В Севастополе его уже вводят – из-за долгов в сфере ЖКХ. А в Киеве по-прежнему не признаются, что творится на самом деле.
Мэр Севастополя Сергей Куницын заявил о повышении тарифов на коммуналку с 1 октября и ввел в городе режим чрезвычайного положения из-за катастрофической ситуации в сфере жкх. Горожан пугают, что город не готов к зиме, тарифы на коммуналку покрывают лишь 26% затрат коммунальщиков, тепло- и водопоставляющие компании – банкроты.
Словом, если горсовет и жители Севастополя не примут новые повышенные тарифы (согласно им, электроэнергия и тепло должны подорожать в 2,5 раза, вода – на 12%), их ждет второй Алчевск, сообщает Газета по-киевски. При этом, объясняет мэр, в условиях чрезвычайного режима он имеет право единолично принять решение о повышении тарифов. Правда, кто его надоумил на такие действия и что это такое в понимании севастопольского мэра, непонятно, ведь ввести режим ЧП может только президент.
Как нам, киевлянам, это все знакомо. Не исключено, что и наш мэр последует примеру своего коллеги. Ведь киевская неразбериха с тарифами все еще продолжается, со всеми вытекающими последствиями, включая и тот факт, что реального положения вещей в коммунальной сфере столицы не знает никто.
– Для подготовки к отопительному сезону необходимы не бодрые рапорта, а средства, – считает директор «Института города» Александр Сергиенко. – Они поступают в первую очередь от оплаты за жку. Команда мэра периодически информирует о том, чего на самом деле нет. ГУ ценовой политики сообщает, что в июле заплатили по новым тарифам 85% киевлян, а ГУ статистики – что 61%. ГУ жилищного хозяйства рапортует про 72% готовности жилфонда к зиме, а «Киевэнерго» выдало всего 2% актов. Ирэна Кильчицкая утверждает, что 99% больниц готовы к отопительному сезону, «Киевэнерго» — что только 44%.
За 7 месяцев 2009 года бюджет Киева получил только треть (35%) запланированных на год поступлений. Коммунальная сфера профинансирована на 10–15%, их не хватает даже на зарплаты. Так может, мы действительно мало платим?
– Вопрос крайне непростой, – говорит Александр Сергиенко. – У нас в тариф закладываются все валовые затраты, а нужно только те, которые идут на производство конкретной услуги. В тариф 2006 г. «Киевводоканал», например, заложил аккумуляторы и покрышки, которые не должны оплачиваться киевлянами. Что заложено в нынешние – вообще неизвестно, вся информация закрыта.
Главное, по мнению Александра Сергиенко, в любом тарифе должна быть учтена социальная составляющая – нужно учитывать, сколько реально может платить население. В 1996 году тарифы были на 80% доведены до себестоимости, но при этом 35% населения получало субсидии, передает Инфобуд. Сейчас субсидии получают 1,9% населения, а адресная помощь от мэра в размере нескольких гривен ряду малообеспеченных семей выглядит как насмешка.
Тем временем
Квартиру в доме по ул. Драгоманова, 5, жэковцы отключили от электроэнергии несмотря на то, что хозяйка исправно платит за свет.
– Меня всего один день не было дома, возвращаемся, света нет. Оказалось, приходили из ЖЭКа и «отрезали» за неуплату, – говорит Ольга Однолько. – За свет я всегда плачу. Долг за другие услуги на самом деле есть, но ведь сейчас многие не платят, пока не закончится тарифная неразбериха. К соседям тоже приходили, но они были дома, подняли скандал.
Сейчас семья Ольги вынуждена сидеть в темноте, телефон не работает, холодильник потек, продукты испортились. В «Киевэнерго» говорят, что это самоуправство. В пресс-службе компании нам подтвердили, что у этой квартиры договор на поставку электроэнергии заключен с «Киевэнерго», долгов у квартиры по свету нет, и организация свет не отключала. А вот посоветовать, как быть в такой ситуации, не могут. Мол, отправляйтесь в ЖЭК и разбирайтесь. В жэке отключение не отрицают, и аргументируют:
– Критическая ситуация заставляет нас идти на крайние меры по борьбе с должниками. А что остается? Отопительный сезон на носу, мы не готовы, денег нет, люди не платят. У Однолько долг за жку с января месяца. А об отключении мы ее предупредили.
Открытым текстом
Дмитрий Андиевский, депутат Киевсовета от Блока Кличко: