Гостиничный бизнес показал себя наиболее стабильным и предсказуемым сектором коммерческой недвижимости в условиях кризиса, несмотря на снижение доходности в среднем на 15-20%.
По прогнозам, показатели доходности вернутся к докризисному уровню не раньше 2011 года. Среди основных тенденций 2009 года также можно выделить замедление темпов развития отрасли, сокращение туристических потоков, снижение средней стоимости номера, сокращение глубины продаж, отмечается в материале Azimut Hotels Company.
В первые месяцы 2009 года турпотоки сократились на 20-30%, а вслед за ними упали показатели загрузки в гостиницах всех категорий. Наиболее устойчивыми в этих условиях оказались гостиницы сегмента mid-market.
В то же время наиболее подверженными удару кризиса оказались гостиницы советской эпохи категории 2-3*, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, где загрузка сократилась на 30-35%.
По данным Росстата, количество введенных в эксплуатацию гостиниц в РФ в третьем квартале 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, увеличилось в 2,4 раза. Такой рост объясняется несколькими причинами. Был открыт ряд объектов, сроки сдачи которых, запланированные на конец 2008 года, были перенесены.
Несмотря на кризис, стала заметнее активность международных брендов в российских регионах. В регионах было открыто также множество мини-отелей и хостелов, пользующихся сейчас хорошим спросом – такие объекты не требуют значительных инвестиций, но способны в любое время приносить «живые деньги».
Среди тенденций на гостиничном рынке недвижимости можно выделить ожидаемое усиление роли международных гостиничных операторов не только в столице, но и в регионах. В 2009 году был заявлен ряд крупномасштабных проектов, преимущественно в сегменте mid-market.
Инвестиционная политика операторов в 2009 году значительно изменилась: вложения средств стали более краткосрочными.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2