Журнал Фокус впервые представляет передовиков торгово-развлекательной отрасли. В этом рейтинге редакция рассматривала центры, которые на своих площадках предлагают посетителям одновременно и развлечения, и шопинг и питание.
Возможно, кому-то покажется, что его любимый торгово-развлекательный центр, где он проводит время в выходные дни, лучше, чем все те, что опережают его в этом рейтинге. Но Фокус давал оценку ТРЦ исходя из показателей, которые создают комфортные условия для большинства покупателей.
Мы определяли, достаточно ли парковочных мест, рассчитывали соотношение числа посетителей на один квадратный метр арендуемой площади, а также учитывали, насколько соответствуют европейским показателям размеры зон кафе-ресторанов и развлечений.
Фокус оценил все крупнейшие торгово-развлекательные центры в городах-миллионниках: Киеве, Днепропетровске, Донецке, Одессе и Харькове. Стоит отметить, что с первого по последнее место все ТРЦ идут с минимальным отрывом в баллах, которые мы присваивали за каждый показатель.
Разница между первым и третьим местом всего 0,5 балла, а между первым и последним – 15 баллов. Это означает, что у жителей крупных городов есть места, где можно и развлечься, и сделать покупки.
Место | Название, город | Общая/торговая площадь, м2 | Поток посетителей, чел. | Цена аренды $/м2 |
---|---|---|---|---|
1 | «Дафи» (Харьков) | 56000/48000 | 23000 | от 10 до 80 |
2 | «Караван» (Киев) | 57000/45000 | 50000 | в среднем 90 |
3 | Riviera Shopping City (Одесса) | 83400/65000 | 35000 | 4-40 евро либо % от товарооборота |
4 | Dream Town (Киев) | 81000/54000 | до 80000 | от 60 до 200 |
5 | «МОСТ-Сити центр» (Днепропетровск) | 60160/31000 | до 100000 | от 13 до 250 |
6 | «Дафи» (Днепропетровск) | 20000/18000 | 12000 | от 10 до80 |
7 | «Большевик» (Киев) | 105000/37000 | 34000* | в среднем 60 |
8 | «Караван» (Харьков) | 85700/61000 | 40000 | в среднем 25 |
9 | «Универмаг Украина» (Киев) | 42000/34000 | 35000* | в среднем 40 |
10 | «Караван» (Днепропетровск) | 84300/63000 | 30000 | в среднем 20 |
11 | «Магеллан» (Киев) | 29000/22000 | 24000 | от 10 до 350 |
12 | «Вавилон» (Днепропетровск) | 38000/14000 | 10000 | от 30 до 40 |
13 | KOMOD (Киев) | 15000/9800 | 10000 | в среднем 50 |
14 | «Материк» (Днепропетровск) | 24750/11260 | 30000 | от 15 до 250 |
15 | «Блокбастер» (Киев) | 33000/26000 | 12000 | в среднем 40 |
16 | «Сады Победы» (Одесса) | 27000/23474 | 15000 | в среднем 40 |
17 | «Донецк Сити» (Донецк) | 42000/32000 | 20000 | в среднем 45 |
18 | «Материк» (Киев) | 35000/22000 | 40000 | от50 до 350 |
19 | «Декор Донбасс» (Донецк) | 26475/16120 | 9000* | в среднем 30 |
20 | «Аладдин» (Киев) | 16500/10190 | 18600 | от 60 до 120 |
21 | APPOLO(Днепропетровск) | 35000/20000 | 18000 | в среднем 40 |
22 | «Украина» (Харьков) | 27000/17000 | 13000 | в среднем 20 |
23 | «Белый лебедь» (Донецк) | 47000/20100 | 20000 | от14 до 63 |
24 | PLAZMA (Киев) | 30000/19200 | 7000 | нет данных |
25 | «Континент» (Донецк) | 23200/15800 | 16000 | от 12 до 125 |
* Эксперная оценка
Общая площадь/торговая площадь.
Общая площадь демонстрирует масштабность объекта. Торговая площадь – это та площадь, которая сдаётся в аренду. Данный показатель также использовался при оценке комфортности ТРЦ для посетителей. Например, соотношение потока покупателей, парковочных мест и торговой площади.
Поток покупателей.
Чем больше покупателей посещает торгово-развлекательные центры, тем больший доход получают его арендаторы и собственники. Оценивалось количество посетителей в один из выходных дней.
Цена аренды.
Поскольку многие представители торгово-развлекательных центров отказались назвать точные ставки аренды, Фокус опирался на экспертные оценки. За основу бралась средняя цена квадратного метра торговой площади в городе или микрорайоне в месяц в долларах США по курсу НБУ на 16 февраля – 8 грн./$.
Зона развлечений.
При оценке ТРЦ учитывалось соотношение площади зоны развлечений и торговой площади. В таблице указаны самые интересные развлечения.
Каток.
Традиционно привлекает посетителей в торгово-развлекательные центры.
Кинотеатр.
Зачастую наличие кинотеатра является решающим фактором при выборе ТРЦ.
Супермаркет.
Хороший супермаркет – залог притока посетителей.
Зона еды.
При оценке торгово-развлекательног центра учитывалось соотношение площади зоны еды и торговой площади. В таблице указаны точки питания в разных ценовых категориях.
Чашка эспрессо.
За основу бралась средняя цена чашки кофе эспрессо. Этот показатель не учитывался при составлении рейтинга.
Магазины одежды.
Подбор магазинов одежды, как, впрочем, и магазинов бытовой электроники и супермаркета, влияет на посещаемость ТРЦ. Дополнительные баллы в рейтинге приносили как минимум три известных бренда.
Количество мест на парковке.
При оценке ТРЦ рассчитывалось соотношение количества паркомест и торговой площади. Удобная парковка – самое слабое место столичных ТРЦ. Именно по этому показателю многие киевские центры проиграли региональным.
Данные для оценок предоставлены самими ТРЦ, экспертом рейтинга – Украинской торговой гильдией, кроме того, использовалась информация из открытых источников, в том числе сайтов malls.com.ua, ukrarenda.net
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2