже если человек купил участок только в целях инвестиций, ему все равно придется платить... земельный налог. Т.к. по закону использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель.

Налог на землю относится к общегосударственным налогам. Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов - участников соглашения о распределении продукции.

За земельные участки, предоставленные в пользование в связи с заключением соглашения о распределении продукции, взимание земельного налога заменяется распределением произведенной продукции между государством и инвестором на условиях, определенных в соглашении.

За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата. Плательщиками арендной платы в соответствии с Законом Украины "Об аренде земли" являются арендаторы. Арендная плата за землю рассчитывается на основании договора об аренде земли, а обязанность ее уплаты возникает вследствие заключения данного договора (подробнее см. тему Аренда земли).

Таким образом, владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи уплачивают земельный налог, а арендаторы - арендную плату.
С 31 марта 2005 года в перечень общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) была добавлена арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности, т.е. такая арендная плата является налогом на землю, а арендаторы таких земель уплачивают арендную плату в соответствующий бюджет.

Плательщики единого налога не являются плательщиками налога на землю. Однако постановлением КМУ от 16.03.2000 г. № 507  уточнено, что плательщики единого налога освобождаются от налога за землю только за земельные участки, используемые ими при осуществлении предпринимательской деятельности.

Физические лица, которые не получают доход от земельного участка, но имеют в собственности земельный участок, являются плательщиками налога на землю и должны уплачивать земельный налог на общих основаниях.

Следует также обратить внимание на ситуацию, когда субъект хозяйствования арендует помещение в многоэтажном жилом доме. Арендаторы помещений не могут быть самостоятельными землепользователями, а значит и не могут самостоятельно уплачивать земельный налог, поскольку для них отсутствует объект налогообложения.

Собственники земли и землепользователи в соответствии со ст. 15 Закона о плате за землю уплачивают земельный налог, а также арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации.

С одной стороны, из указанного можно сделать вывод о том, что пока государственный акт не выдан, земельный налог уплачивать не нужно (такой позиции придерживается и Госкомзем). Но, с другой стороны, на уплате земельного налога будет настаивать налоговый орган, аргументируя свою позицию тем, что использование земли в Украине является платным.

Судебная практика по этому вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков. Например, ВХСУ в одном из постановлений указал, что земельный налог уплачивается только владельцами или землепользователями земельных участков, получившими земельный участок в собственность или в пользование, что подтверждается соответствующим государственным актом и при условии внесения соответствующих данных в земельный кадастр, которые являются основанием для исчисления налога на землю.

До оформления государственного акта на земельный участок или договора аренды с одновременным расторжением старого договора предыдущий владелец (арендатор) уплачивает земельный налог (арендную плату), если иное не обусловлено в договоре купли-продажи имущества или земельного участка.

При этом при прекращении права собственности или права пользования земельным участком налог на землю уплачивается за фактический период пребывания земли в собственности или в пользовании в текущем году (ст. 15 Закона о плате за землю). Об этом указано и в письме Госкомзема от 02.08.2004 г. № 14-22-6/6835, в котором рассматривается вопрос уплаты земельного налога в случае реорганизации предприятия.

Земельный налог: объект налогообложения

Согласно ст. 5 Закона о плате за землю объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

Согласно ч. 5 ст. 14 Закона о плате за землю, за земельный участок, на котором расположено строение, находящееся в совместной собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из них пропорционально их доле в собственности на строение. То есть если, например, предприятие владеет землей и зданием, один этаж которого продан, то в этом случае земельный налог начисляется каждому из собственников пропорционально их доли собственности на здание.

Земельный налог: порядок исчисления налога на землю

Порядок налогообложения плательщиков налога на землю осуществляется в соответствии с Законом о плате за землю, который определяет различные механизмы взимания земельного налога в зависимости от того, установлена или нет денежная оценка земли, где расположен земельный участок: в населенном пункте или за его пределами, а также ставки земельного налога отдельно для разных категорий земель, определенных Земельным кодексом Украины.

Согласно Земельному кодексу все земли Украины по основному целевому назначению делятся на девять категорий, каждая из которых имеет особый правовой режим Важным является то, что ЗКУ не разделяет земли по признаку: кому предоставлен земельный участок и где он расположен - в населенном пункте или за его пределами. Именно в отношении этих вопросов нормы Закона о плате за землю не соответствуют нормам ЗКУ, поэтому их необходимо рассмотреть подробнее.

В соответствии со ст. 8 Закона о плате за землю налог на земли, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения (за пределами населенных пунктов), взимается из расчета 5 % от денежной оценки единицы площади пашни по области. В то же время согласно ст. 11 данного закона земельный налог за участки, предоставленные на землях водного фонда, за исключением земельных участков, указанных в ч. 2 ст. 6 закона, взимается в размере 0,3 % от денежной оценки единицы площади пашни по области.

