Приватизация - это отчуждение имущества государственных предприятий, учреждений, организаций, жилищного и земельного фонда, находящегося в государственной и коммунальной собственности, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями согласно законодательству о приватизации.
Приватизация осуществляется с целью повышения социально-экономической эффективности производства, привлечения средств на структурную перестройку экономики, привлечения граждан к участию в содержании и сохранении жилья, формирования рыночных отношений, стимулирования эффективного использования земель и содействия предпринимательской деятельности.
В соответствии с Земельным кодексом Украины передача земельных участков в частную собственность (приватизация) производится местными Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.
Правом на бесплатную приватизацию земли (получение в собственность) из земель государственной и коммунальной собственности могут воспользоваться только граждане Украины, а также жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и объединения собственников многоквартирного дома.
При этом обязательным основанием для приобретения права на приватизацию земли является решение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или государственных органов приватизации в отношении земельных участков, на которых расположены приватизируемые объекты, принятое в пределах их полномочий, определенных Земельным кодексом Украины.
Бесплатная передача земельных участков (приватизация земли) в собственность граждан совершается в случаях:
- приватизации земель, находящихся в их пользовании;
- получения земельных участков при приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
- получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации.
Граждане, заинтересованные в приватизации земли, подают заявление в соответствующий Совет народных депутатов, в котором указывается желаемый размер и место расположения земельного участка, цель его использования и состав семьи.
Местный Совет рассматривает заявление о приватизации земли и в случае согласия заказывает землеподрядной организации разработку проект отвода земли, который согласовывается с Советом народных депутатов, землеустроительным, природоохранными и санитарными органами, органами архитектуры и подается в городской Совет народных депутатов для принятия решение о приватизации земли.
Приватизация земли: необходимые документы
Для приватизации земли необходимы следующие документы
- Копия паспорта (все страницы) и идентификационного кода;
- Решение соответствующего органа местного самоуправления о разрешении на приватизацию земли;
- Справка соответствующего органа самоуправления о пользовании данным земельным участком;
- Викопирования из генплана застройки (или проекта формирования) с нанесением места расположения земельного участка, заверенные соответствующим органом местного самоуправления;
- Акт установления и согласования пределов земельного участка (с подписями соседних землепользователей и заверенный соответствующим органом местного самоуправления);
- Документы на недвижимость, расположенную на данном земельном участке.
Приватизация земли: подробно юридические аспекты
Согласно Конституции Украины земля является основным национальным богатством. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они от его имени распоряжаются землями и обязаны реализовывать право граждан на безвозмездную приватизацию земли согласно закону.
В соответствии с Земельным кодексом Украины обретения права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.
Порядок бесплатной приватизации земли гражданами определен в ст. 118 Земельного кодекса Украины, в соответствии с которой гражданин, заинтересованный в приватизации земли, находящегося в его пользовании, должен подать заявление на приватизацию земли в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. На основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка, указанный орган в месячный срок должен принять решение о приватизации земли.
На получение земельных участков при приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций имеют право только работники сельхозпредприятий и пенсионеры из их числа путем подачи ходатайства в сельский, поселковый, городской совет либо районную администрацию, которые в месячный срок должны его рассмотреть и предоставить разрешение на разработку проекта приватизации земли. При этом передача земельных участков указанным лицам осуществляется только после утверждения проекта приватизации земель в порядке, определенном ст. 25 Земельного кодекса Украины.
Госкомзем в письме от 20.10.2004 г. № 14-17-13/9024 акцентирует внимание на том, что согласно ст. 5 Закона Украины от 10.07.96 г. № 290/96-ВР "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" приватизация имущества государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляется путем преобразования их в коллективные сельскохозяйственные предприятия или в открытые акционерные общества по решению общих собраний (собраний уполномоченных).
В связи с этим в письме сделан вывод о том, что вопрос приватизации земли, которая находится в постоянном пользовании коммунального сельскохозяйственного предприятия, можно решать только после решения общего собрания о приватизации предприятия и положительного решения владельца предприятия (областного совета) о такой приватизации земли.
Все граждане Украины имеют право на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления получить бесплатно из земель коммунальной и государственной собственности в собственность земельные участки для ведения фермерского хозяйства или личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, дачного и гаражного строительства в пределах норм, определенных статьей ст. 121 Земельного кодекса Украины:
- приватизация земли для ведения фермерского хозяйства - в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство;
- приватизация земли для ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2,0 гектара;
- приватизация земли для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка) в селах - не более 0,25 гектара, в поселках - не более 0,15 гектара, в городах - не более 0,10 гектара;
- приватизация земли для индивидуального дачного строительства - в размере не более 0,10 гектара;
- приватизация земли для ведения садоводства - не более 0,12 гектара;
- приватизация земли для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 гектара.
При этом, размер земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства может быть увеличен в случае получения в натуре земельной доли (пая) членами коллективного сельскохозяйственного предприятия, ее наследования членами личного крестьянского хозяйства и в соответствии с законом. Бесплатная приватизация земли не зависит от местожительства граждан - членов фермерского хозяйства.
Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут передаваться в частную собственность или предоставляться в пользование земельные участки, размер которых не должен превышать 50 гектаров пашни и 100 гектаров всех земель, а в местностях с труднодоступными населенными пунктами, определенными КМУ, - 100 гектаров
Работники социальной сферы села имеют право на приватизацию земли сельскохозяйственного назначения и получение в пользование, в частности, для ведения личного крестьянского хозяйства, независимо от места проживания только при наличии свободных земель.
Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земель принимается на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. Технические материалы на земельный участок разрабатываются по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки и на условиях, которые определяются соглашением сторон.
Приватизация земли на основе добросовестного владения
Согласно Земельному кодексу граждане, которые добросовестно, открыто и непрерывно пользуются земельным участком на протяжении 15 лет, но не имеют документов, которые бы свидетельствовали о наличии у них прав на этот земельный участок, могут обратиться в орган государственной власти или органа местного самоуправления с ходатайством о передаче ее в собственность (приватизацию земли) или предоставление в пользование. Размер этого земельного участка устанавливается в границах норм, определенных Земельным кодексом.
В данном случае процедура обращения подобная описанной выше, за исключением того, что необходимо доказать пользование земельным участком на протяжении 15 лет.
Если администрация Вам не поверит, насчет пользования земельным участком в течение 15 лет придется доказывать в судебном порядке. В этом случае результат будет зависеть от достоверности и убедительности представленных доказательств
Приватизация земли: размеры платы за землеустроительные работы
Утверждены предельные размеры платы за выполнение землеустроительных работ в случае бесплатной приватизации земли или передачи в пользование гражданам Украины земельных участков, а именно:
- за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при выделении в натуре земельного участка владельцу земельной доли (пая) не может превышать 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при бесплатной приватизации земли гражданами Украины в соответствии со ст. 121ЗКУ, кроме случаев, определенных ч. 1 этой статьи, не может превышать 9 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Сверх норм бесплатной приватизации земель или передачи в пользование граждане могут приобретать в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства только по гражданско-правовым соглашениям. Что касается приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства сверх норм, установленных ст. 121 ЗКУ, то процедура выкупа указанных земель определена постановлением КМУ от 24.01.2000 г. № 118.
Для приватизации земли для вышеуказанных нужд гражданин должен подать заявление в сельский, поселковый, городской совет либо районную администрацию по местонахождению земельного участка, в котором указываются желательные размеры земельного участка и цель его использования. При этом в заявлении о приватизации земли заявитель должен указать, приобретал ли он право на земельную долю (пай)
Для бесплатной приватизации земли для ведения фермерского хозяйства, членам фермерского хозяйства необходимо в установленном порядке обратиться с заявлением в райгосадминистрацию или в сельский, поселковый, городской совет.
После рассмотрения заявления о приватизации земли, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству также и заключения конкурсной комиссии, в случае согласия предоставляется разрешение на разработку проекта его отвода. Порядок разработки проектов землеустройства относительно отвода земельных участков утвержден постановлением КМУ от 26.05.2004 г. № 677. Проект согласовывается и утверждается в порядке, определенном ст. 118 Земельного кодекса Украины.
При этом, если земельный участок передан бесплатно в собственность для ведения фермерского хозяйства в размере земельной доли (пая) из земель, которые находятся в пользовании фермерского хозяйства, в государственном акте на право собственности на землю указывается его льготное назначение - для ведения фермерского хозяйства, а не для товарного сельхозпроизводства.
В ряде случаев возникает необходимость проверки на месте соответствия фактического размера земельного участка, размерам, указанным в документах. Следует обратить внимание, что как за принятие решения совета, так и за указанные проверки граждане не должны платить, то есть передача земельных участков в собственность на основании соответствующих решений советов проводится бесплатно
В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка гражданину в частную собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.
В соответствии со ст. 41 Земельного Кодекса Украины жилищно-строительные и гаражно-строительные кооперативы могут бесплатно осуществлять приватизацию земли для гаражного или жилищного строительства на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только в размере, установленном в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
Объединение граждан, не может быть кооперативом и на него не распространяется действие указанной статьи, то есть оно не может бесплатно приватизировать земельный участок для гаражного или жилищного строительства.
Объединение совладельцев многоквартирного жилого дома согласно ст. 42 ЗКУ может бесплатно приватизировать землю, на которой расположен многоквартирный жилой дом, а также относящиеся к нему здания, сооружения и придомовые территории только в случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома и создания объединения совладельцев, при этом размеры и конфигурация указанного земельного участка определяются на основании проектов распределения территории квартала, микрорайона и соответствующей землеустроительной документации.
Следует отметить, что, проанализировав ряд нормативных документов Госкомзем в письме от 16.07.2002 г. № 14-21-11/3777 пришел к выводу, что поскольку передача части придомовой территории (земельного участка) в собственность владельца встроенного помещения многоквартирного жилого дома не предусмотрена законами Украины, то оформлять государственный акт на право собственности на землю должны совладельцы или пользователи вместе, а платить земельный налог в зависимости от части в собственности на здание или сооружение, хотя данный вывод противоречит ст. 42 Земельному кодексу Украины.
Необходимо обратить внимание на то, что нормы ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса Украины не ограничивают права жилищных кооперативов или объединений совладельцев многоквартирного жилого дома на получение земельного участка в собственность в случае если одним из участников кооператива или собственником квартиры в многоквартирном жилом доме будет иностранный гражданин.
Для создания статьи об приватизации земли использованы материалы из следующих источников:
- Земельный кодекс Украины
- Закон Украины "О приватизации"
- Закон Украины "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе"
- Закон Украины "о приватизации государственного имущества"
- Закон Украины от 16.06.92 г. № 2460-XII "Об объединениях граждан"
- Постановление КМУ от 24.01.2000 г. № 118
- Письмо Госкомзема Украины от 30.08.2002 г. № 14-20-6/4403
- Электронный журнал "Аверс-Бухгалтерия"
- Закон Украины "О плате за землю"
- Закон Украины "Об аренде земли"
Источник: Meget
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции