Лучшие нотариусы найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Риелторы Киева выбрать компанию
Лучшие адвокаты найти или добавить

Тарифные войны ЖКХ

24.02.2010 | 11:00 Раздел: Недвижимость Украины Законодательство Источник: MEGET

Зловещее слово «Тарифы» последние годы омрачает жизнь каждого украинца. Оно висит отточенной гильотиной над семейным бюджетом. При его упоминании у коммунальных работников и энергетиков портится настроение, а мэры и главы администраций - впадают в ступор.... или в истерику.

Тариф повысить сложно: потребителю платить нечем (да и выборы постоянно «на носу» - нельзя огорчать избирателя, проголосует «против»), разорённое за годы независимости хозяйство невозможно восстановить без мощного финансирования. А казна - пустая. Всё. Приехали.

Что делать? Бросить на произвол судьбы, дескать, проблема сама рассосется? Не рассосется и не переболит. ЖКХ - это жизнеобеспечение каждого в отдельности и всех вместе. Отказаться от услуг? Невозможно. Города и сёла просто погрузятся в темень и грязь.

Наши соседи, ещё недавние соратники по Варшавскому договору, эту проблему разделили. Часть функций взяли на себя государственные регуляторы, часть оставили местным органам власти. Почему бы не использовать этот опыт? Тем более, что в Украине успешно работает такой регулятор в сфере энергетики - НКРЭ.

Национальная комиссия по регулированию ЖКХ. Орган, который взял бы на себя функцию стандартизации тарифообразования и качества услуг, контроль за выполнением инвестиционных программ на местах - третейский судья в массе скандалов и недомолвок. Регулятор определяет тарифы и передаёт их местным органам. Это заключение - база для введения тарифов на местах. Базовые тарифы должны быть экономически обоснованными (выше себестоимости) и иметь минимально допустимый уровень рентабельности.

Местные органы власти, проанализировав состояние городского (сельского) бюджета, принимают решение о скидках и льготах, которые они могут предоставить населению. Если такие скидки вводятся, то местный бюджет ежемесячно и в полном объёме компенсирует предприятиям ЖКХ разницу в тарифах. Ключевые слова «ежемесячно» и «в полном объёме». В противном случае предоставление таких льгот становится причиной грабежа производителей услуг и, как следствие - ухудшение состояния жилого фонда и сетей, снижение качества обслуживания потребителей.

Если местный бюджет не в состоянии компенсировать разницу в тарифах - в течение 2-3 месяцев должен быть осуществлён переход на базовые тарифы, утвержденные Национальной комиссией.

Этот уровень тарифов должен позволять поддерживать качество услуг на стандартном уровне. Поэтому он и является базовым, позволяющим поддерживать существующую базу в работоспособном состоянии. Но большинство населенных пунктов развиваются, технологии не стоят на месте, жители хотят жить по евростандартам. Для этого необходимо производить модернизацию сетей и системы в целом. Мероприятия очень дорогие и долгосрочные. Как быть?

Возможны, как минимум, два выхода.

Первый: местные власти подают в Национальную комиссию расчеты и закладывают расходы на модернизацию в тариф. К расчетам прикладываются проект и прогноз ожидаемого эффекта. После утверждения, такой проект ставится на контроль: регулярные отчеты о ходе выполнения, объём инвестиций, выезд комиссий и инспекторов с проверками. Т. е., за такую модернизацию платят сами потребители через ежемесячные платежи.

Второй: финансирование инвестпроекта производится за счет местного бюджета или за счет кредитов. В этом случае местные власти действуют самостоятельно и отчитываются перед своими избирателями. Тратят средства, принадлежащие общине на коммунальную собственность. Фактически, оплата производится потребителями, но теперь через систему налогов и местных сборов.

Проект закона Украины о создании такого регулятора зарегистрирован в Верховной Раде. Он бродит в комитетах и ждёт своего рассмотрения на сессии. Только что-то подсказывает, что случится это не скоро.

Rss лента новостей Просмотров: 1443
image