Как указывает ГНАУ, ставка земельного налога  для земель водного фонда, предоставленных за пределами населенных пунктов предприятиям промышленности, транспорта, связи и другого назначения для производства рыбной продукции, составляет 0,3 % .

Таким образом, по мнению ГНАУ, земли водного фонда за пределами населенных пунктов должны облагаться налогом на землю по ставке 0,3 %, установленной ст. 11 Закона о плате за землю для земель водного фонда, независимо от того, какому предприятию они предоставлены.

Вместе с тем в письме от 25.04.2007 г. № 2035/О/17-0315 ГНАУ было высказано другое мнение. Поскольку земельные участки под хозяйственными зданиями и сооружениями, которые расположены за пределами населенных пунктов, относятся к несельскохозяйственным угодьям, то ставка земельного налога устанавливается в соответствии со ст. 8 Закона о плате за землю.

Статьей 63 Закона о госбюджете 2009 год предусмотрено, что по сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2009 года, применяются ставки земельного налога, установленные ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона о плате за землю. Таким образом, ставка налога на землю в пределах населенных пунктов составляет 1 % от оценочной стоимости земельных участков, а для сельскохозяйственных угодий - земельный налог 0,1 % для земель занятых пашней, сенокосом, пастбищами и 0,03 % - многолетними насаждениями.

В случае покупки земельного участка на основании гражданско-правового договора размер земельного налога рассчитывается от суммы, равной денежной оценке земли, но в любом случае сумма, от которой рассчитывается размер земельного налога, не может быть менее цены земельного участка, указанной в договоре. При этом, по мнению ГНАУ и Минфина, такой порядок определения суммы земельного налога распространяется на всех субъектов, независимо от времени приобретения земельных участков по гражданско-правовым соглашениям.

Земельный налог: льготы при уплате налога на землю

Законодательство предоставляет людям ряд льгот по уплате земельного налога. В частности, от налога на землю освобождаются:

  • инвалиды I и II групп,
  • граждане, воспитывающие троих и более детей,
  • граждане, у кого члены семьи проходят срочную воинскую службу,
  • пенсионеры,
  • ветераны войны,
  • лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

Им полагаются льготы на земельные участки в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2 гектаров,
  • для садоводства - не более 12 соток,
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах - не более 25 соток, в поселках - не более 15 соток, в городах – не более 10 соток,
  • для индивидуального дачного строительства - не более 10 соток,
  • для строительства индивидуальных гаражей - не более сотки.

Земельный налог: сроки уплаты налога на землю

Земельный налог уплачивают владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и постоянные землепользователи на основании представленной ими отчетности по налогу на землю в налоговые органы, при этом обязанность уплаты земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 17 Закона о плате за землю налоговое обязательство по земельному налогу, а также по арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными частями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за базовый налоговый (отчетный) период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Гражданами земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности уплачивается равными частями до 15 августа и 15 ноября.

Излишне уплаченные суммы налога на землю подлежат возврату плательщику по его письменному заявлению или по его желанию зачисляются в уплату земельного налога за следующий год.

В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком земельный налог уплачивается за фактический период пребывания земли в собственности или пользовании в текущем году.

Если участком владеют несколько человек, тогда земельный налог платит каждый собственник отдельно пропорционально своей доле.

И напоследок отметим, что за несвоевременную уплату земельного налога на сумму долга начисляется пеня из расчета 120% годовой учетной ставки Национального банка (на день появления налогового долга или на день его погашения) за каждый календарный день просрочки. В 2007 году учетная ставка НБУ составляет 8%, 120% учетной ставки соответственно - 9,6%. Таким образом, за каждый день просрочки человеку придется уплатить пеню за земельный налог в размере 0,03% долга.

При этом Закон предусматривает ряд повышений ставки налога на землю. На земельные участки, отнесенные к курортным зонам, ставка налога на землю увеличивается:

  • на южном побережье Крыма - в 3 раза,
  • на юго-восточном побережье Крыма - в 2,5 раза,
  • в горных и предгорных районах Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областей (кроме населенных пунктов, отнесенных законодательством к категории горных) – в 2,3 раза,
  • на западном побережье Крыма - в 2,2 раза,
  • на Черноморском побережье Николаевской, Одесской и Херсонской областей - в 2 раза,
  • на побережье Азовского моря и в других курортных районах - в 1,5 раза.

Для создания данной статьи использованы материалы из следующих источников:

Rss лента статей Просмотров: 7795
image