Профильная строительная ассоциация предложила очередной путь вывода стройотрасли из стагнации.
На этот раз идея заключается в обмене замороженных депозитов на замороженное жилье. Впрочем, несмотря на всю внешнюю привлекательность для задействованных в схеме сторон, на практике она может превратиться в обмен «шила на мыло».
Похоже, строительные компании наконец-то окончательно разуверились в обещанной Кабмином помощи «на разморозку», прописанной в антикризисном законе для строительной отрасли. Несмотря на то, что уже прошло более чем полгода с момента его принятия, ни строительные компании, ни желающие взять льготный кредит, пока не получили ни копейки из обещанных 3 млрд., которые в дальнейшем «усохли» до 1 млрд. грн.
Продолжая поиск выхода из стагнации на рынке новостроек и строительной отрасли в целом, Украинская строительная ассоциация (УСА) выдвинула идею обмена замороженных банковских депозитов на квартиры в новостроях. Соответствующая программа, в которой предусмотрен механизм такого обмена, сейчас находится на стадии разработки.
В частности, проходят консультации с Минрегионстроем, Комитетом ВР по строительству, Нацбанком и Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Глава УСА Лев Парцхаладзе не исключает, что данная программа будет присоединена к госпрограмме достройки домов с 70% готовностью.
На практике механизм обмена, должен выглядеть так. Вкладчик, имеющий замороженный кредит в банке, может обменять его на государственный жилищный сертификат. В дальнейшем этот документ дает право получить строящуюся либо готовую недвижимость по льготной цене.
По словам Л. Парцхаладзе, стоимость жилья будет минимальной: себестоимость строительства плюс 5-10%. Также при желании собственник сертификата сможет продать его и вернуть вложенные средства. Предусмотрено, что права вкладчика по сертификату будут гарантироваться государством.
Действительно, сама идея хорошая и все задействованные в схеме стороны, казалось бы, должны остаться в выигрыше. Так, по мнению разработчиков, запуск такой программы позволит населению получить жилье в обмен на «замороженные» депозиты по льготной цене, строительным компаниям - достроить незавершенные объекты, а банкам – освободиться от долгов по депозитам.
Кроме того, будут достигнуты такие государственные «сверхцели», как уход от дополнительной инфляции за счет инвестиций в реальный сектор, запуск производства в смежных со строительной отраслях, создание новых рабочих мест, обеспечение населения жильем и приток дополнительных налоговых поступлений в госбюджет. И это не говоря уже о снижении социального напряжения за счет решения вопроса по замороженным депозитам и возврата доверия к банковской системе и инвестированию в целом.
Впрочем, несмотря на всю привлекательность очередной законодательной инициативы, ей пророчат судьбу уже принятых антикризисных мер. Однако если проанализировать заложенные в программе механизмы, становится очевидным, что преимущества от ее реализации носят скорее теоретический характер.
На практике получается, что единственная реально заинтересованная сторона – сами строительные компании. Для собственников же замороженных депозитов данная схема скорее похоже на обмен «шила на мыло»: замороженный депозит в таком случае может быть просто превращен в не менее замороженное или и вовсе виртуальное жилье.
Поэтому желающие пойти на такой мягко говоря сомнительный обмен вряд ли найдутся. Ведь если сравнивать ситуацию в банковской и строительной сферах – у первой намного больше шансов получить помощь государства.
В то же время, эта схема неизбежно потребует вливания «живых» денег – ведь за сертификаты недострои не завершишь. А если у банка нет денег вернуть депозит вкладчику, то и на финансирование строительных компаний они тоже не появятся. Т.о. в данной схеме неизбежно должны присутствовать деньги из госбюджета, которые будут идти на достройку жилья и выплату процентов собственникам сертификатов. Однако госфинансы у нас, как известно, уже давно «поют романсы».
Возможен и другой вариант - взамен на уменьшение задолженности по депозитам банки будут обязаны кредитовать застройщиков. Однако и тут тупик: если нет денег на возврат депозитов, откуда они возьмутся на выдачу кредитов? Кроме того, как показывает практика, в связи со стагнацией в стройотрасли банки наотрез отказываются давать деньги строительным компаниям, опасаясь их банкротств и дефолтов. Поэтому вероятность заинтересовать финучреждения в реализации программы ничтожно мала.
Таким образом, пока что строительным компаниям по-прежнему остается уповать на «план А» - вливание госпомощи в недострои со степенью готовности 70% и более в этом и 50% и более в последующие годы. Впрочем, несмотря на то, что объекты, которые будут достраиваться за бюджетные деньги, уже выбраны и на этой неделе должно состояться их утверждение Кабмином, финансовый вопрос, по-прежнему, остается открытым. Так, несмотря на планы ГИУ с 20 июля начать процедуру вливания денег в недострои путем приобретения квартир в них - так и остались планами.
Первые облигации Государственного ипотечного учреждения (ГИУ) на сумму 500 млн. грн. выкупил, как и предполагалось, Ощадбанк. Однако ввиду непоступления рефинансирования от Нацбанка, вторую часть акций (еще на 500 млн. грн.) финучреждение отказалось выкупать. Как результат – намеченный на вчера аукцион на ведущей украинской фондовой бирже ПФТС на доразмещение облигаций ГИУ не состоялся. Причина – отсутствие заявок потенциальных покупателей.И такпроисходит уже в третий раз.
Впрочем, и уже полученные 500 млн. грн. пока влить в недострои не удалось. Помешал этому указ президента Украины Виктора Ющенко, который приостановил постановление Кабмина, которое уполномочивает ГИУ выкупать квартиры в недостроях.
Поэтому результаты пятничного аукциона по выбору объектов, в которых учреждение выкупит квартиры - были отменены. Впрочем, даже если обещанная помощь все-таки дойдет до своих получателей – около сотни недостроев – существенно ситуацию в строительной отрасли она не изменит. Ведь всего объектов незавершенного строительства в Украине больше 4 тыс.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2